«Великий султан» – мобилка-ложь. В трэшовой рекламе вам обещали драки наложниц и моральные выборы, а внутри была стандартная доилка времени
Лучшая часть игры – ее реклама.
Мобилки – прибыльная ветвь современной игровой индустрии. Даже крупные издатели активно переходят на мобильный рынок – достаточно взглянуть на Electronic Arts, у которой есть отдельная студия EA Mobile, или же Activision Blizzard, которая переводит на мобильный рынок такие крупные тайтлы, как Diablo и Call of Duty.
Рынок настолько огромен, что разработчикам приходится ухищряться с рекламой и обманывать потенциальных игроков, лишь бы заманить их в игру. Как они это делают? Разберем на примере «Великого Султана».
Игру продвигали насилием и сексом – некоторые увидели в ней Crusader Kings
Пока правительства европейских стран борются с лутбоксами, в мире процветает такая удивительная вещь, как фейковая реклама мобильных игр. Если в лутбоксе хотя бы в теории ты можешь получить какой-то ништяк,, то в рекламе мобилок не стесняются показывать вещи, которых даже за донат в игре не увидеть.
«Великий Султан» – пример такой игры. Ее реклама пару лет назад захватила интернет. Любая соцсеть, ролики на ютубе – рано или поздно этот шедевр маркетинга от китайской студии Mechanist вас все равно настигал.
Game of Sultans (английское название игры) активно продвигалась авторами в 2019 году. Игра добралась до reddit, где некоторые пользователи даже хвалили рекламу, мол «смотрите, какой смелый маркетинг в наш век запретов. Кажется, перед нами мобильная Crusader Kings (Sports.ru: глобальная стратегия с элементами RPG)!» Тут вам и насилие в отношение наложницы, и разборки между матерями, и возможность стать любовником – короче, игру продавали жестокостью и сексом. Вот только на самом деле все эти ситуации проходят лишь в голове у маркетологов, которым, конечно, надо отдать должное. Вот примеры рекламы:
Какой бы оскорбительной ни казалась реклама – она работала. Люди активно кликали на нее,а издание The Bell решило изучить таргет-аудиторию этих постов – оказалось, реклама нацелена на Европу, Средний Восток, Африку и Россию.
Интерактива в «Султане» меньше, чем в кликерах
«Султан» встречает нетривиальной завязкой – наш отец, султан Османской империи, смертельно болен и мы вот-вот унаследуем трон. Советники отца замыслили переворот, но верная армия их останавливает и предателям приходится бежать. Вместе с ними пропал наш брат, но это уже никого не волнует – мы официально становимся султаном и идем догонять предателей, которые теперь прячутся у врагов империи.
Тут начинается геймплей. Основа – это PvE, где мы выбираем миссию и начинаем битву. Со стороны все напоминает стратегию, но на практике мы смотрим на происходящие схватки со стороны, а единственный интерактив – кнопка перехода к итогу битвы. Сам же исход зависит от двух показателей – численности армии и ее показателя силы, который формируется из соответствующего показателя ваших советников. Армия имеет свойство погибать в битвах, и, чтобы пополнить ее, игра с радостью предложит вам пару-тройку донатных наборов.
Есть PvP битвы, где ваши советники сражаются с советниками других игроков, но выглядит это также, как и в сюжетных миссия – на исход влияют только статы, а драка происходит без вашего прямого участия.
А что там с наложницами и страшными дочерьми?
Хотя ситуации в рекламе выдуманы, показанные в ней механики присутствуют. Но это просто рутина по сбору ресурсов, которая есть и в других мобильных играх, где нужно заходить каждые полчаса-час и забирать награду, чтобы продвинуться дальше, чтобы забрать большую награду, для того чтобы двинуться дальше, где ждет еще большая награда.
Проще всего объяснить работу системы решений, поэтому начну я с нее. Никаких выборов того, кто из наложниц будет воспитывать наследника, оскорблений из-за лишнего веса или драк за честь своей дочери здесь нет – вы просто раз в 20-30 минут выбираете либо ресурс, либо книгу опыта для советника, либо опыт для своего султана.
Ни дворцовых интриг, ни сюжетных событий среди принимаемых решений нет – это просто раздача ресурсов, которую можно повторить за донат. Есть специальный предмет, после применения которого вы почему-то вновь можете принимать решения. От опыта султана зависит количество ресурсов и солдат, которые вы получаете. Со временем вы столкнетесь с тем, что получаемой армии за сутки реального времени хватает только на прохождение 2-3 уровней. Но на помощь всегда готов прийти внутриигровой магазин.
И если вы думаете, что «ну с наложницами точно поинтереснее», то вынужден вас разочаровать. Во-первых, нет никаких 18+ сцен или чего-то хотя бы отдаленно похожего – посещение наложниц происходит за ширмой, и после него увеличиваются характеристики девушек. Ну и, во-вторых, сама суть наложниц – усиление советников султана. То есть вы идете в спальню к наложнице, чтобы она повысила свои характеристики, чтобы увеличились характеристики советника, который усиляет армию, которая нужна для прохождения битв, где игроку не надо ничего делать. Жаль, что в рекламе ничего подобного не показывали.
Обман в рекламе – это норма?
К сожалению, да. «Султан» – не первая и не последняя игра из списка проектов, которые заманивают фейковыми кадрами в рекламе.
В единичных случаях такая реклама блокируется в отдельных странах. Например, в Великобритании запретили рекламу игр Homescapes и Gardenscapes, где отсутствовали кадры настоящего геймплея. Наверняка вы видели назойливую рекламу необычных головоломок – вот и британцы увидели и пожаловались в управление по стандартам рекламы. «Реклама не информативная для игр, которые она должна показывать, поэтому мы пришли к выводу, что она вводила в заблуждение», – говорится в итоговом решении управления.
Но это исключение, а не правило. Ни ФЗ «О Рекламе» в России, ни Федеральная торговая комиссия США не запрещает подобную рекламу, но такие прецеденты, которые создало британское правительство, позволяют надеяться на лучшее.
Asphalt – лучшие мобильные гонки (несмотря на гринд). Секрет успеха не меняется с 2004 года