Cyberpunk 2077 = «Король Лев». Нет, мы не сошли с ума, дело в структуре сценария

Женя Алексеенко все объяснил.

В одной из своих прошлых статей я писал о теории, что человек уже придумал все истории. А все новое – лишь интерпретация старого. Там я поверхностно прошелся по нескольким примерам, и обещал копнуть глубже, как только будет что-то интересное. И вот оно: Cyberpunk 2077 и «Король Лев». Интересно? Однозначно.

Одним из двигателей упомянутой теории считается Кристофер Воглер – консультант в Голливуде, который помогал в работе с огромным количеством сценариев (в том числе и к «Королю Льву»). В книге «Путешествие писателя» он структурировал концепт приключений героя, на который его вдохновил исследователь мифологии Джозеф Кэмпбелл. Он сдобрил работу Кэмпбела своими идеями и начал преподавать ее как наиболее современную и простую для восприятия.

А главным достижением Воглера стало создание «карты путешествия», состоящей из 12 этапов, которые присутствуют в любой истории. Благодаря «карте» авторы могут изначально, еще до написания сюжета, составить его скелет. А если они отправились в творчество самостоятельно, то схема Воглера может помочь рассказчикам выбраться из творческого тупика на любом из этапов.

Загружаю...

Я заимствую эту «карту», чтобы провести параллели в таких разных историях, как «Киберпанк» и «Король Лев». Поэтому статья будет выглядеть следующим образом: 12 пунктов на «карте» истории, к каждому из которых дано небольшое описание, а также подтверждение примерами из этих произведений. Впрочем, хватит топтаться на месте, дельтуем!

1. Обыденный мир

Герои большинства историй переносятся из привычной повседневной жизни в особый, неизведанный мир. И авторы прежде всего должны этот мир описать, и показать, как сильно он контрастирует с новым миром.

В «Короле Льве» обыденный мир – открывающая сцена и несколько следующих. Эти кадры показывают иерархию в мире животных в целом («крещение» Симбы), и в королевской семье в частности (диалоги Муфасы со Шрамом и Муфасы с Сараби).

В «Киберпанке» обыденный мир – первые двадцать минут геймплея, которые отличаются выбранным вами жизненным путем. Независимо от места старта, нам показывают обычную жизнь Ви: с кем общается и в каких кругах крутится. Сюда же относится и нарезка «счастливых моментов» с Джеки.

Загружаю...

2. Зов к странствиям

Герой сталкивается с вызовом или чувствует потребность что-то изменить в своей обыденной жизни.

В «Короле Льве» зов к странствиям для Симбы звучит из уст отца, который говорит, что малышу суждено стать королем. Но для этого он должен научиться ответственности. Причем не только за себя, но и за других.

В «Киберпанке» этот момент обозначен началом I акта. Джеки рассказывает, что смог раздобыть дело, которое поможет друзьям разбогатеть и стать легендами Найт-Сити. Речь о задании от фиксера Декстера ДеШона.

3. Отвержение зова

 

На самом пороге приключений герой отвергает зов, проявляя нерешительность. Он чувствует страх перед неизведанным и желает повернуть, пока не поздно. В каких-то историях это важный момент, в каких-то – лишь несколько реплик диалога.

В «Короле Льве» Симба отвергает зов к ответственности, проявляя самонадеянность и непослушание. Он поступает наперекор воле отца и идет на Слоновье кладбище, подвергая риску не только себя, но и подругу Налу.

Загружаю...

В «Киберпанке» Ви также не принимает на правду слова Джеки о том, что это задание от ДеШона – работа мечты, и сомневается в чистоте дела. Но Джеки без особых проблем уговаривает Ви хотя бы на встречу с фиксером.

4. Встреча с наставником

 

Отправиться в путь героя могут заставить либо еще более подлая неприятность, либо напутственные речи мудрого наставника.

В «Короле Льве» Муфаса спасает своего сына из лап гиен и ругает его. А затем дает ему урок ответственности, рассказывая о круге жизни и королях прошлого, которые смотрят за ними с неба. Когда-нибудь и Муфаса присоединится к ним, а Симба будет учить ответственности своего наследника.

В «Киберпанке» Джеки принял обличье «Наставника» лишь на короткое время. А вот Декстер ДеШон – истинный наставник для таких парней как Ви и Джеки. ДеШон такой же бандит, как они сами, но при этом опытный, крутой и по-своему мудрый. Он-то и убеждает Ви на очной встрече в верности дела. 

5. Преодоление первого порога

На этом этапе герой устремляется навстречу приключениям. Вольно или же нет, но он преодолевает первый порог, оставляя обыденный мир позади. Именно с этого момента события начинают развиваться полным ходом.

Загружаю...

В «Короле Льве» Симба учится быть лидером, начиная с грозного рыка. Но настоящим порогом выступает смерть Муфасы и побег Симбы с земель Прайда в дикие джунгли. Он оказывается в незнакомом ему мире, где ему теперь предстоит выживать.

В «Киберпанке» этому этапу соответствует похищение чипа у «Арасаки». Пройдя предварительную подготовку (собравшись в путь), Ви отправляется на задание, которое откроет ему дверь в «Высшую лигу». Однако план рушится, несколько человек погибают, в том числе и сам Ви. Его гибель и есть тот порог, который он преодолел, чтобы очутиться в новом особенном мире. Мире, где его тело делят две личности: он и его невольный спаситель Джонни Сильверхенд.

6. Испытания, союзники, враги

Преодолев первый порог, герой сталкивается с трудностями, обрастая и друзьями, и врагами. Кроме прочего, здесь он приобретает ценные знания о том, как устроен этот новый для него мир.

В «Короле Льве» на этом этапе Симба взрослеет и узнает, что жизнь беззаботна, а звезды – не короли прошлого, но лишь прилипшие к небу светлячки. Здесь происходит побег от гиен и Шрама и мученья под солнцем пустыни. Знакомство с Тимоном и Пумбой и смена рациона на жуков и червей. Здесь же встреча с Налой – забытой подругой детства, к которой Симба питает романтические чувства, и новости о Шраме, который практически уничтожил их дом. 

Загружаю...

В «Киберпанке» данный этап занимает основную часть игры. Испытания на пути к исцелению ведут к приобретению новых друзей и врагов. Сюда входят квестовые линейки, приключения в которых сближают Ви с Джуди, Панам, Такэмурой и др. А также именно на этом этапе нарастает неприязнь в отношениях с корпорациями («Арасака», «Милитех» и др.).

Что такое абсолютная свобода в сюжетах видеоигр, и почему она не нужна

7. Приближение к «сокрытой пещере»

Центральный персонаж приближается к ужасному, глубоко потаенному месту. То, ради чего и затевалось путешествие.

В «Короле Льве» Симба понимает, что настала пора взрослеть. Нала доносит ужасные вести о загнивающем доме, бывшим когда-то прекрасным. Но Симба все еще не признает своей ответственности, отказываясь возвращаться и помогать свергнуть дядю-узурпатора. На помощь приходит старая, по-доброму безумная обезьяна Рафики, которая приводит Симбу к пещере, где кроется душа погибшего Муфасы.

В «Киберпанке» скрытой пещерой можно назвать душу Джонни Сильверхенда. Начинается сближение с ним еще на прошлом этапе, после череды воспоминаний и душевных разговоров. Но именно здесь Ви наконец понимает, что Джонни – не просто анархистский террорист. Он по-настоящему любит тех, кто был ему близок, и раскаивается в своих ошибках. Ви и Сильверхенд выходят из сокрытой пещеры на новом уровне взаимоотношений.

8. Главное испытание

 

Загружаю...

Главное испытание – критический момент любой истории. Оно самое сложное. И не всегда физически. Центральный персонаж словно умирает, чтобы родиться заново.

В «Короле Льве» главное испытание – это встреча с призраком отца. И хотя испытание весьма условное, Симба понимает урок, осознает необходимость своего взросления, важность ответственности, которую он несет по праву рождения. Симба перерождается, умерев как балагур и отшельник, и возродившись, как король.

В «Киберпанке» главное испытание также весьма условное. Это не босс-файт с десятиметровым роботом. Это одно-единственное решение: чью жизнь поставить на кон? Кого взять с собой на самоубийственную вылазку в «Арасаку», а также позволить ли Джонни – по факту, чужому, пусть и уже близкому, человеку – забрать тело Ви? Лично я, кстати, отдал контроль, получив вполне очевидную метафору перерождения. Ви засыпает, не зная, проснется ли вновь. Джонни – просыпается.

Кстати, на этом моменте можно закончить игру самоубийством, – но это скорее красиво обставленный экран смерти, а не полноценное завершение мощного сценария.

9. Награда

 

После главного испытания герой обязательно должен получить награду, физическую или духовную. Как правило, персонаж получает то, что искал.

Загружаю...

В «Короле Льве» Симба получает решительность и уверенность в себе.

В «Киберпанке» Ви в награду получает поддержку друзей. Настоящую, искреннюю, придающую сил и решительности. Джонни получает прощение от Бестии.

10. Обратный путь

Опасность еще не миновала. Третье действие начинается в момент, когда герою еще многое предстоит совершить. Здесь принимается окончательное решение вернуться в обыденный мир.

В «Короле Льве» обратный путь – это буквально дорога домой, в земли Прайда. Симба возвращается один, не зная, какие опасности таятся впереди, и что за ним уже спешат Нала, Тимон и Пумба.

В «Киберпанке» битва в здании «Арасаки» является тем самым обратным путем. Причем в двух смыслах сразу: в прямом и метафорическом. В прямом – Джонни возвращается в «Арасаку» вновь. Он уже проходил похожий путь, и теперь вернулся к нему же (ah shit, here we go again). В метафорическом – Ви идет в «Арасаку», чтобы вытащить конструкт Сильверхенда и вернуться в свой привычный обыденный мир.

11. Возрождение

В этот момент герой нередко оказывается на грани смерти. Тучи снова сгущаются, прежде чем окончательно рассеяться. Это своего рода последний экзамен для героев. Он должен доказать, что извлек уроки из путешествия.

Загружаю...

В «Короле Льве» моментом возрождения становится диалог со Шрамом и сражение, в котором Симба сперва проигрывает, считая, что заслуживает смерти. Но узнав, что перед ним настоящий убийца отца, он понимает, что должен не просто отомстить. Оставлять Шраму Прайд – очередной безответственный поступок. Узурпатор погубит не только его, но и всех животных. Симба, как король, должен этому помешать. Герой проходит тяжкое испытание и мирится со своей невольной причастностью к смерти отца, а не бежит от прошлого.

В «Киберпанке» пройдя все испытания, столкнувшись со смертью не единожды, Ви и Джонни наконец добираются до места, которое они искали. Но незадача: один из них должен умереть, чтобы возродился другой. И у каждого выбора свои последствия. Если Джонни завладеет телом, он станет чужим в этом мире, а чувство вины будет глодать его всю жизнь. Если останется Ви – он никому ничего не будет должен, но и сам проживет не больше полугода. Момент возрождения по-настоящему страшен, и вновь требует смерти, чтобы дать новую жизнь.

12. Возвращение с эликсиром

Персонаж возвращается в обыденный мир, который также претерпел изменения, но путешествие было бы бессмысленным, если бы он не вынес из особенного мира какого-либо чудодейственного эликсира, сокровища или урока.

Загружаю...

В «Короле Льве» Симба усваивает урок ответственности, который становится для него как мантра. Он возвращает себе Прайд, а Прайду – жизнь: захолустье снова полнится энергией, земля исцелена. Метафора эликсира жизни.

В «Киберпанке» независимо от финального выбора герой возвращается с эликсиром. Для Джонни – это жизнь с чистого листа и горьким опытом, который поможет избежать ошибок. Для Ви – это жизнь с острым ощущением каждого дня, с ярким спектром чувств и эмоций, разделенных с любимым человеком. Но для каждого героя эликсир оказывается с горечью: невыносимая вина или томительная смерть. В этом грязном мире ни один эликсир не может оказаться кристально чистым.

* * *

На самом деле, я очень люблю «Короля Льва», а «Киберпанк 2077» считаю, мягко говоря, не обязательным. И тем не менее, приведенным сравнением я не хочу принизить достоинств одного перед другим. Я лишь хочу показать, насколько близки могут быть два на первый взгляд разных произведения.

Вышло довольно похоже, правда? Все просто – по этой схеме строится не один и не два сценария, а большая их часть. И хотя она не обязательна, и никто ее не навязывает, все же многие авторы придерживаются «карты». Дело совсем не в лени или глупости сценаристов. Просто такая схема универсальна и включает в себя полное развитие героев, а значит обеспечивает незабываемое качественное приключение. А свои истоки она ведет не просто от выдумки пары человек, а от мономифа – теории о том, что мифы всех народов строятся по единой схеме.

Настоящий главный герой Cyberpunk 2077 – Джонни Сильверхенд, а не Ви. Объясняем разницу между героем и аватаром

Почему Cyberpunk 2077 – слабая игра, но отличное произведение

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Бедный сценарист