Два месяца назад мы писали о конфликтах клубов с игроками – так и случилось
Александр Чернышев – о том, почему организации важнее, чем игроки.
Для СНГ-доты настали тяжелые времена. Игроки отказываются играть, команды теряют силу прямо перед квалификациями. Мы предвидели проблемы для организаций: они незибежны без правильной структуры. Только Valve может сделать Доту привлекательной для инвесторов и выступать в качестве третейского судьи в спорах между игроками и клубами.
Впервые текст опубликован 30 декабря 2019 года.
* * *
Киберспорт в Доте делится на The International и остальной сезон.
Что такое TI?
- 1,9 млн зрителей на пике без учета аудитории Китая (по данным портала Esports Charts);
- Призовой фонд – 31,2 млн долларов;
- Странная система отбора, которая позволяет командам выступать две недели в году (один мейджор или квалы и TI);
- Нет спонсоров.
Что такое остальной сезон?
- Мейджоры и майноры, которые не нужны топовым командам и зрителям (345 тысяч зрителей на пике по данным портала Esports Charts);
- Общий призовой фонд – 6,5 млн долларов;
- Система отбора, в которой победитель первого мейджора все равно должен играть квалы на следующий;
- Спонсоры на каждом турнире.
😍Шикарные изменения в Доте! Три мейджора вместо пяти и региональные лиги вместо майноров
Я не просто так выделил последний пункт. Представьте себе диалог спонсора и турнирного оператора:
С: Здравствуйте, нас интересует возможность сотрудничества на турнире «N».
ТО: Отлично, турнир идет столько-то дней, будет много просмотров, на него приедут все топовые команды. Или не приедут. Кстати, у нас будет пресс-волл с лого спонсоров, которые выбрали пакет «X» для сотрудничества, но, возможно, у игроков будет плохое настроение и никто к нему не подойдет.
С: Спасибо, подскажите, пожалуйста, контакты Riot Games.
А примерно так организации общаются со спонсорами:
С: Здравствуйте, нас интересует возможность сотрудничества. Хотелось бы получить цифры по охвату, активностям и т.д.
О: Круто! У нас 7 подписчиков в твиттере, 12 в ВК, зато мы поедем на мейджор – супертурнир. Среднее число зрителей на нем – 106 000. Правда, нас может и на трансляции не покажут... А, еще есть TI! Там 1,1 млн зрителей, туда мы тоже поедем, но активностей никаких не будет. Ну то есть будут, но не для вас – пресс-подходов организованных нет, спонсоры никак не представлены. Можем кепочки надеть и Mr.Dog к никам дописать. Кстати, так вышло, что один игрок оскорбил китайцев, а турнир как раз в Китае проходит. Кикнуть мы его не можем. Такие дела.
С: Спасибо, подскажите, пожалуйста, контакты Riot Games.
Как это изменить?
Региональные лиги
Аналог квалификаций на мейджоры. Например, в СНГ три лиги по 8 команд. В каждой лиге каждая команда играет с каждой, а потом проводится плей-офф. Топ-4 играют за 2 слота на мейджор, бот-4 играют за выживание – 2 команды из каждой лиги вылетают. Игры идут весь сезон, количество команд, трансляций, показов увеличивается – вместе с этим увеличивается и привлекательность для спонсоров.
Топ-4 каждого мейджора проходит на следующий
Это позволит турнирным операторам заранее знать, что у них будет сильный состав участников, а топовым организациям – не играть лиги, а, например, развивать второй состав. К тому же тир-2/3 сцена получит шанс засветиться в топовых лигах.
Работа с организациями, а не игроками
Именно организации несут ответственность перед спонсорами – поэтому Valve должна работать с ними напрямую. С этого сезона DPC-очки закреплены за тегом, но в этом правиле все равно есть дыры. Сейчас во время квалификации команда должна играть по крайней мере с 4 из 5 зарегистрированных игроков, а любая команда, которая играет LAN-турнир с заменой, понесет штраф в размере 40% очков, заработанных на турнире.
Представьте: ваш игрок нарушил контрактные обязательства, но вы не можете его кикнуть даже ради сильного игрока из паблика – у вас отберут 40% очков, и вы не попадете на TI.
Мы поговорили с боссом Gambit: Gpk отказался играть после предложения из Virtus.pro, клуб не хочет продавать Данила
Вторая ситуация – диаметрально противоположная. У вас есть игрок, который добился определенных успехов, вы хотите его удержать, но другая организация предлагает ему более выгодные условия. Сейчас организации могут защититься только сложными ремарками в контракте – а в большом спорте от внезапных потерь спасает и регламент турнира. Например, в Лиге Чемпионов УЕФА каждая из 16 продолжающих борьбу команд может дозаявить всего трех футболистов на стадию плей-офф текущего турнира начиная с 1/8 финала. При этом еще в прошлом году правила были жестче – тогда только один из трех футболистов мог быть заявлен для участия в турнире при условии, что он не играл в этом же турнире за другой клуб.
Проблемы Доты полумерами не решить. От постоянных решафлов нас спасет только прямой запрет трансферов между организациями, которые принимают участие в лиге на время цикла лига-майнор-мейджор.
На каждом турнире от Valve должны быть понятные спонсорские активности, например – представитель каждой организации, которая приехала на турнир должен дать интервью, попасть в промо-ролик, появиться на трансляции. Спонсоры должны понимать, за что они платят деньги.
В чем здесь выгода Valve и зрителей?
Последние несколько лет Дота не развивается как спорт – всего 5-6 команд действительно претендуют на победу в крупном турнире. А если нет стабильных организаций, то откуда взяться новым стабильным игрокам? За элитными оргами начинается хаос из бедности и мошенничества (махинации Clutch Gamers; уход Веги) – и начинающим игрокам приходится дважды думать, прежде чем делать ставку на профессиональную карьеру.
Средним командам просто негде зарабатывать – турниров мало, большинство из них не престижны и никому не интересны, а большую часть денег так или иначе получают 30 человек за две недели августа. Если в Доту привлечь стабильный поток средств от спонсоров, то будет больше цельных матчей, больше новых игроков, интересных историй, красивой Доты и эмоций. Помните греков из Ad Finem на мейджоре в Бостоне или Vega Squadron с Соло и Нуном в Нью-Йорке? Если Valve ничего не изменят, то, возможно, мы больше никогда не увидим ничего подобного, а Дота так и останется закрытой вечеринкой на 30 приглашенных.