Обзор «Этерны». Катастрофическая попытка снять русскую «Игру престолов»

Ужасно обидно.

Российский кинопром в последнее время вроде бы воспрял: у нас выходит множество авторских лент, способных бороться за важные награды на международных фестивалях, а некоторые отечественные таланты даже пробиваются в Голливуд. Вот, например, режиссер «Дылды» и «Тесноты» Кантемир Балагов снимет пилот экранизации The Last of Us от HBO, а еще недавно закончились съемки российского сериала «Анна К» для Netflix. Кажется, сейчас подходящий момент, чтобы завоевывать все новые высоты. Очередным триумфом должна была стать «Этерна», экранизация цикла «Отблески Этерны» писательницы Веры Камши, вышедшая 20 января на «Кинопоиске».

Есть стак по Доте или CS? Расскажи про него – приз 100 000 рублей и консультация NAVI

Я посмотрел полуторачасовой фильм «Этерна: Часть первая» и увидел не новую надежду отечественного фэнтези, а работу будто прямиком из 90-х – в худшем смысле.

Загружаю...

Начинается «Этерна» обезоруживающе. Первые 2,5 минуты на экране красуется опенинг с картой вымышленного государства и фигурами, символизирующими разные фракции – очевидно, стилизованный под культовую заставку «Игры престолов». Вот только на фоне красивой картинки рассказчик пулеметной очередью выдает пугающее количество экспозиции: вот, мол, есть четверо особых людей от разных домов, которые каждые 400 лет должны предотвращать некий Разлом – судя по всему, страшный катаклизм. Однако не так давно в государстве случилась измена, из-за чего престол перешел узурпаторам, а законный принц отправился в изгнание. Кто-то верит, что все наладится, но пророчество гласит, что нехорошие люди, захватившие власть, будут удерживать ее еще 400 лет.

Это, конечно, сильно упрощенный и, возможно, не очень точный пересказ без десятков вымышленных имен и терминов. Запомнить всю экспозицию в «Этерне» с первого раза смогут разве что сверхлюди – к началу первой сцены самого фильма я уже чувствовал, будто в меня затолкали целую книгу, а экранизация начинается с середины общего повествования. Это, конечно, не так, но уже говорит о неповоротливости сценария адаптации.

Загружаю...

Дальше разворачивается масштабное сражение между двумя армиями враждующих домов – проигрывает войско нашего изгнанного принца. Тут «Этерна» показывает свою, пожалуй, лучшую сторону: временами экранизация действительно поставлена красиво и захватывающе. Правда, в основном это заслуга художников по костюмам и декорациям – они здесь выполнены даже не в старославянском стиле, а скорее сочетают викторианские, французские и средневековые мотивы, прямо как в старых отечественных произведениях. Герои сражаются, используя мушкеты, рапиры и шпаги, в кадре появляются роскошные шляпы с перьями и сюртуки.

Другое дело, что за пределами сражений все это снято неестественно камерно, а еще во многих сценах погружение рушит очевиднейший хромакей и неприлично дешевая графика – в нескольких планах персонажи реагируют на пейзажи, выглядящие как смешные фэнтезийные фотообои. От флагманского проекта топового российского стриминга ожидаешь иного.

Еще сильнее из повествования выбивает то, как режиссер Евгений Невский работал с актерским составом. Все до единого участники ансамбля убедительно играют телом и мимикой, но вот произносят реплики абсолютно монотонно. Словно просто читают четко и выразительно текст с бумажки, время от времени делая неестественные паузы между словами – кажется, примерно так ведут себя начинающие театралы, по неопытности старающиеся выглядеть искусственно «театрально». Подчеркну: не думаю, что для «Этерны» подобрали актеров, которые не умеют играть. Скорее похоже, что на съемках они получали такие странные указания – если они вообще были.

Загружаю...

Из-за этого выпирает другая беда фильма (допускаю, что в первоисточнике было немного иначе) – абсолютная поверхностность героев. Никому из них за полтора часа экранного времени не удалось выйти за пределы совсем рудиментарных фэнтези-архетипов: у нас есть изгнанный законный принц со вспыльчивым нравом, сопровождающий его верный рыцарь, сын предателя... Кажется, все.

Заметьте, в действии вообще нет сколько-нибудь приметных героинь, настоящая сосисочная вечеринка. Это смотрится очень забавно, потому что в кадре то и дело проскакивает гомоэротизм: герои тут разве что не лижут друг друга. И ладно бы это было авторской задумкой, но Вера Камша публично высказывала свое «фу» в адрес многочисленных слэш-фанфиков по «Отблескам Этерны». Действительно, как это на них вдохновила фанатов история, где уже в начале есть целая арка с исключительно мужской кадетской школой...

И все-таки хуже всего, что «Этерна: Часть первая» совершенно не справилась с задачей представить зрителю свой мир и зацепить историей. Причем все полтора часа хронометража мне не давали продохнуть от экспозиции: с первых секунд и до титров на экране с огромной скоростью вращался калейдоскоп имен, названий и терминов, которые мне ни о чем не говорили и позабылись уже сейчас, на следующий день после просмотра. С одного раза можно запомнить только то, что несколько домов сражаются за трон, а женщины здесь используются в качестве залога в неких ритуалах.

Загружаю...

Попытавшись разобраться, в чем вообще суть «Этерны» как культурного феномена, я пообщался с человеком, знакомым с первоисточником. Оказалось, что главная составляющая этого мира – вообще сложная религиозная система. Что иронично, ее в фильме вообще не объяснили: в нескольких сценах появлялись мистические элементы вроде, на минуточку, призраков – каждый раз это был шок и будто портал в совершенно другое произведение.

Учитывая многочисленные проблемы дебютного фильма и то, насколько сложно удержать в голове гигатонны нужной экспозиции, озадачивает формат, выбранный для экранизации. Сейчас на стриминге доступна «Этерна: Часть первая» – по сути большое вступление и завязка истории. Когда-то сильно позже (аж в 2023 году) выйдет вторая часть, и дальше экранизацию продолжат выпускать такими синглами вместо нормального сериального формата.

Понятия не имею, кому такое решение показалось адекватным в эпоху Netflix, когда рядовые зрители часто игнорируют даже еженедельные сериалы из-за нехватки терпения. И «Часть первая» для такого формата цепляет совсем слабо – я бы мог включить следующую серию сразу после первой, но через год к продолжению уже вряд ли вернусь.

* * *

Загружаю...

Мне очень хочется верить, что авторы используют пропасть между выходом серий, чтобы как-то улучшить экранизацию с учетом отзывов на первый фильм. Ведь «Этерна» – действительно наша первая за много-много лет попытка снять большое, амбициозное и красивое фэнтези на основе серьезного первоисточника. Тем не менее пока получается совсем плохо – рекомендовать к просмотру первую серию я не могу никому.

Телеграм-канал Стаса Погорского о кино и сериалах

Мы уже давно в Матрице. Вот доказательства

«И просто так» глазами не смотревшего «Секс в большом городе». Необязательный, но милый сериал про заботы 50-летних женщин