March отслужил два года на флоте, а теперь капитан лучшей команды Азии
Яна Медведева – о корейском мечтателе.
Многотысячная Ки-Арена в Сиэтле ликует. Арена, забитая американцами, канадцами, китайцами и европейцами скандирует название корейской команды. March выходит из кабинки, наслаждаясь моментом триумфа. Он вывел команду в восьмерку лучших. Он сделал так, что с корейской сценой в Доте стали считаться. March наслаждается моментом, потому что знает – это его последний турнир. После него он уйдет в армию и, возможно, уже никогда не вернется на киберспортивную сцену и не прикоснется к Dota 2.
* * *
Что такое киберспорт в Корее? Миллионы фанатов, контракты с несколькими нулями и популярность на уровне звезд K-pop. Игроки в LoL собирают стадионы, команды по Overwatch встречают в аэропортах, а старкрафтеры здесь просто боги. А еще есть Dota 2. Ее в самой киберспортивной стране мира практически не существует.
Но не для них. Кучка энтузиастов, влюбленных в DotA были в Корее изгоями. March, один из самых старших из них, горел идеей сделать свою родину частью большой киберспортивной сцены. Собирал составы, привозил их на международные турниры и даже попадал в призы и обыгрывал грозных китайцев. Но игроки вокруг быстро перегорали, увлекались другими дисциплинами или просто сбегали во взрослую жизнь. Корейская сцена DotA в конце 2000-х была столь же самодостаточной, сколь малой. Вскоре ее бросил и March.
В 2009 году March уехал в Канаду. Первоначальный план – учиться. Второстепенный – узнать поближе западную сцену DotA. Он даже ворвался азиатский состав в Северной Америке из таких же студентов-иммигрантов. Только после первого же официального матча игроки так перессорились, что March совсем ушел из Доты на три месяца. Забил с мыслью, что он сюда учиться приехал, а не играть.
То тут лига, то там интересная компания – и вот он снова втянулся в тусовку. А потом получил неожиданное предложение. В свою команду его пригласили Puppey и Kuroky – большие имена даже в 2010 году. Конечно, пока что только шестым игроком, но это уже другой уровень сцены.
«Когда я собирал свои команды, там я был капитаном. Я мог наезжать на кого угодно. Когда я сам делал что-то не так, я запросто мог сказать, что это чья-то ошибка, не моя. Я был молод и горяч. Но когда я попал в команду с Puppey и Kuro, этими серьезными ребятами... Мне так влетало. Приходилось жить по их правилам», – рассказывал March.
Впереди была интересная карьера. Летом 2011 года вместе с составом Nirvana.Int (тем самым, с Fear и Pajkatt) March получил приглашение на феноменальный турнир – The International по Dota 2. Миллион долларов призовых. Мечта игрока, в которую даже верили не все. March поверил, но отказался.
«Я решил пойти учиться. Сказал Фиру «прости, но нет», уже когда даже билеты были куплены. И очень об этом сожалею. Вместо меня тогда поехал 1437. И он стал успешным игроком. Он после этого был и на втором, и на третьем TI. Может быть, на его месте мог быть я», – с грустной ухмылкой делился историей March.
Из-за учебы Dota 2 ушла на второй план. Через пару лет из-за нее же вернулась в жизнь Марча. Ему было тяжело или просто скучно – и он возвращался в игру. Пока без притязаний на киберспорт, просто для развлечения. А когда учеба закончилась, March с грустью думал о том, как вернется в родную Корею, где давно победила League of Legends.
Но пока его не было дома, в Корее многое изменилось. Компания-издатель Nexon совместно с Valve взялась за создание и поддержку местного сервера. В компьютерных клубах, разбросанных на каждом углу корейских улочек, появилась реклама Dota 2. Игроки могли скатать пару матчей, не страдая от лагов и проблем с соединением. Это еще не было похоже на западный мир. Но Доте в Корее дали шанс.
Чем вам не нравится Дота? Обсуждение на Sports.ru
Стоило March вернуться домой, как вокруг него загудели игроки с предложениями сыграть в команде. Вместе с серверами Nexon решила запустить региональную лигу. А значит ни один состав не отказался бы от помощи капитана, игравшего вместе с легендами.
Первая же местная команда Марча стала победителем Nexon League, не проиграв ни одной карты. Призом была не только внушительная сумма почти в 100 тыс. долларов, но и мечта каждого игрока – поездка на The International 2013. Правда, только в качестве зрителя. На том TI играли бывшие тиммейты Марча. И 1437, который занял его место два года назад.
* * *
Теперь March был готов на все, чтобы стоять на этой сцене и играть среди лучших. Он ушел из прежней организации, чтобы собирать свой собственный состав – теперь под знаменитым корейским тегом MVP. Пригласил в команду DeMoN, с которым играл в Америке, откопал контакты старых друзей, увлеченных Дотой. MVP, получившая приставку Phoenix, уже через несколько месяцев стала лучшим составом страны.
Если, конечно, это вообще что-то значило на киберспортивной сцене. Несмотря на весь пафос студийных турниров, корейская Дота как будто существовала только для Кореи и даже там была ненужным придатком. Матчи Korean Dota League на западе комментировали скорее ради развлечения, наблюдая за играми как за детским садом. Местные организации предоставляли командам тимхаусы, но скорее для галочки. Игроки до сих пор вспоминают, в каких ужасных условиях жили: ютились по 17 человек в одном доме с двумя ванными комнатами. И играть тоже было не с кем.
«Нам не с кем было тренироваться. Только со своими же командами. – объяснял March. – Мы не можем тренироваться с Азией, потому что пинг поднимается до 300. Мы не можем тренироваться с Китаем, потому что они не считают нас за достойных соперников. Мы даже рады, что к нам в регион приехали европейцы – мы можем у них хотя бы чему-то научиться».
Xiao8 кикнул игрока – а тот рассказал, как его прессовали. Теперь в Китае ругают Директора
Впервые за стены корейской Доты MVP.Phoenix вырвется в апреле 2014 года. Организаторы турнира Starladder, на тот момент одного из крупнейших в мире, проявили интерес к местной сцене и организовали для нее собственную квалификацию. В Киеве Марча и его команду встретили с интересом и любопытством. А провожали с нескрываемой заинтересованностью – MVP не выиграла ни одной карты на турнире, но успела огрызнуться против сильнейших.
«В каждом матче нам казалось, что мы можем выиграть. Нам просто не хватает опыта и уверенности в себе», – утверждал March. И сразу после поражения, когда обычно игроки грустно сидят и смотрят в монитор, он пошел собирать контакты коллег и играть европейские пабы, изучая мету. Нет смысла посыпать голову пеплом, если вы еще не зажгли. До квалификаций на главный турнир года оставался месяц.
* * *
Чуда не произошло. MVP.Phoenix прошла на The International 2014 года, но попала только в Wild Card. Чтобы оказаться среди участников основной стадии чемпионата нужно было выиграть еще парочку матчей – не имея представления об уровне соперника и практически без практики.
До выхода в групповую стадию турнира корейской команде не хватило одной победы. MVP.Phoenix уступила Team Liquid – американскому составу, где играл DeMoN. Тот самый, который еще полгода назад жил в Корее, выступал с Марчем и как никто другой знал все слабости. Марчу снова остался зрителем.
«Мы будем изучать игры. Мы будем решать проблемы, которые мы увидим. Участвовать в международных турнирах. И сделаем так, чтобы в следующем году нам не нужно было проходить квалификации или Wild Card. Мы сделаем так, чтобы нас пригласили на The International. Это моя мечта», – заявил March после вылета с турнира.
Когда MVP уезжали из США, их провожали как звезд. Здесь, на Западе, постепенно влюблялись в сумасшедшую Доту, придуманную Марчем. Ту, где игроки не боятся идти вперед, полагаются на свое мастерство и друг на друга, а не строят гениальные стратегии. Потом этому стилю придумают название «Дота пещерного человека». А сейчас их просто окрестят сумасшедшими.
Когда MVP вернулись в Корею, их никто не встречал как звезд. Они возвращались в свой небольшой тимхаус, чтобы снова тренироваться по 14 часов в день. Участие в TI позволило им познакомиться с другими командами и наладить контакты с организациями. Теперь была возможность тренироваться с составами из Азии и Китая, но всегда выступать в качестве отстающих – пинг не позволял хоть немного разогнаться.
Систему турниров DPC надо переделать, майноры вообще не нужны
Но они сделали почти невозможное и разогнались. Споткнулись только один раз, на китайском DAC-2015, но и из этого March выжал максимум. В команде начались ссоры из-за идей, так что состав просто разделили на два. Phoenix и Hot6 жили в одном тимхаусе, постоянно общались и тренировались друг против друга. Практически бесконечно.
«Команды на Западе могли сыграть в день два, может, три bo2. Мы играли друг с другом по 6-7 серий каждый день. Мы изучили друг друга так, что нас было невозможно удивить. Мы оставались друзьями, жили вместе, но при этом каждый из нас хотел быть первым. Поэтому играли даже тренировки в полную силу с особым остервенением», – рассказывал March, приезжая на турниры.
Свою мечту о приглашении на TI он осуществить не смог. Несмотря на то, что над корейской Дотой уже никто не посмеивался, им еще далеко было до мировых грандов. Пока где-то там Team Secret и Evil Geniuses дрались за трофеи, MVP царапались в квалификациях. Матч за поездку на TI March проиграл своим же друзья-врагам из Hot6. А сам снова поехал играть в Wild Card.
Кейси Атчисон как всегда берет интервью у игроков перед The International. March немного напряженно сидит в кресле и рассказывает о том, как прошлогоднее участие MVP в TI, помогло развитию Доты в Корее. Да, она все еще не хит, но в нее стали играть куда больше, чем раньше. Может, если он выступит в этом году лучше, то сможет поднять корейскую сцену на новый уровень.
– Я заканчиваю карьеру после TI! – неожиданно бросает March, при этом улыбаясь и смеясь.
– Что заставило тебя принять такое решение? – Кейси явно удивлена повороту разговора.
– Мне 28. Мне нужно идти в армию. Обычно люди в Корее уходят в армию в 23-24 года. Но я закончил университет, потом вернулся домой, решил играть в Доту. Но 28 лет – это крайний срок. Так что после этого года я ухожу. И если я хорошо выступлю на TI, я буду готов двигаться дальше.
Когда это интервью вышло в эфир, многие были в шоке. То ли от того, что корейская сцена была в шаге потери своего лидера. То ли от того, как легко и беспечно, даже с улыбкой, об этом рассказывал March.
«Нет, там нет ничего. – добавлял он, все также смеясь. – В корейской армии нет ни телефонов, ни компьютеров. Вот тебе форма. Вот инструменты. Работай!»
В том же интервью March говорил, что в этом году он намного уверенней в своих силах и команде. Он не боялся Wild Card и прошел его без особых проблем. Он наслаждался групповой стадией – и команда заняла 5 место, оставшись в паре побед от верхней сетки. Купался в овациях, когда его безумная корейская Дота отправила домой действующих чемпионов Newbee. После победы над Team Empire и выхода в топ-8, им рукоплескал весь зал, скандируя «M-V-P!» А March в интервью после игры боевым кличем оглушил зрителей. И неважно, что потом они проиграли Vici Gaming и заняли «только» 7-8-е место.
«После матча мы сидели с тиммейтами в машине и задавались вопросом: «Это не сон?» И натурально щипали друг друга за щеки. Мне казалось, что я сплю, – рассказывал March в интервью после поражения. – Обычно команды после проигрыша обвиняют друг друга, но мы были просто рады тому, какой путь мы прошли».
March пообещал, что не бросит команду прямо сразу. Он планировал стать тренером нового состава и помочь с поиском игроков. Но из-за того, как мала корейская сцена, на это ушло чуть больше времени. March продолжал играть вплоть до начала 2016 года. 22 марта он написал, что его пути с MVP и корейской Дотой расходятся. Он уходит в армию, и делает это на пике своей киберспортивной карьеры.
* * *
Что такое два года для Dota 2? Пара сезонов с мэйджорами. Два The International и десяток новых миллионеров. За это время мир киберспорта узнал об OG, а дотеры восхищались и хейтили Ana. Корейская Дота успела взлететь до вершин: новый состав MVP выиграл международный турнир и обошел действующих чемпионов мира. И успела умереть, когда Nexon отказалась от поддержки игры в Корее и закрыла свои сервера. Корейские игроки, самые расторопные и талантливые из них, рассыпались по разными регионами и командам.
Весной 2018 года, когда March закончил службу на флоте, от корейской сцены остались одни воспоминания.
Он признается, что не строил планов по возвращению на киберспортивную сцену. Первый год в армии он провел без компьютера. Только работа, море и саморефлексия. Невероятно тяжелое время в его жизни. То ли в шутку, то ли всерьез March говорил, что задумывался о суициде. Во второй год он мог позволить себе выходные и успевал в неделю скатать матчей 10 – не лучшая база для триумфального возвращения.
«Когда я только вернулся, у меня было 6k MMR. За 6 месяцев я поднялся до 7k», – рассказывал March. Он мало понимал, что происходит на киберспортивной сцене. Просил бывших тиммейтов рассказывать подробности о турнирах и новичках сцены. Изучал патчи и мету по рассказам друзей и реплеям. И с удивлением обнаружил у себя в френдлисте в Доте Ana – теперь уже неоднократного чемпиона мейджоров.
«Я помню этого парня! – воскликнул March тогда. – Я его заметил в каком-то китайском пабе. Мы дважды попали в одну команду и он затащил игру. Решил добавить его на всякий случай, вдруг пригодится. Не успел!»
7.23 будет патчем керри. Так всегда происходит после The International
March ворвался в киберспортивную карьеру в прямом смысле с корабля на бал. Стоило ему хоть немного освоиться – и его пригласили потренировать команду друзей (правда, состав просуществовал всего пару недель). Не успел March вернуться в игровую форму, как бывший тиммейт QO потащил его в Лондон играть в новом составе китайской организации IG (но команда не смогла пройти даже открытую квалификацию). Он снова настроился на работу аналитиком – и его тут же позвали тренировать европейцев из Wind and Rain. Может, March и не слишком хотел врываться в киберспорт, но киберспорт явно по нему скучал.
После TI8 на просторах американской сцены появилась новая команда. Запомнилась она своим названием – March out of Army. Названный в честь капитана состав отправился в свободное плавание квалификаций, снаряженный экипажем из опытных игроков и новичков. Свои первые отборы они играли из разных регионов. Сам March сидел дома в Корее и играл на американском сервере с пингом размером в океан. Когда открытая квалификация неожиданно покорилась, им пришлось срочно лететь в Америку, чтобы не упустить свой шанс. Пара перелетов, интернет-кафе – и вот March, полгода назад вспоминавший Доту по рассказам, проходит на официальный турнир от Valve. И даже после поражения он держался все так же уверенно и расслабленно.
«Я стал намного спокойней в армии. Я много времени провел там наедине с собой. Я служил во флоте, и моей работой было следить за морем в течение 4 часов. За это время успеваешь о многом подумать. До армии я и 10 минут не мог просидеть без дела. А тут ты просто стоишь на одном месте по 8 часов в день целую неделю. Так что я стал терпимым ко многим неприятным вещам», – отметил March.
Наверное, поэтому он ничего не сказал, когда его выгнали из его же команды за месяц до квалификации на TI. До этого был сезон не самых удачных результатов, так что обошлось без драм и разборок. March просто собрал новую команду – теперь в азиатском регионе. Но, как и его бывшие тиммейты, не смог выиграть матч на путевку на турнир. При счете 2:1 в свою пользу, March скомандовал игрокам идти во вражеский трон. Это решение проиграло им карту, свело серию в ничью. На пятую игру сил уже не хватило.
Та самая серия глазами Nikobaby
«Мне кажется, дело в том, что мы очень устали. Мы сыграли к тому времени игр семь. Мы сидели в LAN-кафе, где внутри все курили. Болела голова. Нам хотелось просто выиграть эту карту, закончить серию – чтобы все это закончилось. – объяснял March. -Это поражение – один из самых грустных моментов в моей жизни. Я ожидал, что я выиграю эту игру, эту серию. Самый печальный момент в моей карьере».
На тот момент March все еще не знал, чем хочет заниматься. Играть? А не стар ли он для этого? Тренировать? Где найти подходящую команду? На TI9 его пригласили поучаствовать в подготовке Fnatic, но команда проиграла в первом же матче нижней сетки. Не похоже на историю успешного коуча.
Именно там, после поражения, его нашел бывший тиммейт по корейским командам Heen, тренировавший филиппинцев TNC. Так у вечных топ-2 региона появился опытный капитан, а у Марча – новая команда, принявшая его с распростертыми объятьями. А все почему? Потому что за время работы с Heen успели уверовать в силу корейской Доты. Даже если ее уже не существует.
Кажется, March в TNC смеется беспрестанно. Он поучает молодежь, в шутку подкалывая за ошибки. Он с улыбкой вспоминает былое с хардлайнером Kpii – когда-то они играли вместе и именно он оставил Марча без поездки на TI9. Перекидываются дурацкими твитами и обнимаются после каждой игры, хоть удачной, хоть не очень.
«В этой команде важная дисциплина внутри игры и вне ее. Они знают, что важно быть не только хорошими игроками, но и хорошими тиммейтами», – объясняет March.
Когда эта вечно смеющаяся команда выиграла квалификацию на первый мейджор сезона, это списали на недавние решаффлы и нестабильность составов. Когда TNC выиграли группу на первом крупном турнире ESL One Hamburg, это назвали привычной случайностью. Когда они безошибочно дошли до финала, March прозвали «корейским гением». Когда они стали чемпионами, ему вручили Мерседес как самому ценному игроку команды.
«Круто, что я получил машину, но я думаю, что несколько других игроков заслужили звание MVP больше меня. Мне просто повезло», – привычно отшучивается March в интервью.
За полтора года после армии March добился того, к чему до этого шел практически 10 лет. Теперь он – капитан успешной команды, которая реализует его самые невероятные стратегии. Его имя ассоциируют с корейской сценой, хоть она и не стала так сильна, как он хотел. А еще March, кажется, выполнил свою главную мечту, которой сам себя лишил 10 лет назад.
«Хоть я и играю в эту игру уже очень давно, моя цель – это впервые получить приглашение на The International. Я никогда этого не добивался. Только однажды, когда сам отказался от возможности. Мне всегда приходилось проходить через квалификации. TI – вот моя главная цель», – говорил March в начале сезона.
Через два месяца после этих слов он выиграет в финале осеннего мейджора – а это почти гарантия поездки на TI. Только теперь за его спиной не только корейская дота, но и вся азиатская сцена. Добро пожаловать на борт, капитан!