Как в про-Доте делят фарм на карте? Это целая наука

Разбор командного движения от Виталия Дьяконова.

Грамотное распределение фарма внутри команды – один из залогов победы. От распределения фарма внутри команды зависит когда и какой герой получит свой пик силы, а еще по этому параметру возможно оценить игровой стиль и сыгранность команды. И самая важная стадия с точки зрения распределения фарма – период между лейнингом и мидгеймом.

На примере матчей с DPC-лиг мы проанализировали, как топовые команды Европы и СНГ распределяют свой фарм, а также ответили на следующие вопросы: «Кому, когда и какие линии отдаются на фарм?», «Когда оффлейнер или четверка имеет приоритет фарма выше мидера или керри?», «Как саппорты страхуют кор-героев во время фарма опасных зон?». 

Кому, когда и какие линии отдаются на фарм?

Стандартное распределение героев по линиям, которое соответствует игровым позициям, применяется в случаях, когда команда вышла с линий с хорошими нетворсами на всех кор-героях:

  • Оффлейнер получает самую опасную зону – легкую линию, часть большого леса и маленький лес.
  • Мидер – центр, большой лес и иногда маленький лагерь в треугольнике.
  • Керри получает самую безопасную и богатую зону – треугольник, оффлейн, маленький лес противника.

При этом задача оффлейнера в такой схеме – стягивать на себя максимум внимания противника: агрессивно заходить в маленький лес, нападать на саппортов противника, оказывать давление на керри во время фарма и по максимуму отпушивать линию.

Загружаю...

Далее – справа от картинки карты находятся актуальные нетворсы карты.

Если команда проиграла одну из линий, то просевшему кор-герою отдают центр для максимально быстрого получения опыта через соло-линию и два нейтральных лагеря рядом:

Схема меняется, когда команда играет в 4+1 с жадным керри – четыре героя смещаются в большой лес, а керри отдают весь треугольник, оффлейн, маленький лес противника и опционально мид, если все остальные области уже выфармлены:

Загружаю...

Задача команды при такой глобальной позиционке – стянуть все внимание противника на четверку боевых героев. Они постоянно атакуют территорию противника через выходы на башни или через смок-атаки в чужие области фарма. Идеальная ситуация – все драки активной четверки героев проходят на половине противника.

Также в 4+1 используется паттерн, когда несколько героев команды выходят в атаку из области фарма керри. Они выбивают противника из ближней к керри территории противника, предоставляя тому безопасный фарм, который пойдет в чистый оверфарм:

Рейтинг игроков второго СНГ-дивизиона перед четвертой неделей: все лучшие – из HR и Winstrike, Dendi и Blizzy – последние

Когда оффлейнер или четверка имеет приоритет фарма выше мидера или керри?

Приоритет распределения фарма – не что-то статичное, он меняется в зависимости от ситуации на карте и предметов в инвентаре героев. И если оффлейнеру по типу Марса, Кентавра или Акса нужен важный предмет вроде Блинка, то он должен нафармить его максимально быстро.

На период фарма важного предмета оффлейнер становится pos 2 или даже pos 1 (редко), получая безопасную линию и много пространства на карте. И это пространство ему обеспечивают саппорты или даже один из кор-героев. На этом примере 33 на Дарк Сире получил не только мид, но и большой лес с маленьким лагерем в треуголке, который он свободно забирает у Фантомки ради быстрого Аганима:

Загружаю...

Аналогично и при выходах на территорию противника – если предмет очень важен, то такой герой превращается в «1» в 4+1. Разница с обычными 4+1 – «1» способен принять чуть ли не любую драку, поэтому атаковать можно куда агрессивнее:

  • Марс для фарма Еула/Блинка за счет атаки саппортов получает часть большого леса противника, верхнюю линию и маленький лес.
  • Грим, мидер команды, в это время находится близко к противнику. Де-факто он сейчас – pos 3, а Марс – pos2.

Приоритет распределения фарма меняется не только ради кор-героев. Если в команде есть четверка, зависящая от тайминга получения какого-то предмета (к примеру, Шейкер от Блинка), то именно она может временно стать pos 3 или pos 2 команды:

Загружаю...

Также приоритет меняется, когда один из героев достигает локального пика силы и может играть агрессивнее из-за этого. В таком случае он меняется приоритетом фарма с героем, чей пик силы уже следующий по очереди:

  • Gpk на Квопе получил Орчид к 15-й минуте и способен гангать всю карту. До БКБ еще 2,5к золота.
  • Локальный пик силы ДМ’а на Марсе близко – ему осталось 1к золота до Блинка и полтора уровня до второй Арены.

Дахак и оффлейнер Elephant выигрывают в Доту на кор-Виверне. Хрустальная пушка, способная уничтожить линию

Как саппорты страхуют кор-героев во время фарма опасных зон?

Задача саппортов до мидгейма – подстраховывать кор-героев во время фарма или атаки на обжективы. И подобная страховка бывает нескольких видов:

1. Контроль входа в область фарма. Саппорт занимает пространство между противником и областью фарма союзного кора. Он не защищает союзника напрямую, но служит ему передвижным Обсом – если саппорта атакуют, то лучше отойти поближе к остальной команде:

2. Отпуш под выход. Саппорт заранее отпушивает линию в опасной области карты, временно освобождая часть леса для безопасного фарма своего кора. Как только фармящий герой отойдет обратно на свою территорию – саппорт отходит вслед за ним. И если противник вышел на перехват кор-героя, то задача саппорта – умереть вместо него:

Загружаю...

3. «Встань за мной». Саппорт занимает позицию за кор-героем, который атакует либо башню, либо область фарма противника. В таком паттерне саппорт нужен для контриницации по противнику, который может напасть на кора, находящегося в опасной позиции. К примеру, VP почти всегда ходят тройками в ранней игре – Gpk и два саппорта за ним:

Загружаю...

И это шикарно работает не только при штурме какого-то обжектива, но и при нападении на героя противника. В этой ситуации Gpk мог погибнуть от ульта ЦМ, но Ильяс и Сэйв вовремя его подстраховали:

* * *

А посмотреть на игру топовых команд Европы и СНГ в прямом эфире вы сможете совсем скоро:

  • Tundra Esports сыграют против Alliance 9 февраля в 23:00 МСК.
  • Team Secret также сыграют против Alliance в 23:00 МСК, но 13 февраля.
  • OG сыграют против Nigma 9 февраля в 20:00 МСК.
  • Virtus.pro сыграют против Team Spirit 14 февраля в 20:00 МСК.
  • NAVI сыграют против Live to Win также 14 февраля, но в 17:00 МСК.

У драфтов Соло смелые идеи. Но для побед пришлось отойти от своего стиля

Как быть полезным на оффлейнере после линий? Учимся у лучших игроков Китая