Знали, что NS`а звали в NAVI перед TI1? Он отказался − продвигал китайский клон Доты
Ярослав Кузнецов рассказал Галееву, как это было.
Ньюфаги знают Ярослава Кузнецова как стримера, комментатора и контент-мейкера. Олдфаги – как капитана Virtus.pro и победителя The Defence. Единицы вспомнят игру Ярослава в первой Доте, и практически никто – что он был продюсером китайского клона Доты, Rage of Titans.
Роман Галеев вспоминает неожиданную страницу в биографии NS вместе с самим Ярославом Кузнецовым.
Что это за игра вообще?
Вернемся в 2011 год. Из-за успеха Доты 1, развития HoN и сильного старта League of Legends десятки игровых компаний врываются в рынок MOBA-игр. Rage of Titans – один из множества проектов, созданных с целью откусить ломоть от общего каравая рынка. На первый взгляд, ничто не предвещало успех. Трейлер, например, выглядел крайне бюджетно:
Зрители еще тогда не оценили игру.
Но издатель Aeria Games знал, на что давить в пиар-кампании. В анонсе говорилось, что над Rage of Titans работали в том числе профессиональные игроки в первую Доту из Китая. Затем Rage of Titans попала на один из крупнейших турниров во всем киберспорте – WCG 2011. За победу на национальном этапе в Москве победитель получал 300 000 рублей – тогда это были солидные призовые.
В компании сделали расчет на медийных личностей – так, в России игру продвигал Ярослав «NS» Кузнецов. Его даже называют «продюсером» Rage of Titans, однако сам Ярослав иначе оценивает свою позицию.
– Я помогал с локализацией, давал какие-то советы, рекламировал игру в меру возможностей, занимался киберспортивным направлением (несколько турниров провели), – поделился NS в комментарии для Sports.ru. – Честно сказать, не помню, как именно меня позвали, но предложили работу и неплохую зарплату. Зарплата была в районе 45к рублей, в то время хорошие деньги, в командах по Доте зарплата была 100-200$, не больше. Деньги меня заинтересовали в первую очередь: в Доте было практически не заработать, а я уже был не ребенком, и на что-то надо жить.
Возможно, именно благодаря привлечению инфлюенсеров и анонсам турниров в Rage of Titans поверили в киберспортивных клубах. Своими составами обзавелись NAVI, Virtus.pro и Moscow Five – за последнюю играл Jolie, участник первого состава Virtus.pro по Доте (2007 год). Тогда еще Afterlife всерьез верил в этот состав:
А NS в топиках Продоты агитировал дотеров сыграть в чудо-игру.
– В какой-то степени вера в RoT была, однако я в то время ничего не делал, кроме игры в Доту: слабо разбирался в рынке и так далее. Мне казалось, что нечто похожее на Доту на отдельном движке может выстрелить, но не понимал, к примеру, что LoL уже давно очень крупная игра, то есть конкуренция уже имеется, и неслабая. Хотя, думаю, у игры был потенциал, – вспоминает Ярослав Кузнецов.
У NAVI же менеджером был McDee – тот самый менеджер, что ездил с NAVI.Dota на TI1. Неудивительно, что три топ-организации по итогу и распределили между собой призовые места:
1-е место – Moscow Five – 300 000 рублей;
2-е место – Virtus.pro – 150 000 рублей;
3-е место – Na`Vi – 50 000 рублей.
Кстати, репортаж с WCG по RoT был под стать трейлеру: такой же гротескно-пафосный и неуместный.
Однако главная драма Rage of Titans и Доты была связана вовсе не с WCG, а с самим Ярославом. В период, когда NS занимался китайской игрой, Александр Кохановский позвал его в Natus Vincere – за пару месяцев до TI1. Но есть нюанс: о предстоящем The International с огромным призовым менеджер NAVI промолчал!
«Мне ZeroGravity пишет: не хочешь снова DTS собрать? Будем тренироваться и так далее... А он уже знал [про TI], гаденыш! Но не сказал мне. Если бы я знал, что можно миллион долларов выиграть, я бы в тот же день работу бросил.
Ну и я сказал: «Да нет, я что-то вообще забил пока, а вы так серьезно настроены. Я буду работать, времени мало». Через три недели я узнаю про этот турнир, сам увольняюсь с работы и иду играть [в Moscow Five]».
Сразу после WCG Rage of Titans бесследно исчезла. Сейчас в интернете даже не найти новости о закрытии серверов. Тем не менее игра до сих пор живет в Китае – в ней 193 героя! (на 69 больше, чем в Доте).
– Выход Dota 2 убил эту игру, – считает NS. – Создатели хотели переманить в первую очередь игроков в Доту, но, когда вышла Dota 2, все забыли про RoT и ринулись к Valve.
* * *
А вы играли в MOBA-игры сомнительного качества до Доты?
6 самых крутых моментов мейджоров по Доте
Как Дахак тащит против любых драфтов? Помогла тактика из пабов!