От Demon’s Souls у меня горит зад. Но это даже хорошо
Колонка Стаса Погорского.
Demon’s Souls можно считать прародительницей современных souls-like игр – уже после нее геймдизайнер Хидетака Миядзаки сделал Dark Souls и Bloodborne. «Демоны» до недавнего времени уступали им в популярности потому, что вышли только на PS3, да еще и были несколько сложнее.
Теперь, когда Demon’s Souls получила красивейший ремейк на PS5, я наконец в нее поиграл. И, разумеется, много горел.
Здесь нужно учиться на смертях, но смерти усложняют игру
Главное, что нужно знать перед началом прохождения любого souls-like: вы будете много и часто умирать. Так уж построен здешний геймдизайн, в котором игрока сразу кидают в смертельно опасные условия, доверяя ему осваивать механики практически без подсказок и ценой собственной жизни.
Управление в Demon’s Souls несложное: пара видов атаки, перекаты, блок, магия, использование предметов в быстром доступе... Все это можно усвоить, просто открыв раскладку кнопок геймпада в меню. Постоянный процесс обучения же сосредоточен на поведении врагов: с каждой пропущенной атакой лучше понимаешь каждого конкретного монстра и, соответственно, лучше с ним сражаешься. В основном благодаря знанию всех таймингов атак, а не скорости реакции, опытные фанаты Demon’s Souls могут пройти игру вообще без смертей.
Конкретно в «Демонах», правда, есть одна довольно контринтуитивная механика, из-за которой после после гибели игра становится... Сложнее. Очень странная логика: если игрок слишком плохо справляется, то его помещают в еще более жесткие условия.
Эта садистская механика и главная фишка Demon’s Souls называется «мировыми тенденциями». Если вы умираете в человеческой форме, то тенденция ухудшается и в итоге становится черной: враги начинают бить больнее, на локациях появляются агрессивные красные фантомы и происходят другие точечные изменения. Соответственно, при убийстве боссов и выполнении других условий тенденция, наоборот, белеет – враги слабеют.
Манипуляция тенденций для достижения определенных целей – например, в черной тенденции с врагов падает больше душ, а в белой больше предметов – отдельная тема, в которой разбираются опытные игроки. Новичкам же стоит уяснить одно: человеческую форму по возможности лучше вообще не принимать. Лучше бегать в обличии духа с урезанным количеством здоровья – тогда при смерти тенденция меняться не будет.
Решение не идеальное – из-за низкого уровня здоровья играть все равно сложнее, хоть и по другой причине. Получается, в Demon’s Souls нет иного пути кроме как git gud – «становиться лучше» и допускать минимум ошибок.
Demon’s Souls воспитывает во мне стоицизм
В souls-like играть в целом очень полезно, не только и не столько для развития геймерских навыков.
Во-первых, это отличный тренажер для поиска решения проблем. Каждый новый враг, каждая локация – это задача, к которой стоит найти свой подход, удобный конкретно вам. С кем-то лучше разбираться дистанционным оружием, кого-то легко развалить и мечом, но нужно отвести его в конкретное место. Интереснее всего, когда вам приходится столкнуться сразу с несколькими противниками: тут нужно либо найти способ выцепить одного-двух поочередно, либо продумать стратегию для самого безопасного и эффективного ведения боя.
Круче всего сделаны боссы. Они на первый взгляд очень грозные и сложные, но в действительности (по крайней мере те, кого я уже успел одолеть) представляют собой одну большую головоломку. Как только вы поймете, что в сражении с Рыцарем Башни нужно сперва избавиться от лучников на стене, а затем бить самого здоровяка по ногам, чтобы он упал, и вы могли нанести огромный урон ударами по голове, он становится довольно простым. И это все равно ощущается крупной победой, если вы догадались до победной стратегии без гайдов.
Во-вторых, Demon’s Souls учит меня терпению. В игре вообще нет «нечестных моментов» – я получаю урон только за совершение конкретных ошибок, а не по какой-то вселенской несправедливости. И чем сильнее я спешу и теряю самообладание, тем быстрее уменьшается шкала здоровья персонажа. Решил пробежаться по коридору без поднятого щита – обязательно получишь по голове от скелета, затаившегося за углом. Не потратил пару секунд на то, чтобы прочитать и вдуматься в подсказку на полу – не исключено, что тебя раздавит какой-нибудь валун или другая ловушка.
В «Демонах», как и в реальной жизни, преуспевают собранные, сконцентрированные и внимательные люди. Конечно, в видеоигры чаще идут за расслаблением – напряжения нам хватает и без того, – но здорово, что существует такая ниша.
И это все еще очень выматывающая игра
По этому тексту может показаться, что я строю из себя какого-то преисполненного мудростью и глубокомысленного человека, который относится к трудностям в игре философски. Во-первых, все так, строю. Во-вторых, читать колонку, состоящую из едва связанных выкриков боли, согласитесь, было бы совсем не интересно.
Тем не менее Demon’s Souls действительно постоянно заставляет страдать. Я начал проходить ее еще в ноябре, после выхода PS5, но до сих пор далек от финала. Дело не только в самой сложности, но и в том, что оставаться наедине с этим пыточным инструментом я горю желанием не всегда – уж точно не на новогодних праздниках, когда хочется максимально разгрузить мозг после напряженного года.
Вот во что на праздниках играть приятно, так это в Hyrule Warriors: Age of Calamity
Использую довольно нелепое, но подходящее сравнение: игра в Demon’s Souls похожа на походы в спортзал. В начале, когда еще не выработалась привычка, процесс смахивает на добровольное мучение собственного организма. И ты либо бросаешь, потому что тяжело, либо превозмогаешь себя, и постепенно занятие приносит все больше удовольствия и самоудовлетворения. Крепкие и объемные мышцы, как и умение пройти Demon’s Souls, не всегда нужны в быту, но обладать ими приятно. Одно дает здоровое тело, другое – здоровый дух и ту самую мифическую стрессоустойчивость, которая в последнее время все нужнее.