На Игромир 2019 приехал Кодзима – легендарный японский геймдизайнер. Все называют его Гением
Объясняем, почему Кодзима – мем.
Создатели игр редко становятся суперзвездами. Широкой аудитории в лучшем случае известно лишь несколько имен: отец шутеров и создатель Doom Джон Кармак, создатель серии стратегий Civilization Сид Мейер, руководитель Bethesda Тодд Говард, известный вам по мему «купи Скайрим», и Хидэо Кодзима, по которому сходят с ума все геймеры в СНГ.
Продажи его серии Metal Gear превышают 65 млн копий, а сам геймдизайнер в 2016 году получил награду «Икона индустрии» на церемонии The Game Awards (аналог «Оскара» для видеоигр).
Эти выходные японский геймдизайнер проведет в России. Сюда он приехал ради выставки «ИгроМир», на которой он представит свою новую игру Death Stranding.
Кодзима – гений. Нет, Гений
В России Кодзиму часто называют Гением – все из-за мема «Кодзима — гений», возникшего после выхода Metal Gear Solid V: The Phantom Pain (об этой истории мы расскажем ниже), последней игры серии. Он действительно произвел революцию в индустрии.
• С Metal Gear Solid Кодзима перевернул устоявшиеся представления об играх. Продуманная механика, интересный стелс (в игре было выгоднее избегать конфликтов, а не идти напролом) и качественная графика шли вместе с глубоким сюжетом и отличными катсценами на движке игры.
Все катсцены Metal Gear Solid V – большой 5-часовой фильм
Да, сейчас подобная зрелищность неудивительна, но в 90-е подобных проектов было очень мало. Разработчики обычно ограничивались красивыми заставками, а в самих играх катсцен либо не было, либо вместо них использовалась съемка с живыми актерами. Кодзима же хотел соединить геймплей и сюжетные сцены на движке игры для создания максимального погружения.
• Многие считают, что его игры стали пророческими. Например, Metal Gear Solid 2 (вышла в 2001 году) посвящена заговорам, пропаганде и развитию искусственного интеллекта. Сюжет заставлял серьезно задуматься над тем, насколько сильно мы можем доверять анонимным собеседникам. До появления современных социальных сетей было три года.
• Кодзима часто использует аллюзии и символы, а фанаты постоянно находят в них новый глубокий смысл. Проекты геймдизайнера совмещают постмодернисткий сюжет и глубокий геймплей с персонажами из аниме, элементами фантастики, нереалистичными локациями и пошлым юмором.
• Кодзима обожает кино и не боится заимствовать понравившиеся ему элементы для своих игр. Например, на Хичкока геймдизайнер ориентировался при ограничении угла обзора камеры – так он добивался большего погружения и эмоциональной связи с протагонистом. Поэтому в Metal Gear 3 игроку при маскировке в кустах и стрельбе доступен только вид от первого лица.
Мемы с Кодзимой
Мемы про Кодзиму стали популярны после релиза игры Metal Gear Solid V: The Phantom Pain. Тогда видеоблогер Гуфовский выпустил вирусный ролик «Кодзима — гений».
Это отсылка к американскому мему A HIDEO KOJIMA GAME – надпись регулярно появляется в играх Кодзимы, подчеркивая его вклад в сценарий и постановку.
В видео Гуфовский перечислял заслуги Хидэо: «Кодзима изобрел порох, Кодзима сам во всех своих фильмах делает все трюки, Центробанк привязал курс доллара к возрасту Кодзимы, Кодзимой вдохновлялись советские мультипликаторы».
Позднее любовь к Кодзиме распространилась на все СНГ. Каждый пост (реально каждый) геймдизайнера в соцсетях собирает сотни комментариев от русскоязычных фанатов:
На фото геймдизайнера добавляли альбомы Михаила Круга, «Гражданской обороны» и «Балтику»:
Сравнивали с Виктором Цоем:
Называли бурятом и татарином:
Его новая игра тоже гениальна
Death Stranding – первая игра Кодзимы после ухода из Konami, японского издателя, в котором Хидэо работал более 20 лет. В работе над игрой также принимают участие актеры Норман Ридус, Мадс Миккельсен, Леа Сейду, Линдси Вагнер и Трой Бейкер, а также режиссеры Гильермо дель Торо и Николас Виндинг Рефн.
Даже с учетом того, что по игре вышло более 10 трейлеров, о сюжете Death Stranding мало что известно. В будущем мир изменил некий катаклизм под названием Death Stranding. В результате взрывов неизвестной природы и вторжения потусторонних чудовищ человечество оказалось под угрозой вымирания.
От США остались только несколько изолированных городов, защищенных стенами. Герой Нормана Ридуса – курьер в мире постапокалипсиса, который доставляет грузы между городами. Он должен заново объединить полуразрушенную страну. Препятствовать ему будет террористическая организация Homo Demens – она разрушила Центральный Узел, город, который связывал разрозненные поселения.
Ридус должен защищать свои грузы от бандитов и избегать встреч с невидимыми монстрами BT («выброшенные твари»). Заметить их герой может с помощью Bridge Baby – эмбриону младенца, помещенному в капсулу, имитирующую утробу матери. По словам Кодзимы, умереть в игре невозможно: монстры только затянут персонажа в своеобразное «чистилище» — потусторонний мир, погруженный под воду.
Сам Кодзима описывает игру довольно пространно. Почти буквальный перевод: «Death Stranding – не стелс-игра. Это и не шутер от первого лица тоже. Используя новый концепт связей (уз), она относится к совершенно новому жанру, называемому экшен-игрой/игрой уз (социальной системой уз)».
А еще в Death Stranding есть крафт из кала и мочи и дети в пробирках. Мы серьезно
Если вы тоже ничего не поняли, все нормально – идею Кодзимы не могут понять даже сами актеры. «Хидэо Кодзима - гений, а я нет. Что бы он ни делал, я просто не могу это понять, это сильно за пределами моей компетенции как актера», – говорил в интервью Мадс Миккельсен.
На этих выходных Кодзима прочитает лекцию в музее «Гараж», а 3 октября он посетил шоу Ивана Урганта. Сама Death Stranding выйдет через месяц, 8 ноября, эксклюзивно для PlayStation 4.