Ставим диагноз Даниле Багрову: герой эпохи или психопат?
Разгадываем «Брата».
В марте два фильма Алексея Балабанова повторно вышли в российский прокат. Я смотрела дилогию еще в детстве вместе со старшим братом. Он угорал по Даниле Багрову и перенял его простой моральный кодекс: слабых спасать, сильных усмирять, сволочей убивать (нет, гангстером мой брат не стал). Я любила «Брата» за отечественную хтонь, саундтреки и харизму героя. Но Данила для меня был милым быдлом в свитере из секонд-хенда.
Зрители разделились на два таких же лагеря: одни фильмы обожали, другие – плевали в них. Одни увидели в Багрове героя и лучшую версию себя, другие не купились на его обаяние и среагировали на ублюдочность.
Ленты Балабанова обсуждают уже 25 лет. Достаточно времени, чтобы рассмотреть в них символизм и ответить на вопросы: мы с Данилой братья или нет? И есть ли, чем тут гордиться?
Подпишись на наш телеграм про игры и кино. Все новости и инсайды там!
Актер создал совершенно нового героя. И окончательно запутал зрителей
Сюжета в фильмах как будто бы нет: Данила слоняется сначала по Питеру, потом по Москве, Нью-Йорку, Чикаго. И везде вершит «справедливость». Он защищает робкого контроллера в трамвае, решает проблемы брата-киллера, летит в США мстить за смерть друга и вытаскивать хоккеиста из кабалы. Все это на фоне бандитских разборок и попыток завязать романтические отношения.
Две части фильма – и в них два разных Данилы. Режиссер говорит, что переписал сценарий после встречи с актером Сергеем Бодровым. Если бы не он, то герой получился бы другим: подонком, как изначально и задумывалось.
«Эту историю я писал специально под Сережу Бодрова. Какой он? Обаятельный. И совсем не актер. Он не сможет, к примеру, сыграть Гамлета − он вообще не умеет играть. Он просто органично существует в пространстве. И его Данила в итоге оказался очень органичным: он в жизни идет от своей собственной правды, от живота, что называется, а не от головы. Ему кажется, что именно так и надо жить. А уж зрители сами решат, судить его или нет», – признавался Алексей Балабанов в интервью «АиФ».
Первый фильм: Данила дембельнулся, умеет лишь убивать и не находит себе места в городе. В городе, где на руинах разрушенного государства буйствуют сорняки.
«Город – это злая сила. Сильный приезжает и становится слабым. Город забирает силу. Вот и ты пропал», − говорит Даниле немец.
По сценарию здесь Данила должен снисходительно улыбнуться в ответ, но в фильме это не показали. В кадре он недоуменно вглядывается в лицо бездомного и отворачивается. Но так и не понимает его: протягивает бомжу деньги и не знает, почему все-таки «что русскому хорошо, то немцу смерть».
Во втором фильме Данила – целеустремленный экспат, который может всю Америку под себя подмять. И какой из этих персонажей стал национальным героем?
Я сразу упомянула два контрастных лагеря зрителей. Разберемся, как появилась противоположная критика. Многие попались на провокацию режиссера и прочитали только первый слой фильма. А это:
− ксенофобия и шовинизм;
− оправдание убийства и варварства;
− агрессивный патриотизм;
− незнание американского общества;
− неумелое использование шаблонов голливудского экшена.
Вторые влюбились в «своего парня» – режиссер задел больную мозоль людей того времени. Идеология и старые ориентиры рухнули, война у каждого с каждым, тыла нет. А Данила – тыл сам для себя. Он устанавливает свой закон и мораль, живет как герой.
Так что даже насилию легко найти оправдание. Убийства на экране назвали пиротехническим эффектом, аналогом поступка в жизни. В кино так устроено.
Как снимали «Брата 2»: Бодров понял, в чем сила, а Балабанову не понравилось работать с американцами
В 2021 году «Брат» и «Брат 2» вышли на Netflix. Я с интересом рыла реакцию иностранцев на дилогию и ждала найти там что-то совершенно новое. На IMDb фильмы набрали 8 и 7,8 балла − неплохо. Но комментарии меня расстроили, там все те же два лагеря. Первые снова хвалят аутентичность и актерскую работу Сергея Бодрова, даже сравнивают героя с Робин Гудом или Человеком-пауком. Вторые снова ругают фильм за антиамериканизм, сексизм, плоский сюжет и кучу нытья.
Придется искать правду дальше.
В «Брате» есть еще один главный герой. Он помогает понять фильм
Честно, через 15 лет после первого просмотра «Брата» я переобулась. Данила уже не кажется мне таким пропащим. Переосмыслить сюжет помог невидимый главный герой – саундтрек.
Кульминацией фильма становится сцена перестрелки в чикагском клубе. В эпизоде целиком звучит песня «Полковнику никто не пишет» группы «БИ-2» − раньше она появлялась как лейтмотив опасной среды. В песне сплетаются главные темы всего фильма: одиночество, война, жестокий город и неразделенная любовь.
Посмотрите, как режиссер снял сцену убийства. Стрельба из точки зрения поднятой руки с оружием, когда стрелок идет через коридоры. Как в шутере. Так Балабанов приглашает зрителя идентифицировать себя с убийцей. Данила не сомневается в своих действиях, я слежу за событиями от первого лица – и уже тоже не сомневаюсь.
Не зря в тексте проскальзывает «холодная война»: так песня поднимает перестрелку в клубе на уровень межнациональной борьбы за справедливость. После этой сцены пути назад для Данилы нет, он окончательно прощается с Америкой, остается один, его чувства отмирают. И финал это подтвердит: перед встречей Данилы и Мэнниса играет «Никогда» Агаты Кристи.
У трека мрачная аранжировка, слова повторяются, как клятва в вечной любви: «Я не забуду о тебе никогда, никогда, никогда». По сюжету в этом фрагменте герою предстоит беседа с главным боссом. Но так ли важен их разговор и убийство Мэнниса на самом деле?
Отматываем чуть назад: Данила поднимается по пожарной лестнице и как мантру зачитывает стишок «О Родине». В нем увидели наивный патриотизм, но мне кажется, все как раз наоборот. Слова о родине уже потеряли для Данилы смысл, стали разговорной жвачкой. На тот момент у него уже нет никакой семьи, он принимает свое одиночество, а национальная принадлежность уже стала безразлична. В таком контексте песня «Никогда» становится прощанием.
Музыка постоянно дополняет сюжет. «Вечно молодой» группы «Смысловые галлюцинации» намекает, что судьба героев могла сложиться иначе. «Гни свою линию» «Сплина» − подчеркивает несгибаемость Данилы. «Ту-лу-ла» Чичериной − закадрово отражает истинную реакцию героя на опасность. «Гудбай, Америка» «Наутилусов» − здесь вообще двойное кодирование: чувствуется детское обожание страны-мечты, какой Америку видели в советское время. И прощание с ней.
Однозначно стоит пересмотреть и переслушать фильм, чтобы заметить такие параллели.
Брат-психопат? Что говорят о Даниле врачи
Я зашла на форум психотерапевтов и даже попросила своего знакомого врача описать Данилу Багрова. Это обычная практика для психологов – анализировать литературных и киногероев. Что мы имеем:
Язык тела: напряженный, скованный, мимика и жестикуляция невыразительные. Характерно для психопатических личностей: часто у таких людей притуплена эмпатия, они не понимают тонкостей общения, могут быть хладнокровными, жестокими и бескомпромиссными.
Но делать заключение рано: Даниле хочется давать нежность, вот только не научили его проявлять чувства.
Интеллект: профессионально планирует убийство, но безнадежен в простом человеческом общении. Герой не раскрывается в диалогах, его короткие фразы стереотипные. Они как будто бы навязаны ему, а не родились из рефлексии.
Данилу предают, ему отказывает возлюбленная, очевидна бессмысленность совершенных убийств. Но он не пытается это осознать. Отмыв руки от крови, Данила едет покорять Москву.
Эмоциональная сфера: ему не страшно, нет отходняка после стрессовой ситуации – а это вообще-то ненормально. «Ты не на войне» говорили Даниле два фильма подряд. Но менять стратегию даже в мирной жизни он не собирается. И нет, это не крутой самоконтроль, он просто не испытывает таких эмоций. Спустя 10 минут после перестрелки Данила уже мило болтает с Ириной Салтыковой.
Данила умеет сопереживать, но считывает чужие эмоции очень плохо. Он не понимает, почему его боится брат, почему Света не хочет уходить от мужа, а проститутка Мэрилин закатывает истерику после его «помощи».
Сверхбдительность, демонстрация предрассудков – проявления посттравматического стрессового расстройства (он же «чеченский синдром» − интересно, да?)
Анамнез: нет, Данила не псих. Скорее, незрелый: эмоционально и личностно. Потерянный ребенок, которого искалечила война.
Такой Данила Багров мне роднее. Данила не в маске мстителя-героя или гангстера-ублюдка. А как простой парень с моего двора, одинокий, не находящий себе места. Понятный и очень уж близкий каждому образ.
«Брат» многослоен. Весь этот национализм − лишь верхний сюжетный слой, авторская ирония. Здесь слабость сплетается с силой, ненависть к чужому − с признанием в любви Америке. Это не фильм о противостоянии русской и американской культур. Это фильм о войне внутри человека, призыв посмотреть на себя со стороны. Каждый найдет в Даниле Багрове свое отражение, нужно только вглядеться.
Уже родились люди, которые не смотрели фильм. Теперь они могут посмотреть дилогию даже в кинотеатрах. «Брат» будет разным для новых зрителей, не выросших в 90-х. И поставить точку в этой войне двух лагерей не может даже Балабанов.
Из интервью с Алексеем Балабановым. «АиФ», 2002 г.
Уже успели сходить на «Брата» в кино? Изменили свое мнение после просмотра?
* * *
Как снимали «Брата»: бандиты подарили Buick LeSabre Круглому, а одного актера чуть не застрелили
7 главных фильмов с Брюсом Уиллисом. Мы на них росли