«Я крикнул «Сосать, уроды, сосать!» и вписал свое имя в историю киберспорта». Карьера Сени – одна большая ламповая история
Беседа Яны Медведевой.
2010 год. Natus Vincere – сильнейшая команда мира в CS 1.6. За один год они выиграли три крупнейших международных турнира – IEM, ESWC и WCG. Zeus – лучший капитан, трое игроков в топе рейтинга HLTV. Сейчас эту пятерку называют золотым составом и не зря.
Вместе с Арсением «Ceh9» Триноженко я вспомнила, как NAVI собрали из звезд и парня из Львова, как деньги мотивировали их побеждать, а коктейли – выходить в плей-офф. И как из-за проблем с алкоголем Сеня закончил карьеру игрока.
Игра в палатках на пляже на кепки, 17 лет – уже старик
Мой отец с юности интересовался IT-сферой, хотя такого понятия тогда не было. Он был инженером, который любил электронику. Мог собирать аудиомагнитофоны. У нас в доме появлялись первые приставки, которые назывались «Спектр» – в них нужно было вставлять аудиокассеты. И вот на этих кассетах были записаны игры.
Поэтому дома постоянно были какие-то устройства, которые подключались к телевизору, затем появились первые мониторы. И с ранних лет у меня был компьютер. Отношение к нему было абсолютно спокойное, никто не ходил вокруг него в перчатках и белом халате. Буквально с 2-3 лет я уже сидел у PC. Сейчас у меня самого есть ребенок, и я понимаю, что это не слишком-то хорошо и правильно. Но тогда никто не знал, что такое хорошо и что такое плохо. И не было интернета и опасности в виде ютуберов, блогеров и неадекватов-стримеров, так что все было нормально.
Если честно, я сам не знаю, как к нам попадали игры. Какие-то из них были предустановлены, когда появился компьютер. А еще были такие широкие дискеты. Наверняка сейчас люди помнят маленькие квадратные флопики. А до них были прямоугольные тонкие, похожие на маленькие пластинки. На них было 720 кб памяти (сейчас даже нечего сравнить с таким объемом информации), и одна игра занимала 3-4 таких дискеты.
Сначала в моей жизни были такие выездные компьютерные клубы – палатки на набережной Ялты или Судака. В них стояло 6-8, максимум 10, компьютеров. Люди там играли по локалке, интернета же не было. Локальная игра друг против друга производила невероятный фурор даже на людей вроде меня, у которых дома был компьютер. Дома ты играешь против PC, а тут ты с другими людьми! Сейчас трудно передать. Это теперь сесть и поиграть в Dota 2 или CS – обыденность. А тогда это было вау! Ты играешь не с компьютером, а с настоящим человеком!
В 98 году я очень сильно полюбил игру Delta Force. Она по своей сути очень похожа на CS. Там тоже есть терры и спецназ, открытая карта, здания, у тебя разные типы винтовок. Но играл я только против ПК. А на море вижу я эту палатку, захожу посмотреть, во что там играют. И тут какая-то новая игра... Стрелялка! Сел попробовать – и получил невероятное удовольствие. Настолкьо это было классно и в меру быстро. Дельта была медленная и вязкая, а тут все было активно. Но при этом это не был Quake, не сумасшедшая аркада.
Играли на кепки. На турнирах покруче играли на какую-то технику, хоть и не самую классную. CD-Rom например. Видеокарта или 3D-ускоритель. На турнирах для публики постарше могло быть просто пиво. Очень часто играли просто на ящик пива. И это сильно подогревало интерес!
До 2007-2008 года Украина не могла нормально играть ни с кем из западных команд. Харьков – только в Харькове, Киев – в Киеве. Потом пришел интернет и появилась возможность покатать с другими городами. А затем и доступ на запад. У нас во Львове был самый низкий пинг и прямой коннект на Германию. Нам даже завидовали ребята из Киева! У них пинг был такой же, как у нас, но +8-10.
Попадание на WCG тогда по эмоциям было сопоставимо с людьми, которые сейчас выигрывают миллион на The International. Также себя чувствовала команда, которая выигрывала поездку в Сеул.
В 17 лет я уже был олдом, за меня играли ребята по лет по 14. Но прямо перед турниром решил не участвовать с ними и сменил игроков. В итоге мы успешно проиграли киевлянам, которые приехали вчетвером, а пятая за них играла девушка – Партизанка. Мы проиграли – и это для меня было уроком на всю жизнь: лошадей на переправе не меняют.
Украинская киберспортивная сцена тогда – это 8 крупных городов, локальные турниры. Раз в два месяца в каком-то компьютерном клубе проводили чемпионат в рекламных целях. Но если честно, то ни один клуб так и не смог отбить эти деньги. Все это было меценатство.
Я у Антона Маркелова спросил, почему он забросил киберспорт. И он вспомнил один турнир во Львове, когда за первое место завали 400 долларов, а за второе – 200. При этом они приехали из Днепропетровска, ехали за свои деньги, и потратили в итоге в два раза больше, чем получили призовых. Все было на таком любительском уровне, где ты платишь за свое хобби и эмоции, которые ты получаешь.
Сухой закон в NAVI, главная мотивация – деньги
Amazing Gaming – это NAVI своего времени. Они на WCG 2007 заняли 3 место – и это был невероятный результат для украинской команды. А тут я, парень из Львова, который уже на тот момент играл в CS 6-7 лет и даже успел на полгода забить, потому что даже я не видел перспектив. И вот именно меня позвали за них постендинить. Но все из-за того, что я регулярно посещал украинские турниры, меня знали как неплохого игрока.
CS:GO ненавидели после релиза: NAVI не хотели уходить из CS 1.6, турниры выигрывали только NiP
За них тогда уже стендинил Markeloff. B1ad3 со мной проводил какую-то тренировку, показывал мне гранаты. Я все довольно быстро схватывал, быстро разобрался, что и как нужно разбрасывать. И он говорит: «Ну, с гранатами у тебя лучше, чем у Марика!» И я эту фразу запомнил. Классно, меня уже сравнивают с Маркеловым!
Мой первый серьезный матч на международном турнире – и сразу против mTw, топ-3 мира. Мы успешно проигрываем. И я не делаю ни одного фрага за первую сторону! И попадаю в почетный «клуб Рулона» (это польский игрок, который один из первых этим отметился). Все это увидели, сайты начали шутить по этому поводу, ProPlay.ru с троллями делали огромное количество мемов. И эти 0-15 меня очень сильно прославили. Но так как я с самоиронией подхожу к таким моментам, меня это не сильно расстраивало.
Во Львове 2001 году я собрал команду из одноклассников. Мы пошли на турнир в компьютерный клуб и думали, что мы неплохо играем. Сели катать против первой команды Львова – и они разнесли нас в пух и прах. Я тогда понял, что вообще не умею играть в CS. И когда я играл против mTw я тоже сел и понял, что да, не хватает мне чего-то.
Starix отталкивался от того, что нужно собрать звезд. А их тогда в Украине было трое: сам Starix, Markeloff и Edward. Три человека, без которых такую команду представить нельзя. И если бы кто-то из них не согласился, возможно, Арбалет бы этот состав не принял. Но Арбалет давал хорошие условия – тысяча долларов зарплаты на человека. Я перед этим радовался, что на турнире такую же сумму поднял, а тут ее платят стабильно.
У них было понимание, что можно найти стрелка позвезднее. Но я поиграл и с Зевсом, и со Стариксом, так что они решили, что им нужен чувак, который, может быть, не так круто стреляет и не так круто играет. Но зато он уверенный, морально заряженный, не станет задавать вопросов и будет делать свое дело. И выбор пал на меня.
AK-47 – легенда Counter-Strike. Здесь автомат стал символом шутеров
Но сообщество встретило меня не слишком позитивно. Люди помнили мой провал с 0-15. К тому же Зевс и Эдвард играли в Virtus.pro, они чемпионы СНГ и ездили на международные турниры, где показывали себя с лучшей стороны. Они за 10 лет побывали за границей 30 раз, а я один. Маркелов был начинающей звездой и творил чудеса, когда играл с AWP. И сейчас на международном уровне есть конкуренция S1mple-ZyWoo, а тогда на Украине были Старикс и Эдвард. Два лучших игрока, две лучшие команды, которые встречались в финалах и показывали сногсшибательную игру. И я – середнячок со Львова.
В команде может быть три хороших стрелка и один авапер. А пятый может быть просто приятным человеком, с которым комфортно играть. Он не будет тянуть одеяло на себя. 3-4 звезды – это очень много амбиций, просто лебедь, рак и щука. Вот в Нави того года работала такая концепция: Зевс-капитан, три жестких игрока и Сеня, который подбадривал, ничего лишнего не говорил и не тянул одеяло на себя.
Главный секрет успеха тех Нави – мотивация и наш спонсор Арбалет, которому все хотели угодить и были ему невероятно благодарны за его веру в команду. Все чувствовали очень серьезную ответственность. И это переходило в мегакрутую дисциплину. То, чего сейчас часто не хватает командам. А дисциплина у нас была железная! Никто не позволял себе ничего: никаких негативных высказываний, никто не мог пойти забухать. Все четко: тренировка – сели – разобрали. И за счет этого мы вышли на серьезный уровень.
У нас в команде всегда был сухой закон. Никто не мог его нарушить – дисциплина и все серьезно. Мы позволяли себе выпить, но с двумя условиями: или это происходит между турнирами, когда нет буткемпа, или мы все вместе договаривались и просто шли впятером на набережную с пивом. Надо было иногда снять стресс. Потому что когда 5-6 мужиков в одной хате с утра до ночи, порой необходимо разряжаться.
Похоже, в CS:GO скоро выйдет новая операция. Могут добавить Source 2, режим 1х1 и Tuscan
Фраза, сделавшая Сеню легендой, проблемы с алкоголем и поиск новой сферы
История IEM началась еще с отборов. С матча за выход на турнир против все тех же mTw. Даже карта та же – Train. Мы начинаем за атаку – и мы проигрываем 2-13. Я, правда, сделал какой-то фраг, но кому это интересно. Переходим за защиту и начинаем переворачивать. И совершаем один из легендарнейших переворотов в истории CS на таком уровне. Выводим карту на допы и на допах их обыгрываем. Они рыдают, а мы невероятно довольны собой и проходим на IEM.
Кто-то говорит, что деньги – это плохая мотивация. Но поверьте, на тот момент для голодных ребят из Украины они значили очень много. И мы говорили себе: «Ну, сегодня очень важный день, ребята, сегодня матч за 20 тысяч долларов. А завтра мы можем выиграть 50 тысяч долларов. Точно надо взять этот финал!»
Я на всю жизнь запомнил последний раунд финала. Fnatic тогда были невероятно сильной командой. Если бы к ним в финал попали не мы, они бы с легкостью могли закрыть 16:5 любую команду в мире. Я в этом уверен на 100%. Но в финал попадаем именно мы. И я не знаю, как. На какой-то мегаморали. На какой-то крутейшей игре Эдварда, Старикса и Егора мы начинаем тащить.
Последний раунд. Мы показываем минимальный тимплей. Ваня кидает флешку, я выхожу на ковры. Убиваю одного, второго. У меня бомба, я прыгаю на плент. Начинаю установку плента – и понимаю, что по коже бегут мурашки. И я про себя думаю: «Мы сейчас станем чемпионами мира».
IEM – мой первый чемпионат мира со всеми командами. И сразу же я его выиграл. Я, человек, который сыграл когда-то 0-15, которого поливали в комментариях, как человека недостойного этой организации.
Там мы выпрыгнули из штанов. Несмотря на всю нашу подготовку. Мы играли не в свою игру. Показали 200% от того, что мы могли. На остальных чемпионатах мы были в серьезной форме, но мы выкладывались только на 100%.
16-летний школьник против тир-1 команды: как играл ZyWoo в 2017 году
Перед ESWC мы были уверены в своей форме. Но приехали, начинали играть – и в группе уступаем первый матч. Потом отдаем вторую игру – и вот мы уже на грани. И нам повезло, что еще две команды тоже проиграли по два матча. Мы вышли из группы, но стресс был дикий.
Тогда на ESWC были еще ребята из Украины – Ангел, Крафтик. И они употребляли алкоголь. Я вижу, что у меня стресс, напряжение, игра не идет. И я втихую позволяю себе пойти и втихую с ними немножко выпить. И даже не немножко, а пару нормальных коктейлей. Когда я вернулся в номер, Зевс даже не видел, что я выпивший. Он и подумать не мог, что я, такой отвественный серьезный персонаж, могу нарушить сухой закон.
На следующий день просыпаюсь, никакого бодуна нет. Мы еле-еле вышли из группы, а тут в плей-офф разнесли всех без шансов.
WCG – это самый главный турнир, несмотря ни на что. Я в 2010 году выступал в киберспорте в течение 10 лет. И все 10 лет я мечтал поехать в Корею и выиграть этот турнир. И 10 лет я мечтал как победитель украинских квалификаций получить приз от Самсунга – ноутбук! До сих пор отношусь к ним с каким-то особым трепетом. Даже сейчас, когда могу позволить себе любой.
Ответственность зашкаливала. Во-первых, это третий чемпионат мира. Ты выиграл первый, ты выиграл второй, у тебя стрик и тебе хочется его продолжить. Во-вторых, ты представляешь свою страну. У меня всегда с собой был флаг Украины. Я тогда очень гордился, что я выступаю под этим флагом.
Финал мы играли против mTw – тех самых, против которых я не смог набить и фрага за одну сторону. Уже тогда они были в мегакрутой форме. Это очень сильная команда, которая проигрывала только нам. Ни разу за 10-15 матчей они нас не обыграли.
WCG, финал, третья решающая карта. Train. У нас жутко не идет игра. Мы отдаем раунды, но все в итоге сводится к допам. И я помню момент: перерыв во время допов, Даня Зевс идет в туалет, чтобы умыться, приходит и говорит: «Первый раунд делаем так, второй – так, третий – так». Мы все это исполняем, побеждаем 3:0, переходим за другую сторону и закрываем их на допах. Человек просто пришел из уборной и взял себя в руки как сильный капитан! Даже потом у Дани были случаи, когда он опускал руки, а тут вернулся и дал расклад как настоящий капитан. Мы сделали все, что он сказал, – и подняли над собой еще один кубок.
Мы на каждый турнир приезжали как чемпионы. Серьезные ребята, у которых все отлажено и все отработано. Мы к каждому турниру готовились по-разному, шифровали тактики и задавали тренды. Раньше этим отличались западные команды, мы смотрели их демки и учились по их играм. А теперь уже они учились у нас. Мы придумывали раунды, много разных фишек. Мы чуть ли не первые в мире готовились не только за компьютерами, а садились за круглый стол. У нас были распечатаны планы карт, были фишки, которые мы перемещали. Мы работали над глобальной стратегией на каждой карте. И уделяли много внимания этим нюансам.
Тогда мы слабо понимали, что означают наши победы. Это сейчас мы знаем, что мы сотворили невероятные вещи. У моего любимого автора Есенина есть строка: «Большое видится на расстоянии». Сейчас мы понимаем, насколько этот результат был крут. Мы проделали серьезному работу и дали старт украинскому киберспорту.
Я вписал свое имя в историю киберспорта как человек, который крикнул самую легендарную фразу: «Сосать, уроды, сосать!». И добавил потом: «Гниды, *****, *******». Как мог так и вписывал! Если скилла не было, надо было работать в другом направлении! :)
Я был эпатажным, эмоциональным. Но это не потому что я думал, что я должен этим прославиться. Тогда я это делал от чистого сердца. Просто как эмоциональный игрок, который хотел победить. Я не хотел унизить соперника, я просто хотел подбодрить тиммейтов.
Постепенно наши результат ухудшились – мы стали занимать 2-3 места. Это очень давило. С одной стороны – это круто. Ты в топе мира, вы классная команда. Но нам, чемпионам, которые привыкли только побеждать, этого было мало. И в итоге мы все чаще и чаще стали ругаться. К концу 2011 года мы очень сильно повздорили. Нас с Даней Зевсом даже хотели убрать из состава, но мы нашли слова, которые смогли сохранить состав. Это даже сделало нас сильнее.
У меня все было круто с моралью до момента болезни в 2013 году. Я был в Крыму на отдыхе. И из-за проблем с алкоголем и плохим питанием я попал в больницу с острым панкреатитом, переходящим в панкрионекроз. Чуть ли не был при смерти – меня еле-еле вылечили. Я сначала 2 недели пролежал в реанимации, потом 2 недели просто в палате. Выписался, приехал во Львов и похудел на 15 кг. Мне было запрещено есть то, что я любил. И я должен был завязать с алкоголем. И вот это очень сильно ударило по мне и по моей морали. Это было так привычно: отыграл – отмечаешь победу где-то в кафе-барах. Это был стиль жизни. И вот в тот момент, после этой болезни, что-то во мне погасло.
Возможно, я даже был алкоголиком. Не запойным, но которому реально надо выпить хотя бы раз в пару недель. А ты не можешь. И все. А для меня тогда алкоголь... Я вроде человек немного замкнутый, и алкоголь развязывает язык и делает мир для таких людей немного ярким. Серые будни, а тут накатил 100 грамм коньяка – и все, и повеселее все стало в жизни.
И тут я очень часто стал ловить себя на том, что я больше не могу кричать и заводить. Я думал не о том, что мы победим, а о том, что мы опять проиграем. Что у меня больше нет сил играть. Прямо во время катки. Мы играем матч, я должен думать о том, что сейчас кто-то выйдет. А я думаю о том, что у нас не идет. И тогда и начался мой спад как игрока.
Я сломался тогда. Ходил как мертвец, из которого выжали все соки.
Я сел, как взрослый человек подумал, что рано или поздно конец карьеры приходит к кому угодно. И чем раньше ты перейдешь в новое направление, тем раньше ты овладеешь какими-то навыками, скорее адаптируешься и у тебя все будет хорошо. И когда мои тиммейты забьют, я буду на другом уровне в другой сфере. С одной стороны я перестал быть игроком, а с другой – научился чему-то новому. Стал комментировать игры, подтянул свою речь, стал аналитиком и создал свой ютуб-канал. Чего бы наверняка не было, если бы я просто сидел и играл. А зарплата была даже чуть больше, чем у игрока.
Когда ты играешь, у тебя всегда есть цель – следующий чемпионат. Потом еще один чемпионат. А когда ты перестаешь быть игроком, самым большим ударом становится то, что у тебя нет цели. И у меня ее долго не было. Да и сейчас я не могу сказать, что я человек, который живет и хочет стать президентом Украины через пять лет. Я просто живу, делаю свою работу. Я больше похож на муравья, такой ответственный чувак с бизнес-партнерами. Делаю контент – и они мне за это платят. У меня нет цели сделать ютуб на миллион. Хотя в начале я очень гнался за цифрами, видел этот рост. Но в какой-то момент меня это сильно начало дизморалить. Поэтому я сумел отпустить эти цифры из головы. 500 зрителей? Окей. Завтра будет 700. Потом хоба – и пять тыщ. В этом деле раз на раз не приходится.
* * *
Этот материал – часть проекта Parimatch про 12 выдающихся личностей украинского киберспорта. Полную версию истории можно прочитать вот тут.