Обзор Humankind – миролюбивого клона «Цивилизации» с внятным обучением и кучей багов

Никаких таблиц и агрессивных соседей.

Я играю в исторические стратегии уже пятнадцать лет, но каждый раз, когда выходит новая Civilization или Europa Universalis, мне страшно их запускать. Потому что сейчас на меня вывалят десяток непонятных иконок и окружат агрессивными соседями – они либо душат с первого хода, либо притворяются друзьями, чтобы предать при первой возможности. Обучение на 30 часов не помогает: показали, как работают экономика и дипломатия, но что именно я должен с ними делать – непонятно.

И вот выходит Humankind от создателей Endless Space (космической пошаговой стратегии). Шестиугольные клетки, мультяшные правители, ходим по очереди – да это ж очередной клон Цивы! Но выбора нет: Civilization VI вышла 5 лет назад и успела надоесть, а седьмую все еще не анонсировали. Так я пересилил страх и запустил игру.

Расслабляющее обучение в экономической стратегии!

Начинаем кочевым племенем, учимся ходить, собирать ресурсы и охотиться. Когда наберемся опыта, осядем в небольшом поселении. Причем все нужные иконки и плодородные места подсветятся сами. Изучаем строительство, создаем первые районы. Через несколько ходов, когда привыкнем к делению на округа, нам открывают доступ к научным исследованиям.

Загружаю...

Чувствуете, что-то не то? Humankind последовательно приучает к основным механикам, не перегружая нас информацией. Разительное отличие от Civilization и стратегий Paradox, где тебя бросают в океан непонятных таблиц и вкладок.

Каждый ход состоит из простых действий: построить округ, выбрать исследование, передвинуть войска. А если вдруг забудем о чем-то важном, то Humankind напомнит о простаивающих рабочих и попросит занять их делом. 

Не нужно держать в голове сотни параметров: интерфейс подсказывает оптимальные места строительства, необходимые исследования, выгодные соглашения. Монотонное повторение не перегружает голову и даже наоборот расслабляет. Humankind не требует концентрации и не напрягает – это редкость для стратегий. Страшно вспоминать, как в Crusader Kings 2 мне приходилось записывать все в отдельный блокнот, чтобы не забыть об очередной постройке.

А что, если бы предками русских были египтяне?

Тщательно разжевав все основные механики, игра предложит несколько культур на выбор. Если в Цивилизации ты выбирал русских и играл за них все 600 ходов, то в Humankind каждую эпоху можно менять нацию: все территории остаются твоими, но получаешь другие бонусы и уникальных юнитов. Например, египтяне эффективнее в строительстве, англичане – в земледелии, а монголы – в войне. И каждую эпоху выбираешь тот народ, чьи бонусы больше подходят стилю игры.

Победить в Humankind можно разными способами: первым отправить человека на Марс, завоевать все остальные страны, изучить все технологии или набрать больше всех очков. Последние даются за выполнение простеньких задач: застроить десять кварталов, открыть двадцать изобретений, победить в войне и так далее. Большинство условий мирные, и достичь их можно, не пролив ни капли крови.

Загружаю...

Но именно в Humankind итоговый результат меня почему-то не волновал: гораздо приятнее наблюдать, как маленькое поселение разрасталось до огромной империи. Так как большую часть времени в игре проводишь, планируя и застраивая города, то чувствуешь себя не историческим правителем, а локальным градоначальником. 

В Victoria 2 можно управлять государством на реальной карте Земли, влияя на налогообложение, политические партии, образование, но последствия таких решений проявлялись через десятки часов. В Humankind все действия поверхностны и прямо влияют на происходящее, а долгосрочное планирование ограничивается парочкой ближайших ходов. Это помогает новичкам быстрее освоиться в игре, но хардкорным любителям стратегий не хватит глубины. 

Humankind не наказывает за ошибки в развитии, если мирно все застраивать. А вот агрессия крайне невыгодна: тратишь ресурсы и людей, попутно разоряя территории. Игра подталкивает к мирному сосуществованию: соседи охотно торгуются и все претензии предлагают решить дипломатией.

Ресурсов всем хватает, а вот рабочие руки в дефиците. Каждый человек на счету, и тратить их на войны убыточно! Я даже распустил все войска и отправил солдат на пастбища и рудники – и за всю игру никто ни разу не напал. Даже народы с пометкой «агрессивные»! Мечта пацифиста, хочешь мира – получишь. 

Humankind показывает идеальное человечество без войн и интриг. Дружелюбные соседи не оставят одного, всегда чувствуешь их поддержку и помощь, но никакого вызова компьютерные соперники не бросают. Никаких подлостей, коварств, ударов со спины и предательств. Не то чтобы поддаются, скорее играют честно и разумно. Не сравнится с Ганди, угрожающим ядерной войной, или варварами из Цивы. 

Загружаю...

Города-государства в Humankind тоже есть, но с ними легко договориться, и просто так нападать они не будут. Со временем их даже можно мирно присоединить. Хотя захватывать все территории насилием – тоже реально, но очень скучно. ИИ плох в тактике и стратегии – разбить его войска сможет даже новичок.

ИИ не может, баг поможет

Поэтому главные соперники в Humankind – ее баги и плохая оптимизация. Застроил три города, договорился о поставках лошадей с соседом и разбил вражеский отряд? Получи краш и начинай ход сначала. Но сперва придется несколько минут ждать загрузки карты и сохранения – даже на компьютерах с SSD. После каждого хода игра подвисает на пару секунд. Стратегия может не запуститься, вылететь в любой момент, а один раз даже вырубила ПК! 

Приходится лезть в папку игры и вручную править файлы (вот наш гайд, как бороться с багами в Humankind) – это точно отпугнет новичков. Умиротворяющий опыт ломается крашами и фризами – сплошной стресс и раздражение. Не забудьте включить автосохранение на каждый ход, чтобы поберечь свои нервы и быстро наверстать потерянное.

***

Humankind – это отличная Цивилизация для новичков, которая доступно объясняет все прелести пошаговых стратегий. Однако фанатам Paradox она покажется слишком простой и миролюбивой. Покупать игру сейчас можно, но только если вы очень соскучились по Цивам и готовы закрыть глаза на бесящие неисправности. Остальным лучше подождать патчей и скидок. Но игру добавили в Xbox Game Pass для ПК, и если есть активная подписка, обязательно попробуйте, ведь Humankind – лучшая точка входа в жанр, особенно если раньше вас пугали десятки таблиц с ресурсами и душные соседи.

Загружаю...

4 суровых русских фэнтези-игры: оборотни закаляются серебром, Иван дурак – киборг, а кукла колдуна дает квесты на средство для потенции

В топ Steam ворвался новый баттл-рояль. В нем паркур, ближний бой и потешная кастомизация персонажей