Вилат и Дворянкин час говорили про деньги в киберспорте. Даже подсчитали все расходы на тир-2 состав по Доте
И обсудили заявки на Инт от Москвы и Киева.
В новом выпуске подкаста Вилат вместе с Романом Дворянкиным обсудили текущее состояние Доты, бизнес-составляющую киберспорта и выдали пару инсайдов. Sports.ru собрал все важное в одном материале.
Про онлайн-лиги
Дворянкин: «У сильных команд нет сейчас понимания, что ты выиграл лигу – и это престижно. Есть Pushka League, StayHome League... Для зрителя эти турниры тоже непонятны. Думаю, что если все пойдет по плану, и осень запустятся полноценные DPC-лиги от Valve, которые тоже будут в онлайне, но будут иметь конкретную DPC-мотивацию: будут позволять выходить либо на мейджор, либо из второго дивизиона в первый, ситуация кардинальным образом изменится. Для команд это будет ясный путь к The International.
Мне кажется, онлайн-лиги DPC не станут чем-то, что лишит команды мотивации. Произойдет наоборот: команды будут понимать, что это официальный турнир от Valve, и будут относиться к нему с гораздо большей серьезностью».
Вилат: «Я думаю, осенью вернется стандартный ритм жизни. Будут ланы без зрителей, 1000% [...] До The International DPC-лиг не будет. Если Инта вообще не будет, тогда DPC-лиги, наверное, запустятся и будут давать DPC-очки вместе с теми двумя мейджорами, которые уже состоялись. Поверьте, рубка будет дикая.
Сейчас команды играют тупо за бабки. Дальше они будут понимать, за что они играют. И у нас хотя бы вот эти все онлайн-турниры будут перебиваться ланами. Вот этих всех Pushka League, ESL One Birmingham Online, Epic Prime… Как только начнется полноценная DPC-система, этих турниров уже не будет, для них просто не будет места».
Тест, с которым справятся только Вилат и Каспер. Помнишь олдскульные команды?
Дворянкин: «В чем была основная причина того, что Valve решила реформировать текущую систему? Для многих команд начальные или последние мейджоры не были приоритетными. Что было на ELS One LA? Virtus.pro хотели показать, что после замен могут показывать хорошую игру. У них была мотивация, они играли хорошо.
На онлайн-лигах всегда будут команды, которым что-то надо. Но всегда будут те, кому не интересно играть. Они будут участвовать, потому что им сказали спонсоры, менеджмент».
О зарплатах в Доте
Вилат: «Очень мне кажется, что зарплаты и контракты, которые в прошлом году игроки просили, в этом году им даже близко не видать. Никто сейчас не будет платить так, как платили раньше»
Дворянкин: «Уровень зарплат игроков Virtus.pro и сопоставимых команд относительно того момента, когда я пришел в конце лета 2016 года, и уровень, до которого он вырос в конце 2019 года, – зарплаты выросли в 6-7 раз. Если тогда были команды, которые могли платить игрокам по 500 долларов или по тысяче, то сейчас такого уже нет. Именно поэтому мы видим, что многие команды, которые считались тир-2, та же Вега или Империя, уже не содержат составы по Доте
При этом произошел большой рост спонсорской выручки, но зарплаты выросли больше. Условная минусовость команд меньше не стала. Если в футболе клубы тратят 50-60% на зарплаты, то в киберпорте процент выше».
О контрактах киберспортсменов и кастеров
Вилат: «Я видел контракты некоторых игроков с некоторыми нетоповыми организациями. Просили игроки разобраться. И некоторые подписывали вещи, которые я бы не подписал даже в состоянии полного алкогольного опьянения. Некоторые клубы откровенно пользуются полной неграмотностью игроков».
Дворянкин: «Когда я пришел в киберспорт, многие команды существовали в офшорных юрисдикциях. При этом я не про Кипр или Нидерланды, а про неадекватные помойки [...] И это давало командам определенные преимущества в плане налогообложения. Хорошая новость в том, что с каждой новой партией инвестиций, которые приходили в индустрию, произошло сильное обеление.
Если в традиционном спорте есть регуляторы, которые требуют, чтобы клубы были зарегистрированы в тех же странах, где они играют, то в киберспорте такого нет. Не думаю, что это изменится быстро. В том числе потому, что в России и Украине законодательства не так гибки с точки зрения гражданского кодекса. Например, ты не можешь у игрока имиджевые права. А в английском праве ты это сделать можешь. Поэтому используются другие юрисдикции».
Легендарные игроки, которых я терпеть не могу. Потому что они не ушли вовремя
Вилат: «В киберспорте у многих людей включают в контракты non-compete. Если ты уходишь из Мейнкаста или Старладдера, тебя заставляют подписать контракт что ты не можешь на протяжении года работать в других киберспортивных организациях. Зачастую, их даже перечисляют. Ты можешь нарушать сколько угодно – тебе ничего не будет, у нас это не имеет никакой юридической силы. Но почему-то это продолжают включать и я знаю людей, которые действительно следуют этому нон-компиту. Я знаю людей, которые просто сидят и ждут.
Зачастую, между крупными студиями и холдингами есть договоренность, что друг у друга люди на хантят сотрудников. Но один крупный игрок год назад начал активно нарушать эти договоренности. Это касается и талантов и топового менеджмента. У Мейнкаста есть подобные договоренности со Старладдером и Рухабом.
Есть WePlay!, которым похер. По моему мнению, они не совсем добросовестно ведут эту работу. Но для них это работает».
О TI в Киеве или Москве
Вилат: «В мэрии Киева понимают, зачем городу The International. Понимают, что это огромное количество туристов, что мы можем сделать бомбу. Есть проблема в Киеве, все знают – отсутствие арены. Но эта проблема решается тем, что наш большой и красивый стадион, который принимал финал Лиги чемпионов, принимал финал чемпионата Европы по футболу и так далее, можно накрыть. Если будет желание, если будет под это ивент.
Киев помогает нам еще тем, что может сделать такую же вещь, какую делал на Евро-2012 для шведских фанатов. У нас в Киеве есть отдельный большой остров Гидропарк, и на нем можно сделать большую отдельную киберспортивную кемпинг-зону для фанатов. В нашей заявке очень много вещей, которых никто никогда не делал. Шансы есть, но я бы не сказал, что они большие в сравнении с другими городами».
Дворянкин: «Знаю, что Москва тоже подала заявку на проведение The International, но у Москвы тоже есть та же базовая проблема с отсутствием площадки. В Москве есть современные арены, но они не дотягивают по вместимости.
У Юго-Восточной Азии могут быть большие козыри. Выбирая между Сингапуром и Киевом с точки зрения привлекательности для туристов, конечно, Сингапур будет выигрывать. С другой стороны Киев достаточно в комфортном часовом поясе, у Киева очень хороший визовый режим. Думаю, что будет интересная борьба, жаль, что на нее накладывает влияние коронавирус».
Сколько стоит содержать тир-2 состав по Доте
[Sports.ru: cитуацию рассматривали на примере состава Gambit прошлого сезона]
V1lat: «Три тысячи долларов зарплаты? Наверное мало. Давай четыре в среднем возьмем».
Дворянкин: «Да, согласен. У тебя есть звезда, которая получает побольше, и какая-то молодежь, которая получает чуть поменьше. То есть зарплата 20 тысяч в месяц на игроков, плюс тебе нужен тренер и менеджер. Давай поставим им зарплату в 3 тысячи. То есть получается 252 тысячи в год уходит на зарплаты игроков, тренера и менеджера. Буткемп будет стоить где-то 200 долларов на человека в день».
V1lat: «Давай возьмем 60 дней буткемпа в год. 60 дней, шесть человек по 200 долларов – 72 тысячи долларов».
Дворянкин: «Думаю, еще 18 тысяч можно смело закидывать на всякие перемещения, которые не оплачиваются организаторами турниров. То есть получается еще соточка. В итоге даже по первым прикидкам получается где-то 350 тысяч долларов. Грубо говоря, 400. Это примерно соответствует тому, что я видел на своем опыте. Понятно, что всегда бывают какие-то разные моменты: твоя команда прошла на Инт, тебе нужно сделать буткемп в Китае или в Ванкувере, а это стоит безумных денег. Помню мы в Ванкувере заплатили где-то 30 тысяч за буткемп, очень дорого было».
V1lat: «При этом вы не сможете взять большую долю с призового, потому что игроки не согласятся. То есть кат в районе 25% вам никто не даст».
Дворянкин: «Думаю, 15 процентов – это максимум. Очевидно, что призовыми окупить эту сумму невозможно».