Наше интервью с Денди: как изменилась Дота, зачем открыл свою оргу, как выбирает игроков
Беседа Яны Медведевой.
Еще в сентябре Dendi объявил, что хочет создать собственную киберспортивную организацию. За последние месяцы ему удалось собрать костяк команды, сыграть на нескольких турнирах и представить бренд клуба – B8.
С Данилом мы поговорили еще на майноре в Буковеле – он удивил невероятной энергией и страстью к своему новому проекту. За 40 минут мы обсудили:
- Решение создать собственную организацию
- Сложности в подборе игроков в СНГ
- Чем на самом деле хорош Леброн
- Почему теперь ему приходится больше тренироваться
- Изменения и развитие Доты
- Чем 1vs1 может быть лучше паба
- И почему он так и не сменил роль
– Чем ты занимался, когда у тебя не было команды?
– Я очень много тренировался. И ничем более, наверное.
– А что мотивирует тренироваться, когда у тебя нет команды?
– Есть персональные цели, к которым ты идешь. Я хотел попасть в сильный коллектив – такова была моя цель. В течение довольно долгого времени я начал осознавать, что в моей ситуации это не так просто. Но я не переставал работать над собой. Осознал – чтобы достичь своих целей, мне придется делать все самому.
Из-за этого я начал работать над лидерскими качествами и теми пунктами, которые необходимы, если я хочу сделать что-то сам. Как раз на это ушел практически весь год, и я по сей день продолжаю над этим работать.
– Почему получилось так, что ты не смог попасть в сильный состав?
– Наверное, потому что у меня слишком амбициозные запросы в плане сильной команды. Мне не хотелось делать шаги назад в моем понимании и оказаться в том же месте, где я был. Я хотел двигаться вперед.
В то же время, мне не хотелось снова оказаться в ситуации, когда решают за тебя. Хотелось самому принимать решения и предпринимать свои шаги.
В этом случае для меня лучший вариант – сделать что-то свое. Потому что так за свои решения отвечаю только я сам.
– Когда ты говоришь о сильной команде, ты имеешь в виду именно результаты?
– Наверное, результаты в первую очередь. Но они не приходят без других важных моментов. Игроки должны не только хорошо играть, но и обладать социальными скиллами. Многие молодые ребята этого как раз не понимают. В том числе из-за этого в СНГ много проблем. У нас безумное количество очень талантливых ребят в плане нажимания кнопок и микро, но другие способности у них не так сильно развиты. Это вызывает проблемы в командах, они не взлетают или быстро разваливаются.
Есть механические способности, макро. А есть умение общаться в коллективе, умение дружить, находить общий язык и идти на компромиссы – и все эти вещи не менее, если не более, важны, чем игровые моменты.
Новое видео Денди: пристает к людям в Буковеле и показывает сувениры от WePlay!
– В команде должны быть друзья или коллеги?
– Начинаете вы точно с коллег. А потом становитесь друзьями, потому что вы будете очень много времени проводить вместе. Команда – это как отношения парня с девушкой, только впятером :D Потому что вы проводите безумное количество времени вместе: и вживую, и в онлайне – все время вместе. И если не уметь налаживать отношения, то начнутся ссоры и проблемы.
Но проблемы есть в любой команде. В самой сильной, в самой слабой – в любой. И в командах, в которых играл я, всегда были проблемы. Но их нужно уметь решать коллективно.
– Какие скиллы тебе пришлось развивать, чтобы начать строить свою команду?
– Я всегда старался работать над тем, чтобы быть хорошим тиммейтом для своей команды и своего капитана. Я пытался сходиться с ним во мнении, двигаться в одном направлении. Но у меня всегда, да и сейчас тоже, была проблема – отсутствие лидерских качеств. У кого-то они врожденные, а мне нужно их развивать. Мне всегда было легче пойти на компромисс, прислушаться, а не отстоять свое мнение. Я более мягкий человек в этом отношении.
Помимо этого, нужно развивать понимание Доты. Когда ты не играешь на самом высоком уровне, то тебе нужно нагонять. Для этого можно общаться с другими людьми или попасть в среду топовых коллективов. Например, ты проходишь на топовый турнир и имеешь возможность потренироваться с сильными командами. Только в таких условиях ты чему-то учишься. Интенсивно ищешь ходы, возможности чему-то обучиться.
Поэтому я и поехал поиграть в Азию. Я знал, что там есть именитые ребята: Тибан, тренировавший Secret, Moonmeander, который играл в OG, Mushi – это сильные игроки, у которых я хотел почерпнуть знаний. Конечно, в первую очередь я ехал, чтобы у нас что-то получилось, но параллельно и узнать что-то новое.
– О Mushi, как капитане, сложилось противоречивое мнение. После True Sight он многим показался очень жестким лидером. Ты почувствовал это?
– На самом деле, он показался мне очень добрым и мягким человеком. Я с ним играл не так много, дней 10, но он был безумно отзывчив. Мне было с ним очень приятно общаться и играть. Я получил удовольствие, честно скажу. Может, он на какой-то дистанции превращается в тирана-убийцу! :D Он очень старательный, стремится к победам и кропотливо относится к мелочам. У него надо учиться, а не бояться его.
Dendi показал буткемп, верит в Леброна, трудно быть и менеджером, и драфтером
– Лидерские качества – с ними можно только родиться или можно прокачать?
– Я, честно говоря, не знаю. По слухам, все можно прокачать. Я старался переступать через себя. Для меня много всего в новинку, но это интересный опыт, от которого я получаю удовольствие.
– Организации, которые работают на тир-2 сцене, не скрывают, насколько это сложно. Многие из них быстро уходят с рынка из-за проблем с игроками и финансами. Не было страшно начинать такое рисковое дело?
– Наверное, я нахожусь немного в другом положении, поэтому было не страшно. К тому же, у меня есть какая-то огромная уверенность, что все получится, поэтому я не переживаю. Я уверен, что мы движемся в правильном направлении, хоть и маленькими шагами.
А еще у меня есть команда вне команды, которая мне помогает. Она еще небольшая, но это люди, в которых я уверен. Поэтому у меня есть опора.
– Сколько человек работает над твоим проектом и помогает тебе? И какую работу ты взял на себя?
– Не возьмусь считать сколько нас, но кроме основной команды нам помогают еще много людей. Я стараюсь полностью сосредоточиться на Доте. Я пытался закрепить состав и выстроить нашу игру. Но я все равно вовлечен и в другие процессы и пытаюсь помогать по возможности, чем могу.
– Когда ты подбираешь игроков, что ты ищешь в этих людях?
– Я ищу тех, кто хочет со мной играть. Тех, кто готов работать. Тех, кто силен на своей роли. Я пытаюсь понять его личностные качества, чтобы мы хорошо сочетались. Но это сложно определить, пока ты не проведешь с человеком какое-то время.
Да и выборка у меня небольшая. По определенным причинам сейчас сложно выбирать. Многие на контрактах, организации подписывают всех подряд и пытаются вести торговлю игроками. Новых талантов найти сложно. И если ты его находишь, то ты должен понимать, сколько времени ты готов вложить в его обучение. Для меня, например, время – это важный фактор. 18-20-летний парень еще не так ценит время, как это делают возрастные игроки.
Я понимаю, что неизвестно, сколько лет я еще буду играть. Неизвестно, что произойдет с игрой. И сколько бы я еще ни играл, у меня запас времени меньше, чем у 18-летних ребят. Поэтому это тоже нужно взвешивать, когда выбираешь игроков.
К тому же, проще брать молодого игрока, которому еще многому нужно учиться, когда у тебя уже есть какой-то костяк. Чтобы он сложился, нужно время. У меня все еще только в зарождении.
От трансферной неразберихи пострадал и Dendi: у него в последний момент увели Кумана
– Ты много играешь с Леброном. Какие сильные стороны в нем ты видишь?
– Он трудолюбивый. Он тоже ценит свое время и понимает многие вещи, которые не понимают молодые ребята. Он занимается спортом, поддерживает режим, старается более эффективно проводить время. Леброн слушает, он креативный и вносит свои идеи. Мне просто приятно с этим человеком играть.
– Критика, которая сваливается на него, оправдана?
– Я думаю, что иногда оправдана. Когда мы с ним играли в NAVI, для него это был сложный период. Он только пересел на другую позицию и просаживался механически. Но до сегодняшнего дня он сильно импрувнулся. И для меня это показатель, что человек действительно очень хочет, старается, работает. Он подтянул свои слабые места. Я вижу положительную тенденцию. И мне с этим человеком очень удобно работать.
– Со временем твое отношение к киберспорту и мотивация изменились?
– Если честно, то не особо. Я получаю безумное удовольствие от соревновательной Доты, от игры своей команды против другой команды. Я получаю громадное удовольствие!
Я 100% играю не ради денег. В принципе, точно также, как это было и тогда. Для меня ничего в этом плане не поменялось. Единственное, что изменились – я стал больше уделять этому времени и сил. У меня огромное желание и рвение добиться результатов. Кажется, раньше я столько усилий не прикладывал.
– Почему? Раньше этого не нужно было?
– Раньше не было такой сильной конкуренции. И раньше игра вообще была другой, в 2014 году она изменилась. Раньше Дота сильно зависела от персонального уровня игры. Если хорошо все делаешь, ты мог добиться больших результатов, ты сам больше влиял на происходящее. Сейчас игра намного более командно- и драфтозависимая. Драфт – 70% победы, затем – командная часть. Вы должны действовать как одно целое. Если этого нет, то побеждать будут те, кто этого добился.
– Раньше тащила скиллуха?
– Грубо говоря, да. Сейчас это тоже важно, но намного меньше, чем раньше.
– Что раньше определяло сильного мидера, а что определяет его сейчас?
– Раньше работали совсем другие вещи. Допустим, сильный лайнинг превращался в сноуболл, и этот сноуболл ты мог реализовать на карте. А сейчас любая ошибка возвращает вас с соперником на один уровень. Сноуболл теперь нужно переводить в максимальную эффективность. Например, быстро получить артефакты фармом леса вместо убийств. И делать это нужно вместе, у каждого есть какие-то задачи и вы друг от друга зависимы. Сейчас, чтобы хорошо играть, нужно понимать больше глобальных вещей.
Team Secret и красота движения: подробнейший разбор команды Пуппея от нашего блогера
– Это уменьшает скилл-гап?
– Это – нет. Но в Доте скилл-гап постоянно уменьшается на протяжении нескольких лет. Раньше на высокий уровень было сложно подняться, а тир-2-3 уровень находился достаточно далеко от топов. Сейчас топовый уровень и тир-2 очень близки друг к другу.
– Это высокий уровень упал или тир-2 подтянулся?
– Скорее всего, тир-2 подтянулся, потому что упал уровень сложности игры. Дотка однозначно в чем-то стала проще. Но это не значит, что люди не прогрессируют. Все вместе: и Дотка проще, и люди подтянулись. Решают знания, драфты и взаимодействия.
– А тебе приходится что-то подтягивать, чтобы оказаться на топовом уровне? Ведь твоего опыта на пять Сумаилов хватит.
– Игровой опыт постоянно устаревает. А вот опыт командный и турнирный остается. В плане игры всегда есть, чему поучиться. Дота сильно меняется, и ты можешь заново изучать каждого героя, каждую вещь. Ты можешь практиковаться в разных направлениях. Но главное – эффективно использовать время. Находить способы, как развиваться максимально быстро.
Есть люди, которые хотят работать, и люди, которые хотят развлекаться. Допустим, ты хочешь потренировать лайнинг и решил поиграть 1vs1. Ты позвал человека, который хорошо исполняет. За час вы успеете сыграть 6-10 игр. А если пойдешь в матчмейкинг, то неизвестно, кто тебе попадется, неизвестно, кто придет на твою линию. А шанс того, что это будет сильный игрок, очень маленький. Вполне вероятно, что придет какой-то слабак. И на паб уйдет тот же час. И если ты хотел потренировать какой-то матчап, то в первом случае ты сыграл 10 игр, но скучно. А тут ты сыграл одну, но весело, развлекся. Одно – работа, другое – развлечение.
– Ты выберешь 10 1vs1 или паб?
– Если мне что-то нужно натренировать, то выберу 10 1vs1. А так – как и все, пойду в матчмейкинг.
– В видео ты говорил, что рассматривал варианты смены роли. Это была твоя идея или необходимость из-за ограниченного пула игроков?
– В принципе, ничего не меняется. Если будет нужно, то для меня не так важно оставаться на центральной линии. Нет такого: «Ух, я всем тут докажу, кто главный на миду!».
Сейчас Дота – суперкомандная игра. Мне просто хочется быть частью этой команды, и я готов делать это на другой роли. Но тогда я должен быть уверен, что мидером будет тот, в кого я верю и кому я сильно доверяю. У меня очень много знаний для игры на средней линии, и мне было бы очень жалко взять и выбросить их в урну. Я лучше их буду использовать. А знаний по другим ролям у меня меньше. Мне нужно их развивать, изучать, тратить на это огромное количество времени. Я могу это сделать, но мне нужно понимать, что это окупится. И если я это сделаю, то не потому что кто-то орет «А ну пересел на пятерку!».
«В этом году я тренировался больше, чем когда-либо». Денди еще никогда не был таким открытым на интервью
– Допустим, ты нашел игрока, которому ты доверяешь. Какую роль готов занять ты?
– Мне было бы интересно поиграть на тройке или четверке. Мне кажется, это самые креативные и творческие роли. Если нет, то пятерка.
– Не керри?
– Керри – скучновато. Я когда захожу в матчмейкинг, часто ругаюсь на ребят, потому что они играют в симулятор фарма леса. Зачем заходить в Доту, чтобы побить нейтралов? Создайте себе игру с ботами и идите бейте лес!
Дота меняется. Допустим, я пойду на Шторме на миде убью паренька, там убью двоих, тут заберу двоих. Потом открываю реплей и смотрю: я убил в миде парня и обгоняю его на тысячу нетворса. Убил тут и там – а парень с мида меня уже на тысячу обгоняет. Потому что он вышел вперед, пока леса пылесосил.
Я считаю, что не совсем правильно, что вознаграждение за убийство игроков-противников меньше, чем за убийство компьютера. Ты же переиграл кого-то!
– B8 – откуда появились название и концепция для твоей организации? Некоторые зрители увидели в ней и ролике отсылку к твоему отцу и истории, которую мы услышали в Free to Play. Они правы?
– Над названием мы думали почти полгода, наверное. Было очень много крутых идей, но по разным причинам не могли их использовать. Но когда я услышал B8, мне оно очень понравилось. И оно действительно тесно связано с частью моей жизни.
Рыбалка в тизере Денди – трогательная отсылка к умершему отцу
– Для тебя твоя команда и организация – это творческий проект или коммерческий, который ты хочешь превратить в бизнес?
– Это однозначно творческий порыв. Я уверен, что если бы я занимался какими-то другими вещами, я бы мог зарабатывать куда больше. Я с этого точно ничего не зарабатываю и скорее всего ухожу даже в минус. Но будет круто, если лет через пять это станет моей подушкой безопасности. Это будет детище, которое я буду развивать. И буду только рад, что у меня есть что-то, во что я вложил много сил – и это работает.
– Не боишься, что работа над организацией будет отвлекать тебя от игры? Как ты распределяешь время и усилия?
– Об этом я думал в первую очередь. На старте мне приходилось на это отвлекаться. Но сейчас я стараюсь максимум погрузиться в игровой процесс! У нас был продуктивный буткемп и мы врываемся на квалы. Топите за нас!