Arcanum – игра, которая не вышла бы в 2020-м. В ней куча расизма и угнетения (всех)

Но она по-своему прекрасна.

Студию Troika Games основали разработчики первого Fallout. Они создали всего три игры: The Temple of Elemental Evil, Arcanum и Vampire the Masquerade – Bloodlines. Две последних считаются гениальными – но релизнули их слишком сырыми, переполненными багами, и студия не выдержала провала. Во многом поэтому про Arcanum знают не все, хотя она будет в любом списке величайших ролевых игр всех времен.

В «Аркануме» огромный простор для отыгрыша, но главная фишка – конфликт магии и технологий

Даже в 2020-м «Арканум» выделяется среди остальных RPG уникальной системой магии и технологий, на которой строилось вообще все в игровом мире и менялось в зависимости от выбранного пути. Во вселенной игры магия конфликтует с техникой, поэтому играя за чистого дворфа-технаря, вы не сможете пользоваться магией (даже оружием с магическим эффектом), а вот волшебник-эльф не сможет сесть в поезд. То есть поезд просто не поедет, если маг попробует сесть в его первые вагоны – магия влияет на паровые двигатели машины, и ему любезно (не очень) предложат сесть в дальний вагон для таких, как он. В общем, у магов любая техническая штука разваливается в руках, а торговцы-технари отказываются с ними торговать. Такая же ситуация у технаря и продавца-мага.

Загружаю...

В игре есть шкала склонности к магии/технологиям. Балансировать можно – игра позволяет быть кем угодно, даже посредственным магом и технологом одновременно, но учтите, что сила заклинаний зависит от шкалы. Обычно предрасположенность к одной из сторон изначально влияет раса – дворфов берут, чтобы совершенствоваться в технологиях, а эльфов, их полную противоположность, превращают в чистых магов. Стать хорошим в обеих специализациях практически невозможно, потому что одно будет мешать другому, а очков на прокачку будет не хватать.

Классов в игре нет, зато есть восемь первичных характеристик (сила, телосложение, ловкость, красота, интеллект, сила воли, восприятие и обаяние), а также возможность выбрать предысторию персонажа, которая повлияет на распределение очков на старте. Их много, и большинство из них доступны всем – например, «Наследство» даст вам удвоенную начальную сумму денег и -1 к Силе воли, а «Дамский угодник» добавит 6 очков к Внешности, но понизит Силу, Телосложение и Ловкость на два пункта. Есть предыстории, которые могут выбрать только определенные расы или пол – биографию «Школа красоты» могут выбрать только женщины-люди, а «Побег с фабрики» или «Подавленный орк» – только полуорки.

Загружаю...

Очевидно, простор для отыгрыша огромный, и незачем ограничивать себя чистым технарством или магией, когда можно сыграть за торговца, вора, некроманта. Кстати, тут два вида некромантии, темная и светлая. Темная завязана на нежити и на мощном заклинании «Подавление жизни», которым на высоких уровнях можно ваншотнуть слабого соперника, и на первом заклинании, которое можно взять хоть в начале игры – оно расходует два очка энергии, но наносит неплохой урон. Светлая некромантия нужна скорее хилерам: увеличить запас здоровья, вылечить ранения, отпугнуть нежить и воскресить союзника.

Arcanum можно пройти без убийств (но зачем, если некоторые NPC способны вывести из себя даже монаха?), качая характеристики для убеждения персонажей, или наоборот – вырезать всех на своем пути, даже Вергилия, стартового напарника-человека, который хорошо относится к вам, какую расу вы бы не выбрали. А это важно – в мире «Арканума» вы еще не раз столкнетесь с расизмом.

Расизм и конфликты – еще одна фишка игры. В 2020-м ее бы возненавидели

У этого мира долгая история взаимной ненависти между народами и целыми расами. Проще всего, как обычно, людям: иные расы реагируют на них нейтрально, что важно, если вы не хотите сталкиваться с расизмом от каждого встречного NPC. Высокомерные эльфы относятся к другим расам с презрением, иногда – с ненавистью, и у них есть отдельная ветка Темных эльфов – тех, кто продвигает идеи эльфийского господства во всем мире. Дворфы – простоватые, прямолинейные и бесхитростные карлики, полная противоположность эльфов, из-за чего у них постоянно возникают конфликты. У них есть особая мудрость – каждая вещь или живое существо имеет Камень (внутреннюю сторону) и Форму (внешнюю), и тот, кто видит лишь внешнюю сторону – слеп. А если Камень испорчен, то его нужно уничтожить, даже если у него прекрасная Форма. Ну что, преисполнились в своем познании?

Загружаю...

Еще две чистых расы – гномы и хоббиты, не путать с дворфами. Они далеки от магии и технологии, гномы – прирожденные торговцы, а хоббиты – лучшие воры Арканума. 

Также есть три расы метисов: полуэльфы, полуогры и полуорки. Как ни странно, полуэльфов уважают и ценят больше, чем эльфов, хотя низкорослые расы будут относиться к вам плохо. Полуогров хоть и считают за дурачков, но конфликтов с ними избегают: те гораздо сильнее остальных рас. Чаще всего их используют как телохранителей или вербуют в бандиты – в общем, полуогры играют роль дешевой машины для убийств с интеллектом ребенка.

А вот при игре за полуорка вас будут ненавидеть все – и это взаимно. В поселениях других рас полуорки работают на самых черных работах вроде мусорщиков, но в орочьих кланах они выделяются интеллектом, за что их не любят собратья. Их считают крайне тупыми существами (хотя атрибут интеллекта у них не ниже людей!), но так даже интереснее играть – пробираясь через открытую неприязнь и насмешки, ваш персонаж может стать специалистом магии или технологии, и на издевки ответит мощным оружием или заклинанием. Кому теперь смешно?

Загружаю...

Теперь о сексизме. При прохождении за девушку появится дополнительный квест – мужчины могут выполнить квесты хозяйки борделя мадам Лил и получить в награду девушку на ночь, но женскому персонажу мадам предложит другую работу – да, вы правильно поняли, какую именно. (Кстати, в одной из комнат борделя одиноко стоит овца... да, в игре есть соответствующая опция). 

Аналогичная дискриминация происходит в Джентльменском клубе: мужчину туда впустят без вопросов, а женщине придется переспать, предварительно заплатив за секс. На всякий случай уточняю: платить будете вы, а не вам. А если вкачивать внешнюю привлекательность и не прокачивать интеллект, приставаний будет гораздо больше.

Впрочем, угнетение работает и в обратную сторону. Все диалоги в игре балансируют между английской вежливостью с расшаркиванием и симулятором быдло-гопника – когда церемонии начнут надоедать, можно высказать собеседнику все о его внешнем виде, происхождении и магических/технологических способностях. В отличие от других RPG, где варианты с убеждением и началом боя выделяют другим цветом или значком, в «Аркануме» вы не знаете, к какому результату приведет диалог. Так что будьте осторожны, оскорбляя высокоуровневых NPC – они могут начать бой. Тут как в неблагополучном районе российской глубинки в 90-х – нужно следить за всем, что говоришь, иначе столкнешься с непредсказуемыми последствиями.

Загружаю...

Самые интересные мелочи – прохождение за имбецила, доспехи разного размера и ваше влияние на мир

Лучший способ повеселиться в игре – пройти ее за полуогра с низким интеллектом, который на старте равен 4 пунктам. Разработчики не поленились и переписали весь дневник и диалоги для отыгрыша дурачка (хотя странно, что такое глупое существо вообще умеет писать, но это уже мелочи).

Вергилий немного посокрушается, что Живущий переродился в теле дурака, но в целом будет относиться нормально и без издевок, объясняя сложные вещи простым языком. Остальные нейтрально настроенные жители тоже постараются не запутывать вас длинными фразами.

Еще одна сложность, которая у вас возникнет – это поиск подходящих по размеру красивых доспехов. Да, в «Аркануме» одежда не подстраивается под персонажа – как много таких игр вы вспомните? Полуограм придется искать одежду большого размера, люди, эльфы, полуэльфы и полуорки используют средний, а гномы, дворфы и хоббиты – маленький. А еще полуогры не могут использовать пистолет из-за своих размеров – это объясняют тем, что их пальцы слишком большие, и они не могут нажать на спусковой крючок.

Загружаю...

Это не все фишки в «Аркануме». Одна из самых важных для геймплея – «эффект бабочки», в котором ваши решения будут менять мир. Возьмем, к примеру, стартовую локацию Туманные холмы. Ключевые персонажи: бандиты, которые берут дань за проход по мосту; владелец шахты, в которой закончилось серебро, но есть железо; призрак в шахте, из-за которого нельзя добывать даже железо; констебль, который просит убить бандитов; алхимик, которому мешает паровой двигатель констебля рядом с его домом; возможный грабитель банка и крутой парень, который хочет помешать грабителю.

Обзор Marvel’s Avengers – скучная игра о Мстителях, которая будет хорошей через год (или нет)

Прохождение всех квестов можете представить сами. А суть в том, что все квесты взаимосвязаны, и возможных концовок – десятки. Вот лишь несколько: если вы убьете бандитов, призрака и крутого парня, то в шахте снова найдут серебро, и город разбогатеет, но заполнится криминальными личностями – при этом, если тафгай выживет, то станет шерифом, и город будет процветающим и мирным. Если оставить бандитов и призрака в живых, то город придет в упадок и опустеет. Если вы уничтожите двигатель для алхимика, то он разбогатеет, потому что найдет формулу превращения свинца в золото. 

Буквально одна альтернативная концовка сайд-квеста уже изменит будущую историю города. И так – в каждой крупной локации, которых в Аркануме больше 10.

* * *

В «Арканум» можно сыграть даже в 2020-м без каких-то дополнительных заморочек (правда, в Стим-версии нет русского языка). Есть три локализации, одна из которых – от «Фаргуса» и пак для HD-графики. По стимпанку не так много качественных игр, и Arcanum – одна из лучших, поэтому с ней обязательно нужно ознакомиться, если вы раньше не играли. А тем, кто перепрошел материк вдоль и поперек, предлагаю рассказать в комментариях о любимом варианте прохождения и дать совет новичкам.

Загружаю...

Тест: графика из игры или реальное фото? Мы старались выбрать варианты посложнее

10 потрясающих игр, которые отменили