Xbox чуть не похоронил один человек – он 6 лет отвечал за консоль, но не верил в нее

Вот почему не стоило поручать Xbox человеку из EA.

Неожиданными и мощными ходами вроде покупки Bethesda за 7,5 миллиардов долларов Microsoft дает Xbox реальную возможность догнать PlayStation в грядущем поколении. Тем не менее в текущей гонке «зеленая команда» потерпела полный крах: в мире продано более 112 миллионов PS4 (данные на начало августа), в то время как консолей Xbox One всего 50 миллионов штук – Microsoft давно перестала делиться статистикой, так что цифра приблизительная.

И ведь в прошлом поколении ситуация была противоположной: Xbox 360 несколько лет подряд доминировала над PS3, и лишь к концу поколения система Sony смогла сравняться и немного выйти вперед. Почему расстановка сил так изменилась? Об этом стоит спросить Дона Мэттрика – человека, который возглавлял подразделение Xbox с 2007 по 2013 год.

Мэттрик был в руководстве EA и изначально в Xbox совершенно не верил

56-летний канадский бизнесмен пришел в игровую индустрию еще в 1982 году, когда ему было 17 лет. Основанная им вместе с другом компания Distinctive Software начинала с разработки игр для Apple II, а в 1991-м ее поглотила Electronic Arts.

Загружаю...

С тех пор Мэттрик занимал несколько довольно высоких должностей в EA и даже добрался до позиции президента международных студий: под его руководством находились несколько гигантских подразделений компании. В 2005 году он уволился и пару лет отдыхал от активной деятельности, а в феврале 2007-го присоединился к Microsoft. В июле он уже был старшим вице-президентом, ответственным за развитие игрового бизнеса на PC и Xbox 360.

Послужной список Дона любопытен не только из-за того, что EA среди геймеров заработала репутацию жадной «корпорации зла». Сам Мэттрик во время работы там тоже отличился как ярый противник Xbox.

Один из создателей оригинального Xbox Джонатан Блэкли рассказал интересную историю:

«Я раньше об этом не говорил, но то, что Дон Мэттрик работал главой Xbox, казалось мне невероятно ироничным: когда я впервые пришел в EA Canada, чтобы представить концепт игровой консоли от Microsoft, он чуть не помешал моему обращению к компании, потому что не верил в реальность задумки. Это был напряженный момент».

В итоге человек, который пытался не дать первому Xbox встать на ноги, стал ответственным за развитие наследника консоли.

Заслуг у Дона немало – при нем расцвел Xbox 360

Разумеется, Мэттрик не просто так руководил Xbox целых 6 лет – руководство Microsoft мгновенно избавилось бы от некомпетентного человека.

Загружаю...

При новом боссе количество владельцев Xbox 360 стремительно выросло с 10 до 76 миллионов человек по всему миру, а пользовательская база Xbox Live увеличилась с 6 до 48 миллионов. Тут сыграло большую роль и то, что Sony саботировала PlayStation 3 огромной ценой (499 долларов за бюджетную модель против 299 долларов за Xbox 360 без жесткого диска), слабой линейкой игр и выглядящей хуже мультиплатформой. Но Xbox выпустила шикарные Halo 3, Gears of War, Fable 2 и Mass Effect (знаменитая RPG была временным эксклюзивом X360) – разумеется, консоль пользовалась огромным успехом.

К слову, бизнес-талант Дона удостоился нескольких громких титулов: в 2011 году Fortune Magazine включил его в список «Умнейших людей в IT-индустрии 2011 года», а CNN Money назвала Дона одним из 10 талантливейших визионеров индустрии.

Даже контроллер для захвата движений Kinect для Xbox 360 – та самая камера, при упоминании которой хардкорные геймеры корчат недовольные рожи – был финансовым успехом. На запуске устройства в 2010 году продали более 8 миллионов Kinect всего за 60 дней – Книга рекордов Гиннесса назвало это «самым быстро продающимся массовым электронным устройством». Даже редакция Time признала Kinect одним из важнейших изобретений того года.

Но начиная с Kinect фанаты консоли стали замечать, что Дон – исключительно бизнесмен и ничуть не геймер. Революционный сенсор был интересен как отдельное изобретение, но ему уделяли слишком много времени на ключевых презентациях Xbox в рамках ежегодной выставки E3.

Загружаю...

Мало того что игры для Kinect были рассчитаны на самую казуальную аудиторию – сенсор еще и сбоил прямо на сцене.

Даже когда все шло по сценарию, геймеры чувствовали себя брошенными. Вместо показа будущего хита уровня Gears of War на презентации происходило это:

Загружаю...

Детские игры, технические фейлы и кринжовые демонстрации игр с актерами – после E3 2010 Xbox 360 казался уже не той консолью, в которую влюбились миллионы. В результате Microsoft позволил PS3 обойти себя на 1,4 миллиона проданных консолей к концу поколения. Разница незначительная, но все-таки это поражение.

Когда главные конкуренты вновь сравнялись, Xbox нужно было показать свою новую консоль с лучшей стороны, чтобы вернуть первое место. В этот ключевой момент Мэттрик полностью облажался.

Из-за Дона Мэттрика Xbox One была мертворожденной консолью – чудо, что Xbox не закрыли

21 мая 2013 года Мэттрик представил миру консоль следующего поколения Xbox One. Странное название («один») отражало концепцию «устройства все-в-одном»: по замыслу руководителя Xbox, они предлагали не просто игровую систему, но еще и мультимедиа-плеер, DVR-устройство для просмотра ТВ и записи передач. Это был практически «компьютер для гостиной»: операционная система новой консоли использовала общую платформу приложений с Windows, так что на ней можно было, например, запустить Skype.

Амбициозный концепт восприняли совсем не восторженно, поскольку основная аудитория Xbox – геймеры – хотели услышать о линейке игр и игровых возможностях, а получили презентацию про бесконечное «ТВ, ТВ, ТВ, ТВ». Будто этого было мало, презентованная версия Xbox One получила три страйка из-за неожиданных особенностей: консоль не работала без подключения к сети, игры на дисках нельзя было перепродавать из-за привязки к аккаунту, а еще в комплект положили Kinect 2.0 – отсюда жуткий ценник в 499 долларов. На последовавшем анонсе PS4 Sony просто пинала конкурента: у некстген-устройства Sony не было перечисленных недостатков, оно было намного меньше, мощнее и стоило на 100 долларов дешевле.

Загружаю...

После анонса Дон Мэттрик неоднократно заявлял, что Xbox One просто не может функционировать без интернета и Kinect, да и избавиться от системы с регистрацией игр уже невозможно – мол, все это слишком глубоко зашито в системе. Позже Microsoft откажется от всех перечисленных решений на фоне неугасающего возмущения геймеров. Получается, Дон открыто врал.

Мэттрика спросили, как Xbox успокоит фанатов, недовольных невозможностью играть в оффлайне на Xbox One. Ответ главы Xbox, что называется, убил: «...к счастью у нас уже есть продукт для тех, кто не имеет хоть какого-то подключения к сети: он называется Xbox 360».

Возможно, в его голове это высказывание звучало иначе, но его восприняли как высокомерную насмешку над собственными покупателями: «Если у вас даже нет интернета, то покупайте устаревшую консоль».

Загружаю...

Спустя меньше 2 месяцев после катастрофического анонса – 1 июля 2013 года – Мэттрик ушел из Microsoft, даже не дождавшись запуска новой консоли. После этого он проработал в компании Zynga меньше 2 лет, но не смог увеличить ее доходность и ушел.

* * *

С 2014 года за развитие консолей Microsoft отвечает текущий глава Xbox Фил Спенсер. За несколько лет ему удалось значительно улучшить имидж компании в глазах геймерах и выпустить два отличных переосмысления Xbox One: компактную Xbox One S и мощнейшую консоль поколения Xbox One X. Тем не менее все это время Филу приходилось разбираться с неподъемным наследием Мэттрика, а об эффективности именно его политики и видения мы сможем судить уже по нексгтен-системам: Xbox Series S и Xbox Series X.

Гайд по игровой индустрии: Sony – монстр, Microsoft купил всех, а Ubisoft – просто конвейер

«Казаки» – главная стратегия СНГ. Игру рисовали по картинам и отпускным фото, фанаты учили по ней историю