На WePlay Academy League используют необычный формат Gauntlet – он был популярен еще в рестлинге

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

В киберспорте он встречается нечасто.

C 14 по 16 января на WePlay Academy League Season 3 пройдет стадия Gauntlet, в которой определятся последние участники LAN-финалов. В серии Bo3-матчей определятся два соперника BIG. OMEN Academy и MOUZ NXT в борьбе за звание чемпиона лиги. 

Формат Gauntlet-стадии является далеко не самым распространенным как в киберспорте, так и в спорте традиционном, поэтому я решил рассказать о его нюансах и истории. 

Что же за Gauntlet?

Этот формат можно сравнить с «царем горы»: чтобы стать победителем ты должен быть сильнее противника в финальном матче, вот только дистанция до него у разных участников разная. 

По итогам группового этапа все команды кроме победителей групп (они уже готовятся к поездке на LAN) были посеяны следующим образом:

1. Команды, занявшие четвертое и пятое место, начинают с первого раунда;

2. Команды, занявшие третье место, пропускают первый раунд и начинают свой путь с полуфинала;

Загружаю...

3. Команды, занявшие второе место, пропускают два раунда и заходят сразу в финальный матч.

Посев команд в этапе Gauntlet

Получается, что у команд, проваливших групповой этап, все еще есть мотивация участвовать в турнире — шанс поехать на LAN-финал у них остается, но путь их будет труден и далек. Участники, которым не хватило совсем чуть-чуть до первого места, получают льготы, вознаграждающие их за успехи в прошлом этапе. При этом, поскольку речь идет о молодых игроках, они также получают ценный опыт соревновательной игры и матчей Bo3.

Откуда пошло наименование Gauntlet?

Интересный факт: если открыть статью в английской википедии, посвященной форматам плей-офф, то там эта система называется «stepladder» — стремянка. Если визуально взглянуть на таблицы плей-офф, то действительно складывается картина некой лестницы, по которой ты должен вскарабкаться на вершину. 

Тем не менее, киберспортивный турнир, который, пожалуй дольше всех, сохраняет у себя этот формат — китайская LPL по «Лиге Легенд» при внедрении формата в 2015 году называла его именно Gauntlet.

Плей-офф летнего сплита LPL 2015

Мне кажется вероятной версия, что наименование Gauntlet как формата плей-офф могло пойти из профессионального реслинга. Дело в том, что там подобные матчи проводились задолго до того, как появился первый WCG. Этот тип матчей нередко используется для продвижения сюжета: хороший парень должен был сначала встретиться с приспешниками своего основного оппонента в матчах один-на-один, и лишь в случае серии побед против вымотанного в схватках протагониста выходил свежий и готовый побеждать злодей. Впрочем, далеко не всегда все заканчивается подвигом — порой это может быть особое унизительное избиение. Одним из примеров такой «пытки» можно посчитать матч неубиваемого Джона Сины в 2010-м году, когда для победы над ним потребовалось сразу шесть человек, выходивших по одному:

Загружаю...

В случае с реслингом история матча, вероятно, восходит к выражению to run the gauntlet, означающее, если верить словарю Collins, «пройти неприятный опыт, в котором многие люди тебя критикуют или атакуют». Думается, что для персонажа того же Джона Сины этот матч стал крайне неприятным. В спорте же взяли на вооружение этот принцип построения соревнований из-за необычности.

Gauntlet в спорте и киберспорте

Но вернемся к спорту компьютерному и спорту традиционному. Несмотря на то, что этот формат является нечастым гостем в соревнованиях, нельзя сказать, что его не применяют нигде. Например, он существует в корейской бейсбольной лиге.

Плей-офф сезона KBO 2021 года

С 2016 по 2021 год такой формат применялся в женской НБА

Плей-офф WNBA 2021

Одна из конференций баскетбольного студенческого турнира NCAA, Big East, также использовала этот формат до изменений самого дивизиона в 2013 году.

Плей-офф 2013 года

Если говорить о компьютерном спорте, то нечто подобное мне удалось найти в третьем сезоне GOMTV Averatec Intel Classic по Starcraft: Brood War (2009 год). Организаторы разбили 124 участника на три группы, и в зависимости от скилла могли пропустить либо ноль, либо один, либо два раунда, после чего переходили в стандартный Single Elimination на 64 игрока. 

Что же до командных киберспортивных дисциплин, то формат Gauntlet в достаточно крупных турнирах мне удалось встретить, самое раннее, в 2013 году. Речь идет о пятом сезоне G-1 Champions League по Dota 2, победителем которого стала Alliance. Тогда в плей-офф вышли четыре команды из шести, и у шведов было явное преимущество за счет первого места в группе:

Alliance не проиграли ни одной карты в том турнире

Стоит отметить, что «лестничный» формат встретился даже на The International. Не все вспомнят, но один из этапов чемпионата мира 2014 года по Dota 2 проходил по системе Gauntlet. Тогда Valve экспериментировали с четырехдневным Main Event, в котором приняли участие только восемь команд (а не шестнадцать как сейчас). Примечательно, что если бы в KeyArena сыграли бы восемь команд по итогам группового этапа, то чемпионов турнира Newbee в плей-офф попросту не было. Но за счет Play-In они смогли одержать три победы и выйти в верхнюю сетку плей-офф, где уже никому не удалось победить китайский коллектив.

Загружаю...

Формат был любопытным, но сообществу не зашел. Уже в следующем году этапа Gauntlet не было.

Важное замечание: к формату Gauntlet я не относил Single Elimination, в котором количество участников не является степенью двойки, и проход в следующий раунд давали наиболее высоко сеяным. Потому что в таком случае можно было бы вспомнить и 2002 Pepsi Twist KPGA 3rd Tour по SC:BW…

… и что-то более современное, например, шестой сезон Intel Extreme Masters по League of Legends (2012):

Но это все-таки несколько другая история. 

Несмотря на то, что формат Gauntlet является необычным и способен давать интересные сценарии, в наше время он встречается не слишком часто. Некоторые игроки его не любят из-за того, что в случае неудачи на групповом этапе им легче завершить турнир и не тратить время на дополнительные матчи с невысоким шансом на победу. Некоторые считают, что он не оптимален, поскольку использует значительно большее количество матчей в сравнении с Double Elimination, не говоря уже о «простой олимпийке». Поэтому формат Gauntlet остается нишевым инструментом, способным принести интригу и интересные матчи. 

Посмотреть за тем, как развиваются события в Gauntlet-этапе WePlay Academy League Season 3, вы можете с 14 по 16 января на наших каналах Twitch и YouTube.

Фото: Liquipedia, Wikipedia.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
WePlay Esports