Pro Evolution Soccer переименовали в eFootball. Мы играли в бета-версию: все плохо
Скачать игру можно будет бесплатно, открыть привычные режимы – за деньги.
21 июля в мире футсимов произошла революция. Konami объявил о тотальном ребрендинге серии Pro Evolution Soccer. Теперь игра называется eFootball, и это не полноценный тайтл, а скорее онлайн-платформа.
А в июне выходила бета-версия будущей игры. Мы поиграли и в ту версию, и в вышедшую сейчас релизную версию eFootball – и они мало чем отличаются. Обе очень плохи.
От PES 2022 ожидали революции: Konami два года работала над переходом к новому движку
Если внимательно следить за Konami, то можно было заранее уловить запах глобальных изменений. Прошлым летом весь мир стонал от коронавирусных локдаунов, а летом Konami решила персонально добить своих фанатов и объявила, что PES 2021 не выйдет – вместо него компания зарелизила апдейт прошлой версии, но с обновленными трансферами.
И все это время Konami занималась разработкой нового футисима. С новой части PES прощался с движком Fox Engine и переходит на Unreal Engine. Предысторию изменений и разницу между движками мы подробно разбирали, но если ультракоротко, то новый движок улучшит графику и физику. Фанаты сразу представили, как это может выглядеть.
Вот, например, видео с фанатским вариантом стадиона «Селтика».
Или лицо Месси.
Это должно было стать по-настоящему эпохальным событием: EA Sports и Konami много лет гонятся друг за другом и ежегодно выпускают новые игры, но из-за сжатых сроков у разработчиков нет времени придумать что-то по-настоящему революционное. В 2020-м Konami взяли паузу, чтобы реализовать особенную идею.
В июне выпустили бета-версию. И фанаты волновались уже тогда
Шанс заглянуть в будущее появился 24 июня, когда Konami без предупреждения выкатила бета-версию игры (тогда еще PES). Релиз июньской бета версии выглядел так, словно Konami очень старались избежать шума. Никакого анонса, внутри беты даже нет названия игры – просто New Football Game. Разумеется, план провалился – минимум на сутки полурелиз захватил внимание игрожуров и фанатов.
В письме для сайта Eurogamer разработчики уточнили, что выпустили урезанную тестовую версию новой части. Авторы оценивали стабильность работы серверов и качество связи. Konami подчеркнула, что механика игры, анимация и графика еще в разработке и будут улучшаться.
Для игры были доступны только «Бавария», «Манчестер Юнайтед», «Ювентус» и «Барселона» (все – официальные партнеры Konami), у каждой ростер из 22 игроков. Бета доступна на PlayStation 5, PlayStation 4, Xbox Series и Xbox One, обладатели ПК довольствовались видео на ютубе (вот полный матч «Баварии» и «Барсы»). Но даже в такой ограниченной версии бросалось в глаза несколько новинок.
Было много атмосферных фишечек: перед матчем футболисты разминались, а диктор стадиона активно болтал. Отмечали и обновленную раскладку управления. И самое главное – юзеры уже тогда заметили, что под профилем игрока отображается с какого устройства он подключен. Это посчитали (и правильно) намеком на будущую кросплатформенность.
И даже со всеми оговорками, проблем хватало – после двухлетней паузы от Konami ожидали другого. Да, в видеороликах появлялись впечатляющие детали графики (детальная текстура ткани на домашнем комплекте «Барселоны» или проработанные складки, когда джерси мнется), но в целом она выглядела простенькой – тогда же появились предположения, что все просто упростили для того, чтобы игра пошла на мобильных устройствах.
Да и сам игровой процесс сильно отличался от предыдущих частей PES – он стал ближе к версии игры на мобильных платформах.
В итоге геймеры заволновались – и выплеснули это в комментариях. На популярном сайте Eurogamer самые заплюсованные мнения – с критикой бета-версии. Смущали и отдельные детали, и графика в целом.
«Если мы получим это в итоге, то первым делом я зайду в настройки и верну все к классике PES. Нет причин для изменений, я попробую один раз и верну обратно. 20 лет мышечной памяти тяжело отменить».
Другие не понимают, чем Konami занимались два года: «Я знаю, что это ранняя версия. Но, учитывая, что на разработку потрачено как минимум два года, она выглядит ужасно».
В твиттере тоже жара, но были и позитивные отзывы. Один из главных блогеров по симулятору Konami DurandilPES похвалил новый движок.
«Технически это fox engine, основанный на unreal в качестве движка рендеринга. У версии для PS4 ужасная графикой, но игровая механика очень подвижна (напоминает PES 2014)».
Technically, it’s fox engine based with unreal as a rendering engine as for the mobile version, as expected. (and that’s a good thing). PS4 version is graphically awful although very fluid. (Looks like PES 2014) #PES2022
— Durandil PES (@Durandil67) 24 июня 2021 г.
Спустя почти сутки после релиза беты Renan Galvani (один из главных инсайдеров по PES) поделился поводами для оптимизма. Из нее следовало, что финальная версия PES 2022 действительно будет намного лучше.
«Некоторым людям в сообществе удалось извлечь код из этой бета-версии PES 2022, и да, это смесь мобильной версии, предварительно адаптированной для консоли (специально для онлайн-тестирования), а также мобильной и консольной PES 2021».
Кто-то надеялся, что косяки беты – всего лишь издержки тестирования движка для мобильных платформ. Кто-то верил, что за лето разработчики доведут все до ума и на выходе мы увидим нормальный геймплей.
Анонс eFootball тоже не вселял оптимизм: бесплатная, с 9 клубами на старте, некоторые режимы – в формате платных DLC
С момента выхода бета-версии прошел почти месяц, и у фанатов серии появилось еще больше поводов для тревоги. Новая часть футсима пережила ребрендинг и теперь называлась eFootball. Изменилась модель распространения – теперь она условно-бесплатная.
Игроки бесплатно получат доступ к онлайн-платформе, в которой на старте будет минимум контента: к релизу 30 сентября обещали только девять клубов-партнеров и возможность играть товарищеские матчи. К ноябрю – больше клубов и режимов. Некоторые режимы игры будут появляться постепенно в виде платных DLC.
Кросс-платформенность тоже подъедет не сразу, а только к зиме – и тогда можно будет играть и карьеру с телефона, и онлайн матчи между PS, XBox, ПК и мобильными.
То есть, полноценный релиз назначили на 30 сентября, но контента туда изначально отгрузили на демо-версию. Само по себе это уже было поводом для негатива. Но претензий хватило и без этого.
Игра вышла – и предсказуемо утонула в негативе. Konami сломали даже то, что работало хорошо
Пришло 30 сентября – игра вышла на всех основных платформах. И быстро нахватала негативных отзывов. Игра быстро стала рекордсменом по числу дизлайков в Steam сразу после запуска. 91% отзывов на eFootball – крайне отрицательные. И в принципе, все по делу.
По факту, мы получили ровно ту игру, которую видели в июньской бете – с проблемной графикой и странным геймплеем.
В плане графики игра все еще местами похожа на игру для мобильного телефона. Да, много новых красивых анимаций, но картинка часто подвисает, бьется и просто выглядит слабее той, что была в PES 2021. Господи, тут очень долго грузятся текстуры и поле похоже на текстуру из FIFA 2003 (если что, скрины сделаны на PS4).
Мы видели, на что способен Unreal Engine – за два года перехода на него можно было сделать лучше. Сейчас есть ощущение, что игра почему-то плохо оптимизирована на всех платформах. Проблемы есть и на ПК, и на PS4 и XBox One, и на консолях нового поколения.
Фанаты серии PES простили бы многое, но проблемы есть даже в геймплее. Разработчики изначально заявили такую фишку, как дуэли: атакующим игрокам дали много финтов и приемов, с помощью которых они могли бы крутить защитников. А защитникам как раз дали способ убирать менее мощных игроков корпусом. Но пока оба варианта работают плохо: нападающие хаотично крутятся из стороны в сторону, у защитников получается один отбор из трех-четырех, в остальных случаях они падают.
Из-за этого сломалось то, что работало хорошо. В предыдущих частях игры было приятно играть в комбинационный футбол – в eFootball пасы идут плохо, а футболисты просто не могут принять мяч. Точнее не так: виртуальный Неймар плохо представляет, как ему реагировать на мяч. Почему-то из всех возможных вариантов футболист выберет максимально неудачный.
В результате какой-либо осознанной игры в атаку не получается – поле превращается в хаос, где все сталкиваются, падают или ошибаются в простых передачах. Я играл несколько часов и забил больше 10 голов – и ни один не вызвал у меня каких-то эмоций, потому что чаще всего это был привоз защитников соперника.
Недоработанным кажется даже интерфейс: для команды даже нельзя выбрать схему – нельзя просто поставить 4-4-2 или 3-4-3 и раздать роли некоторым футболистам (в PES 2021 это делалось в пару кликов). Просто сменить позицию опорника на центрального полузащитника заняло у меня две минуты полнейших мучений. Даже в демо-версии такая функция должна быть на виду и самой простой.
Ладно, есть и небольшие плюсы. Обещания по количеству контента Konami даже немного превзошла: в первый же день был доступен онлайн-челлендж, где можно было выбрать команду из любой топ-лиги (получалось больше 100 клубов) и сыграть за нее несколько матчей. Но это временное событие – офлайн против ИИ можно играть только за 9 команд («Бавария», «Барселона», «Арсенал», «МЮ», «Ювентус», «Ривер Плейт», «Сан-Паулу», «Коринтианс», «Фламенго»).
На выходе же мы получили как раз то, чего все испугались после бета-версии – сырой порт мобильной игры с плохой графикой, странным геймплеем и кучей недоработок. Теперь надеемся, что хотя бы к ноябрю этого полумертвого пациента приведут в хоть какое-то живое состояние.
PES умер – вместо него теперь eFootball. И это худший симулятор в истории футбола (пока?)
Анонсировали новый футсим UFL. А какие еще есть игры про футбол?
FIFA 21 или PES 2021. Что лучше – сравнили графику и все остальное