«Рамзес писал мне гадости из-за блока волками». Топ-Ликан Доты (6000 игр!) ушел из-за плохого патча
Бадьянов поговорил с главным Волчарой Доты.
Играли ли вы когда-нибудь в Доту на Ликантропе? Хотели улучшить свою игру? Если да, то вы наверняка видели стримы Судла на Твиче или видео с его участием на Ютубе. Никита – в числе лучших игроков на Ликане в матчмейкинге. Он одним из первых раскрыл силу Кентавра для Ликана с Доминатора. Он же придумал покупать просто Блайт Стоун или делать закуп на быстрый Шлем задолго до того, как это стало хоть сколько-нибудь метовым. В одном из последних патчей он чекал Обсервер в миде с помощью волков, а в патче 7.30 подрезал вражеских куриц возле фонтана волками.
Его пиковый ранг – топ-195 Европы, пиковый рейтинг – 7740.
Скриншоты кликабельны.
Так сложилось, что мы с Никитой давно знакомы. Мы всегда стараемся увидеться, когда он возвращается в Омск. Да, он смог покинуть Омск!
Я связался с ним, чтобы обсудить Доту, Ликана, стримы и его будущее в этой сфере.
Никиту разочаровал патч 7.31, он до сих пор не сыграл на нем ни одной игры. Судл перестал стримить Доту и ушел в реальную жизнь.
Подпишись на наш телеграм про киберспорт. Все новости и инсайды там!
* * *
– Привет, Никита. Расскажи для начала нашим читателям немного о себе.
– Всем привет, я Никита, мой ник SooDl, читается как Судл. Мне 26 лет, родом я из Омска, сейчас живу в Самаре. Серьезно в Доту играю около 8 лет. У меня есть свой канал на Твиче, может быть, кто-то натыкался, там я играю на Ликане – это моя основная фишка. Когда я начал на нем играть, это был достаточно специфический герой, не особо популярный. У себя на стримах я хотел его раскрыть на максимум и показать всем зрителям, на что этот герой способен.
Ведь и по сей день существует легенда, что Ликан – это 20 минут игры, а если не закончил, то ГГ. Моей первоначальной задачей было развеять этот миф. Все было далеко не так, Ликан мог выигрывать 40- и 50-минутные игры, и я это показывал. Да, Ликан способен фастпушить, но на этом все не заканчивается.
Параллельно я бустил аккаунты, и про меня начали узнавать, что вот есть такой человек, он играет на Ликане и стримит на Твиче.
– Как ты начал играть в Доту?
– С Warcraft III, я застал появление кастомной карты DotA Allstars. Но Доту тогда сильно не уважали в варкрафт-коммьюнити в Battle.net. Это было еще до Гарены, 2005 или 2006 год.
У меня был товарищ, с которым мы тогда вместе играли AT (Sports.ru: Ally Team) в «Варкрафте». И один раз мы решили потестить кастомки: Green TD, Angel Arena и Дота. Первым героем, которого я тогда пикнул, была Спектра, потому что у нее моделька очень черная. Мне она так понравилась, ее моделька в «Варкрафте» была ультом Варденки. Не помню, чем игра тогда закончилась, но мы просто играли, шутили, и мне очень понравилось. Брали всякие связки нестандартные. Люди тогда любили играть связками, например Кентавр и Тини, где Тини бросал Кентавра во врагов, он станил, там Double Edge был безумный. Или Пугна и Огр.
Потом вышла Гарена, там уровень повышался просто от того, что ты играл в кастомки. И там было много комнат дотерских, были очереди, чтобы попасть в комнату. И в первые High Level румы было очень сложно попасть, но там играли очень крутые игроки.
Потом появились iCCup, рейтинг, и стало интересно играть. Если сейчас поискать, можно найти мой аккаунт на iCCup в первом сезоне. А во втором сезоне я доходил где-то до ранга B+. Играл тогда на всем подряд.
– А в Доту 2 как начал играть?
– Когда я играл по фану в первую Доту, параллельно проходил все подряд. Особенно много играл в Counter-Strike 1.6. Играл на неплохом уровне, в КС у меня уже были турниры, праки, тренировки.
В один момент, когда КС 1.6 умер, когда перестали проводить турниры по 1.6 и начали продвигать Global Offensive, примерно тогда же появилась Dota 2. А CS:GO мне вообще не понравилась, там был совершенно другой движок и, по сути, это были разные игры. Привыкнуть я тогда не смог и перешел в Доту 2. Рейтинга в ней тогда не было, были сундуки, ключи, уровень аккаунта. А люди измеряли скилл по винрейту на аккаунте или по количеству часов в Доте.
Уже после, когда в Доте появился матчмейкинг и рейтинг, я откалибровался на 4100. Тогда я играл на всем: и на керри, и в мид ходил, и на саппортах, да даже в лес ходил на Фурионе с Мидасом. Мой рейтинг колебался в районе 4 тысяч, но ниже 4000 не опускался никогда. У большинства профессионалов ММР был в районе 5400−5500. Точно помню, что у Хвоста в первую неделю было 5100 ММР, когда у меня было 4100.
Тогда куча людей играла в Доту. Я уже учился в универе, жил в общежитии, и там многие играли. У кого-то было 500 ММР, у кого-то 1000, у кого-то 3000. А я ведь часто до этого играл в КС, ездил на ланы. Мне очень нравились ланы, и это чувство соревнования во мне сохранилось. Очень удивляло, что в Доте 2 не проводилось никаких турниров и никто между собой не соревновался.
Потом постепенно появлялись всякие местные омские онлайн-фасткапы, турниры 1 на 1. Даже мы в общаге начали играть 1 на 1, люди приходили с ноутбуками, играли на какие-то символические вещи. Было очень весело.
На одном из онлайн-турниров 1 на 1 я познакомился с человеком, с которым потом основал свою первую команду по Доте. Мы вместе искали игроков, чтобы попытаться играть в компетитив уже 5 на 5, различные онлайн-турниры, посещать ланы. Искали игроков от 4000 ММР. Мы собирались в Скайпе и играли какие-то ЦМ-ы, аматорку Старладдера, потом были и первые омские ланы. Так я пришел в командную Доту.
– Как начал играть на Ликане?
– В командной игре я столкнулся с проблемой: пул героев нужно было расширять. Так мы решили, что хотим поиграть с Ликаном. В прошлом я иногда играл на Ликане, и мне это нравилось. У меня появилась четкая цель научиться. Ну, и я немного увлекся.
– Почему именно этот герой? Чем понравился?
– От Ликана можно построить стратегию, он нужен был для ЦМ-мода. Нам в команде требовалась такая опция, чтобы можно было ей воспользоваться, если другие герои в бане. Мы сделали это нашим тузом в рукаве.
Играть было прям по кайфу. Но со временем я стал ощущать, что не до конца раскрываю этого героя. Вот есть у героя волки, но они нужны не просто чтобы ты направил их на врага. У них ведь куча опций: разведка, стакнуть что-то, что-то разбить, сбить Фласку или Кларити, заблочить. И вот тогда я подумал: «А что если раскрыть потенциал героя на 100%? На что он способен?» И мне захотелось довести свою игру до идеала, я хотел успевать делать на нем все, что только можно. Вплоть до того, чтобы блочить Древних, когда враг стакает их себе. Другой вопрос, что непосредственно во время игры тяжело делать все.
Еще мне очень нравилось, что этот герой редкий. Ликан был непопулярным, и на нем ты мог выделиться, был уникальным. Вот если сравнить с Инвокером, то крутых игроков на Инвокере много было уже тогда. А сколько таких было на Ликане? Единицы. Было мало конкуренции, и я объективно мог стать лучшим Ликаном, просто потому что на нем никто больше не играл.
Опять же, Ликан был мне по душе, потому что на нем нужно было иметь микроконтроль. А ведь до этого я очень много играл в «Варкрафт». Большинство дотеров на тот момент отталкивал микроконтроль. Им нравилось играть одним героем, без всяких там юнитов. Я до этого сыграл несколько тысяч игр за Орков в «Варкрафт», привык контролить, для меня это не было проблемой, расконтролить волчков и некров.
8 имбовых Шардов, которые Айсфрог забыл понерфить. Берите сразу на 15-й минуте!
– Когда, по-твоему, герой был особенно силен? Когда тебе больше всего нравилось играть?
– С выходом Аганима (Sports.ru: речь идет о патче 7.22, когда всем героям в Доте добавили Аганимы), конечно. Это самый сильный патч для героя.
Когда патч только вышел и я почитал, что будет давать Аганим, я отнесся к этому скептически. Мне показалось, что это полнейший мусор. Но потом опробовал в игре, и оказалось, что ничего сильнее я еще не видел. Это было золотое время героя. Меня нельзя было остановить.
Осенью 2020 года Никита апнул смурф до 7740 ММР, играя только на ФП Ликане, с винрейтом более 82% и счетом 190 на 40.
– В чем заключалась сила?
– Во-первых, тогда еще был нормальный Доминатор, который давал ауру. Сначала скорости атаки, потом урона. Во-вторых, Аганим. Его я старался купить как можно раньше, я жертвовал ранними Некрами. Я брал Доминатор, и с ним уже можно было убить любого героя. Затем как можно быстрее выкачивал Аганим, и после этого третьи Некра появлялись мгновенно. За 3 минуты ты получал готовые Некра, скорость фарма становилось космической, просто невероятной.
У тебя выходили 2 волка, а потом 3 (!) волка, после 7.22g, враги за них получали всего 20 голды и 10 экспы. А у волков было сопротивление магии, старый Howl работал по всей карте. Ты его просто нажимал – и волки распушивали пачки очень быстро. Если 3 аганимных волка добирались до вышки, старый Howl позволял им просто разорвать ее. Когда твои пачки подходили к вышкам, ты всегда видел врагов, которые стягивались отпушивать. И сам мог в это время свободно и безопасно качаться. Старый Аганим был слово Суперультрамидас, который позволял перманентно видеть врагов на отпуше пачек.
А если получалось так, что у тебя вышли 3 волка на одной линии, а потом еще 3 волка на той же линии, и каким-то образом вы побеждали драку под базой соперника, то ты просто шел и ломал Трон за 10 секунд, либо стороны. Он сметал, буквально стирал всю базу. Такой Ликан не прощал ошибок, волки сумасшедший урон вносили.
Если игра затягивалась, то у тебя всегда был огромный нетворс. Ты мог на Ликантропе спокойно выфармить 20000 нетворса на 30-й минуте с этим Аганимом, денег было много. Это может сейчас звучать не так сильно, но тогда, на практике, никто не побеждал тебя.
– У Ликана почти всегда был очень большой винрейт при очень низком пикрейте. Сильно ли ты на это повлиял?
– Нет. Это из-за того, что Ликан если выигрывал начало, то он, как правило, побеждал. Таких героев несколько, тот же самый Визаж. Почему у него всегда был винрейт под 60%? Все по той же причине – он умел быстро заканчивать игры. Бруда в какой-то степени. Бруда на 15-й минуте и Бруда на 40-й – это совершенно два разных героя. На 15-й ты боишься, ты заходишь к себе в лес, она в тебя плюнула – и ты умер. Ну, по крайней мере так раньше было.
А еще Ликана выбирали только те, кто умел на нем играть и побеждать. Просто так выбрать его было сложно, это не самый приятный герой.
Почему у Ликана сейчас так упал винрейт? Потому что его уничтожили, его превратили в позицию 3.
– Раздражаешь ли ты людей? Как тот же Травоман, которого многие просто ненавидели за то, что он играл на старом Течисе? Кто-то добавлял тебя в чс?
– Могу вспомнить историю с Рамзесом. Это было за несколько месяцев до его прихода в Team Spirit. Он играл тогда в своем стаке с местными новосибирскими или новокузнецкими пацанами. Тогда я уже выходил против него. Он играл на Гирокоптере, а я ему 5 минут подряд блочил Эншентов волками. Он не мог фармить их, просто потому что они не появлялись. Враги ставили Сентри, пытались девардить, а кемп все равно не появлялся. Потом они заметили, что я волками блочу на 59-й секунде, и Рамзес мне в чат из-за этого писал гадости.
Уже после, на стримах, заходили люди ко мне в чат и писали: «Ни на чем больше играть не умеешь», «У тебя герой для имбецилов/райтклик-герой». В играх писали: «Ну и что, интересно тебе играть на своей собаке?», «Найс герой». Но прям конкретных хейтеров не было.
Кто-то говорил, что я дурачок из-за того, что играю только на Ликане. Кто-то вообще был в шоке от того, как я играю. А кто-то наоборот говорил: «Ничего особенного, так любой делает». Мнений много было по этому поводу.
Еще 8 крутых Шардов, которые нужно брать прямо на 15-й минуте!
– Как думаешь, почему у Травомана появилась толпа поклонников и своеобразный культ, а у тебя волчьей стаи не вышло?
– Есть только 2 типа дотеров: те, которые потеют и играют на результат, и те, которые заходят в Доту по фану. Вторых намного больше. Я бы сказал, что их 99%. А тот самый 1% − это серьезные игроки, которые стараются.
Когда ты играешь по фану, заходишь, берешь Ликана и думаешь: «Блин, а зачем я свое время трачу? Этот герой абсолютно ничего не может». А если ты играешь по фану на Течисе, то ты можешь поставить себе на стол пиво и просто раз в час взорвать где-то кого-то и получить от этого удовольствие. На Ликане такого не сделаешь. Старый Течис был проще, лучше подходил большой аудитории. Успех Травомана во многом объясняется тем, что старый Течис подходил для подпивасов. Для людей, которые хотят придумать какой-то бред, играть на какой-то чуши, лишь бы получить от этого удовольствие. Например, взорвать героя, находясь при этом на другом конце карты, при этом нажав одну кнопку – это прикольно, будем честны.
Или, например, Пудж. Почему люди любили Пуджа? Он всегда был олицетворением Доты, Денди показал, как им нужно играть – и все захотели на нем играть. Пудж до сих пор остается самым популярным героем. В то время как Чен, которым играл Пуппей, был и остается самым непопулярным в Доте. Все потому что: «Блин, там нужно контролить, там нужно что-то делать... ой, это не для меня». Люди не хотят усложнять себе геймплей, люди заходят в Доту поиграть, в первую очередь отдохнуть, получить какое-то удовольствие. Ты не хочешь, чтобы у тебя болели пальцы после игры. А если ты этого не хочешь, зачем тебе тогда играть на Ликане?
Гений Чена ушел из Доты. Он учит Нотейла и Роджера, общался с Айсфрогом, считает Пуппея плохим Ченом
– В августе 2021-го я видел у тебя огромную цифру – больше 6000 игр на Ликане суммарно на разных аккаунтах. Насколько она близка к истине? Сколько игр на Ликане сейчас?
– Наверное, где-то 7000. С того момента я вполне мог успеть еще тысячу игр сыграть. 500 я точно успел, может и 6500. Точно я не могу знать, потому что я забустил огромное количество аккаунтов.
– Как сыграть столько игр на одном герое и не умереть? Тебе не надоело?
– Сейчас на Ликане уже никак. Даже я не смог бы сыграть еще 1000 игр. Даже 500 за полгода бы не сыграл, учитывая, в каком состоянии герой сейчас находится. Он стал совершенно другим. Чтобы сыграть1000 игр, ты должен героя любить – со мной так и было. Я любил играть на Ликане, я кайфовал от этого геймплея. Я играл не потому, что он сильный или метовый, я играл потому, что мне нравилось.
Таких, как я, очень много. У них много игр на всяких Веномансерах, только потому что им он нравится. 4ndreJkee нравится Баратрум – он сыграл на нем 3,5 тысячи игр, Zxcursed’у нравился СФ. У каждого человека какой-то свой герой.
Мне не было скучно. Если я не хотел играть на Ликане – я просто не играл в Доту. Я отдыхал, занимался чем-то другим.
– С тобой произошел момент, которого с некоторыми игроками за всю жизнь не случалось: у твоего любимого героя удалили ключевой предмет, самый главный и самый важный. Как ты пережил удаление Некров и как сейчас к этому относишься?
– Я до сих пор это не пережил и до сих пор не смирился. До сих пор об этом думаю, не могу понять, зачем это сделали. Просто: «Давайте удалим Некра»? Как такая идея вообще пришла кому-то в голову? Кто ее автор?
Их можно было занерфить, если люди считали, что они сильные. Если главной проблемой был True Sight – удалите его. Или снизьте обзор, чтобы радиус был не 1000, а 100, чтобы только вплотную можно было видеть. Сделайте так, чтобы красный не взрывался. Да много вариантов для нерфа, но ни в коем случае нельзя удалять предмет. Я был в шоке, что его удалили, даже не пытаясь сильно занерфить.
Если предмет в Доте имбалансный, значит, он подвергается нерфу. Все просто. В Доте до сих пор много имбалансных предметов, но их же не удаляют, верно? То же самое БКБ – самый имбалансный предмет, но его же не удаляют.
Некрономикон появился в патче 6.00. Его потом еще собирали на Варлока, только потому что модельки были одинаковые. Некра придумали очень давно, а кто-то из разработчиков пришел в Доту и просто удалил то, что он не создавал. Я этого не понимаю. Кто ты такой, чтобы так делать? Ладно, если бы они придумали какой-то новый имбовый предмет, ввели его в игру, а потом удалили. Как было с целой кучей нейтральных предметов. Просто вырвали предмет из Доты, хотя надо было его понерфить.
БКБ – самый сломанный предмет Доты. Мы привыкли, но его пора менять
– Как относишься к тому, что Айсфрог на протяжении многих патчей делал из Ликана ютилити-героя третьей позиции? Что у него и получилось на последнем Инте.
– Крайне негативно, конечно. За все время своего существования Ликан был основным кором – его брали на керри или в мид. Если мы вспомним The International 2014, то там Ликан был самым востребованным героем (Sports.ru: на TI4 Ликана 20 раз пикнули с винрейтом 70% и 149 раз забанили). И его там чаще всего использовали как керри. Ликан прекрасно вписывался в разные стратегии, в быструю Доту того Инта. Его главной силой всегда был его темп.
Но в какой-то момент его просто решили переделать. Опять же, началось это с замены Аганима. Взять Wolf Bite. Предположим, что мы Ликан-керри − и на керри должны кого-то укусить? Кого? Если ты керри – ты должен усиливать себя в первую очередь. Разве ты хочешь на керри укусить тройку или мидера? Зачем? А вот на третьей позиции ты очень хочешь укусить своего керри.
Новый Howl, конечно, тоже прикольный, но он больше подходит для третьей позиции, потому что это бонус для всей команды. Если у тебя есть в команде физический кор, то достаточно просто дать Howl. Необязательно наносить урон самому, достаточно просто дать дебафф.
И сейчас твоя задача на Ликане просто давать дебаффы и просто баффать своего кора.
Герой больше не способен тащить игры в соло, как раньше. Ты не можешь забежать и убить всех героев. А раньше мог. Любого героя мог убить, ну, кроме Наги, наверное. Да и Нагу мог, если все было хорошо. Можно было на Ликане выигрывать любые игры.
Раньше на Ликане ты всегда мог быть полезным. А сейчас герой ни на что не годен: если ты купил себе тайминговый Оверлорд и не смог выиграть первую важную драку, то герой перестает существовать в игре.
– Кто самые крутые игроки на Ликане в компетитив?
– Артизи и Сайлар. Артизи всегда был крут и выделялся своим безумным микроконтролем. Когда я впервые зашел на стрим к Артизи, то просто не успевал следить за его действиями, настолько все было быстро: движение мышки, переключение камеры. Артизи просто быстро играет, а Ликан как раз тот герой, на котором нужно играть быстро. Также он один из немногих, кто пользуется четко бадиблоком волков.
Сайлар просто хорошо играл на Ликане. Его реплеев я не смотрел, но у него всегда был хороший винрейт и хорошие результаты на Ликане (Sports.ru: 153 игры в компетитив, 61,44% винрейт).
В компетитив мало хороших игроков. Худший вариант – ILTW. Он качал Feral Impulse в 4 на 7-м уровне. Это нельзя объяснить ни с точки зрения логики, ни с точки зрения математики: такая раскачка дает тебе гораздо меньше. Вообще, смотреть, как игроки из Восточной Европы играют на Ликане – это ужасно, это неприятно. Это делается просто для того, чтобы был Ликан. Можно взять любого другого героя, и будет в разы эффективнее.
Много говорили в свое время о том, что Ликан – сигнатурка Сайлента. Но Сайлент – плохой Ликантроп. Достаточно посмотреть последнюю игру на TI8, он играл тогда в составе Winstrike. Это была игра на вылет, во втором раунде лузеров против VGJ.Storm. Это кровь из глаз! Было отвратительно все, что он делал. Эта игра – показатель, что он вообще не понимал, что происходит. Худшая игра в компетитив, которую я только видел от Сайлента, и она была на Инте. Они довольно рано открыли Ликана и его крепко прикрыли по драфту Виверной и Андерлордом на ластпик.
Там даже был мем: он купил Доминатор на 7-й минуте и не взял Кентавра, а убил его и искал волка на урон. Мне от этого стало плохо. На такой стадии нет ничего важнее стана Кентавра, но самое главное – его легко было реализовать за счет высокой скорости передвижения. Любая цель против Ликантропа, которая находилась в стане, умирала моментально. До 20-й минуты в застаненный таргет никто не наносил больше урона, чем старый Ликан с Некрами. Он имел самый большой ДПС из всех героев в Доте.
Тайд через физический урон – гроза матчмейкинга. Сносит трон быстрее Тини
– Как ты сейчас оцениваешь сложность героя? Сколько игр потребуется обычному игроку в Доту, чтобы заиграть на нем?
– В текущих реалиях, кстати, Ликан – слишком простой герой. На нем ничего не нужно особо делать, просто купить Оверлорд и ходить с командой. Раньше ты строил свой план на игру сам, конкретно от себя и от своей критической массы. Теперь же ты строишь их от команды.
* * *
– Ты один из тех игроков, кто очень сильно перегорел, играя в 7.30е. Каких изменений Ликана ждал? Каких изменений Доты ждал от 7.31?
– Я очень сильно устал от патча 7.30. В нем Ликану хотя бы дали какую-никакую альтернативу Некрам в лице Оверлорда. Его очень сильно баффнули, добавили в сборку Владимир, сделали одного большого и сильного крипа. Геймплей поменялся, стало интересно, что можно сделать с этим новым предметом. Да, это было хуже, чем с Некрами, было слабее, но появились опции с Эншентами, появилась опции Драконом распушивать пачки, круто биться в ранних драках с очень сильным крипом.
Я ждал реворк Аганима. Как по мне, ему нужно убрать Wolf Bite. В идеале – поменять местами с Шардом. Сделать более слабую версию Wolf Bite Шардом. И сделать сильную версию Шарда – старый Аганим – в виде 2−3-х волков. Я рассчитывал на что-то подобное. Но этого не случилось. Ждать еще патч я не захотел. Может, когда-то это случится, но сидеть и играть на 3-й позиции в течение неопределенного времени я просто не собирался.
Хотел бы, чтобы Дота замедлилась. Мне не нравится, что на 30-й минуте керри-герои могут иметь 20 тысяч нетворса. Я не хочу, чтобы люди получали огромное количество денег с лэйновых крипов и фарма леса. В Доте сейчас слишком много денег.
Одним из возможных решений могло стать то, что лес нельзя было бы стакать. Это очень сильно замедлило бы фарм героев. Маленький кемп для мидера не просто нужно было запретить стакать, его вообще следовало удалить. Мидеры на любых героях могут стоять линию, и совершенно неважно, выиграл ты или проиграл. Ты просто уходишь, стакаешь маленький кемп, профармливаешь его, забираешь руну Воды − и у тебя ровно столько же, сколько у оппонента.
Возможно, стоило каким-то образом вернуть в игру роум, как-то оттянуть фокус игроков с линий и крипов на них. Какие-то классические изменения Рошпита, карты могли бы помочь, но мы не увидели новых ландшафтов – карта та же. Аванпосты так и стоят, карта как игралась зеркально – так и играется, Рэдиант идут в верхний лес, Дайр идут в нижний лес. Ничего не поменялось.
Маленькие крипы – бич Доты. Их нужно удалить
– С каким лицом читал патч 7.31? Сильно разочаровался?
– Когда я увидел нового героя Primal Beast на главной, сразу подумал: «Зачем?» Зачем в Доте новый герой? Их и так много. Тем более он не стал керри. Я бы воспринял его нормально, если бы добавили керри-героя. Керри добавляли последний раз давным-давно, это был Monkey King.
Но в целом мне все было интересно, пока я не дошел до Ликана. Когда увидел, что его еще и занерфили, я перестал читать патч. Да, я в первый раз в жизни бросил читать цифровой патч.
Я дважды переставал играть в Доту, но это было не из-за патчей, а по личным причинам: например, занимался чем-то другим и просто не мог играть. Но вот чтобы дропнуть Доту, имея при этом возможность в нее играть, такое со мной впервые.
– Как оцениваешь мод АП сейчас? Тебе ведь, как спаммеру одного героя, от его изменений становилось только хуже. Ты ведь даже выбрать своего героя не мог, порой и по 10 игр подряд. Сколько, кстати, максимум игр? Как оцениваешь игроков с Овервульфом в хай-птс пабликах?
– Однажды на своем стриме я ни разу не смог пикнуть Ликана. Я 13 игр подряд не мог взять Ликантропа. Потому что он банился либо сразу, либо его ФП-шил кто-то в команде врага. Это отвратительно, мне это никогда не нравилось. Огромнейшее количество банов в режиме All Pick, даже в ЦМ-е банов меньше. Это странно.
Ты заходишь сыграть на каком-то герое, может, хочешь устроить себе небольшую тренировку или изучить нового героя. И ты просто не можешь взять его. Ты тратишь силы, нервы и время на то, чтобы играть на каких-то других героях, на которых тебе играть не хотелось. С одной стороны, это направлено на то, чтобы сделать игроков более разносторонними, но с другой – есть такое понятие, как «мета» и «метовые герои». Когда твои метовые герои банятся, приходится играть или на том, на ком ты раньше не играл, или на каком-то слабом и неэффективном.
Овервульф – это плохо. По моему мнению, любая опция, которая дает тебе преимущество над другими игроками – это нечестно. Овервульф дает одностороннее преимущество над другими игроками на стадии драфта. Это, по сути, легальный чит, который нужно искоренить.
* * *
– Ликан – наполовину волк по лору Доты. Вот и ты сам, и твой стрим ассоциируетесь со всем волчьим или собачьим. Любишь собак? Есть ли у тебя домашние животные?
– Я очень люблю собак, у меня у самого дома есть 2 собаки – немецкие овчарки. Они чем-то похожи на Ликантропа в форме. Кобеля зовут Батчат (Bat.-Châtillon или Batignolles-Châtillon) – в честь французского танка из игры World Of Tanks. Мы его называем Бат. Это раньше была собака брата, потом он переехал, и ему пришлось оставить пса дома. Брат, очевидно, играл в «Танки», он и придумал такое имя. А девочку зовут Тесси.
Тот самый Батчат.
– У тебя есть офигенный шлем, маска Ликантропа. Расскажи о нем поподробнее. Как пришла идея?
– Я хотел себе сделать этот шлем для заполнения фона. У меня был очень простой фон на стриме – черное полотно со светодиодами. Я захотел его как-то дополнить, пришла идея прицепить туда маску Ликантропа. И из этой идеи вытекла другая: «А что если сделать себе этот Immortal-шлем на Ликантропа полноценным и реальным?» Захотелось даже периодически в нем стримить или какие-то другие вещи делать. Сам шлем – точная копия имморталки на Ликана.
Сделан он на 3D-принтере, этим занималась Света, моя девушка. Она нашла человека, который смог это все распечатать, сама все склеила и отвезла маску своему брату, который работает на СТО. Он ее профессионально отполировал автоинструментами и покрасил темно-серебристой краской.
3D-модель шлема.
– Много времени и денег ушло на ее создание?
– Себестоимость на тот момент вышла в районе 4000 рублей. Но оценочная стоимость такой декоративной штуки, конечно, значительно выше. Ведь она изготовлена почти собственноручно и в таком виде существует в единственном экземпляре.
Маска стала неким символом. Еще одним подтверждением того, что весь стрим, все оформление выполнено в стиле Ликантропа. Она сразу давала понять, что здесь любят Ликана.
10 героев Доты, на которых нужно апать ММР
– Сколько по времени ты стримил до этого? Какой у тебя был график? Чем занимался на стримах?
– Отстримил я 3,5 года. Графика как такового не было, был план изначальный: стримить как можно больше. В первый год я отдался полностью этому делу. Вставал в 10 утра, в 11 часов запускал и до 20:00 cтримил. Так было каждый день, кроме воскресенья. В дальнейшем график не менялся, но были проблемы с эмоциональным состоянием. Когда ты неадекватный, раздраженный или в тильте, то шлешь любой график куда подальше и говоришь: «Всем пока, я пошел». И чем выше был рейтинг, тем чаще такое случалось. Там очень негативные игры, люди там настроены к тебе агрессивно, и это бьет в первую очередь по твоему эмоциональному состоянию.
В основном на стримах я бустил аккаунты. Это был один из способов заработка. Буст был твоим спасательным кругом, с него ты в любом случае получал какой-то фиксированный доход. Стримя на Твиче, ты не всегда уверен, что получишь четкую, фиксированную прибыль. Она зависит и от рекламных контрактов, от донатов, а они очень нестабильны, непостоянны. А бусты регулярны, у меня были огромные очереди, люди ждали неделями. Иногда в очереди было по 10−15 аккаунтов. У меня не было какого-то своего сервиса, и я это все делал один. Аккаунты с 5000−6000 ММР мне было интересно бустить, они были довольно прибыльными – чем выше рейтинг, тем дороже.
В то время Valve сквозь пальцы смотрели на буст, он еще не был запрещен. Но год назад буст как род деятельности умер окончательно. Люди начали переживать за свои аккаунты, и спрос упал до минимума. Многие бустеры перестали заниматься этим.
Я вернулся на свой смурф и играл там, апнул 7500 рейтинга. 7500 я бы назвал барьерным рейтингом для перехода в другую реальность. В ту реальность, где у игроков уже отсутствуют какие-либо моральные качества. Там Дота кардинально меняется, потому что нет ролевого рейтинга. Там существуют некие правила, некие понятия. Такие как «тысячники – не люди», и они типа должны молча сидеть и играть, пока реальные профессиональные игроки, «нормальные дяди» сидят и побеждают в Доту. Там игра становится отвратительной. Я заходил и не понимал, для чего там играю. Чтобы попасть в киберспорт? У меня давно нет такой цели. Играть рядом вместе с киберспортсменами? Это отвратительно, они ужасны и очень плохо относятся к людям, которые ниже их рейтинга, ниже их уровня. Они их просто ментально уничтожают, и, как правило, у игроков тысячного ранга нет мотивации что-то делать в игре.
У меня есть реальный пример, и он не один. Однажды я пошел играть матчмейкинг, у меня был ранг 800 на тот момент. Когда нашлась игра, я увидел, что у меня в команде есть человек с рангом 5. Это было еще до того, как Team Spirit выиграли Инт. Это был Яторо, я отдал ему керри-роль и пошел с ним на линию.
Из-за того, что я не лучший игрок в Доту, очевидно, я допускал какие-то ошибки. С его высочайшего уровня эти ошибки выглядели довольно грубыми, и в ответ на мои действия он начал меня беспрестанно флеймить. Это неприемлемо, как мне кажется. Да, это может случиться, если ты неадекватен или сгорел, но там это норма и происходит регулярно.
Может возникнуть какой-то спор в игре, в котором ты можешь быть объективно прав. Но тебе в ответ летят аргументы вроде: «А сколько ты выиграл призовых?» Ты говоришь: «Да я ничего не выиграл». И в ответ говорят: «Ну и закрой свой рот». Такие аргументы там существуют.
Там нет войс-чата. В команде находится условный Дахак, и кроме него никто не должен использовать войс-чат.
Дота после 7500 превращается в неприятную игру, где люди просто пытаются показать друг другу, кто лучше. Но делают это между собой, а не стараются выиграть. Это одна из причин, по которым я начал играть с полным мутом – я не мог найти общий язык с 90% людей.
– Почему перестал стримить?
– У меня нет четкой альтернативы Доте. 99% моих стримов – Дота. И я до сих пор не выбрал, что бы я хотел постримить в дальнейшем. Возможно, это должна быть какая-то совершенно другая игра. Допустим, Escape From Tarkov. Но чтобы стримить Тарков, нужно другое железо, мой комп не вытягивает одновременно и стрим, и Тарков.
А Доту я перестал стримить только потому, что она мне не нравится. Из-за патча, из-за Ликана, из-за всех сопутствующих обстоятельств. В двух словах: нет альтернативы Доте и/или нужен апгрейд ПК. А пока ищу себя в другом.
5 героев Доты, на которых нельзя заходить в матчмейкинг
– Что планируешь делать дальше? Хочешь когда-нибудь снова стримить?
– Возможно, это обычная жизнь работяги на заводе. Или обычная жизнь человека, который ищет себя, свое дело. Я все-таки работал с клиентами, работал в недвижимости.
Если когда-нибудь почувствую, что это не для меня, то обязательно вернусь к стримам. И теперь уже буду уверен, что есть люди, которым это по душе, которым это нравится. Такие есть, такие пишут в личку, спрашивают: «Когда ты вернешься?» Но пока я не готов и я ищу другое.
– Собираешься ли снова играть в Доту в дальнейшем?
– В этом патче точно нет.
– У тебя в паблике ВК очень много мемов с волками и их цитатами. Как ты относишься к этой культуре?
– Это забавно. Мне нравится, что люди смогли найти связь этих мемов с моими стримами. Это смешно, я нормально к этому отношусь.
– Любишь ауф-цитаты? Назови любимую.
– Они достаточно смешные. «Волк слабее льва и тигра, но в цирке он не выступает». Ауф!
– Опиши игру на Ликане одной метафорой. Можешь сочинить цитату в духе тех самых пацанских пабликов с волками.
– Если с Ликаном, то «Го закончим за 20» или «Если за 20 не закончим, то ГГ». Или «Ликан – не керри/У нас нет керри», «Ликан – не герой». Я часто сталкивался с этим, когда брал Ликана-керри.
– А керри все-таки есть?
– Когда побеждал, говорили, что да, что керри все-таки есть.
А цитата: люди, играйте в Доту ради удовольствия, а не ради цифр. Ауф!
* * *
В марте Никита переустанавливал Windows. Дота на его компьютере не установлена до сих пор.
«У нас нет ни работы, ни дохода». Интервью о том, как выживает российский киберспорт