На TI9 в Virtus.pro оказалось четыре лидера. И ни одного настоящего
Команда не могла так работать.
«Только умные люди побеждают в Доту. Умные лидеры. У тебя могут быть три человека, которые просто тебя слушаются – и ты всегда можешь быть лучшим. Как Пуппей, Куроки. Сколько лет они уже играют в доту? И всех... ####.» Это – слова Рамзеса в фильме Virtus.pro. Он прав – в доту побеждают лидеры. Но лидер должен быть один. К TI9 в Virtus.pro оказалось четыре человека, претендующих на эту роль – все в разной степени, и все по-своему.
Инсайдер с реддита: «Матумба перейдет в Secret, у Liquid есть новый состав»
Лишний лидер
Virtus.pro для Арсзика – высшая точка карьеры. Он изначально шел туда, чтобы снять давление драфта с игроков, шел на роль тренера-тактика, а не мотиватора. Очень много говорил в интервью: сходу рассказал, что «видит дыры, которые были у команды на TI8»; подчеркивал, что драфтит именно он, а команда «доверяет ему на 100%»; на первом же мейджоре заявил, что «снял ответственность с ребят» и пренебрежительно отзывался о драфтах противников (Secret, Fnatic).
Но совсем скоро Роман Дворянкин намекнул, что роль Арсзика «может измениться», и он может драфтить не один – а вместе с Рамзесом или Соло. На практике (мы узнали об этом только после TI9) Арсзик вообще перестал драфтить после мартовской Дримлиги – а в кабинке находился только «для ритуализма». Следующий же мейджор (MDL в Париже) стал худшим для Virtus.pro за весь сезон – 7-8-е место.
Потеряв роль драфтера, Арсзик не только не подал виду и отчитывался о пиках в многочисленных интервью – он еще и с удовольствием философствовал на тему тренера как роли.
«Будучи тренером, ты являешься чем-то вроде призрака. Ты можешь говорить все, что думаешь. [...] Тебе ничего на это не скажут в ответ, потому что ты с ними не играешь. [...] Я уже давно не люблю эту игру, я люблю работать с людьми. [...] В школе мне мама говорила, что я скрытый лидер. Были популярные ребята в школе, а я был главарем всех непопулярных».
У Арсзика действительно есть задатки хорошего лидера. Его яркая риторика могла бы помочь многим безынициативным командам; он точно не испортил драфты VP на дистанции, и не боялся экспериментировать (что очень важно в DPC-сезоне – большой подготовке к TI9). Но в VP он оказался совсем лишним. Соло все объяснил:
«Мы не понимали, что нам никто не нужен извне, в плане тренера или кого-то еще. Потому что лучше чем мы вряд ли кто-то игру понимает. Раньше я был капитаном, но иногда драфтил Рамзес. И когда драфтил Рамзес, я был его тренером. Когда драфтил я, он был моим тренером, приносил свои мысли. И в этом была наша сила. Нам никто был не нужен».
Virtus.pro показала фильм про судьбу состава по Доте. Мы посмотрели его вместе с вами
Забытый лидер
«Я считаю, это один из тех случаев, когда человек ушел от своих принципов и все провалилось. Я не говорю о том, что Леха плохой игрок, плохой лидер, плохой капитан, наоборот, он невероятный. Но в этом вопросе, когда он два года был безоговорочным лидером команды и потом отдал эту роль – он в этом моменте предал сам себя». Это уже слова Арсзика про Соло. Сам Алексей вспоминал, что в 2017 году был лидером команды на всех уровнях – но уже тогда часть координации брал на себя Рамзес. После TI7 всплыла проблема драфтов, которую так и не решили – в следующем сезоне драфтил Рамзес, потом опять Соло – Рамзес говорил, что хуже играет в онлайне, когда пикает. К TI8 Роман снова сел на драфт.
Был ли у Алексея выбор? Рамзес координировал еще в «Империи» – говорил, что не хочет, но «больше некому, а результаты так будут выше» Формулировка сложная, а суть простая – Роман еще в 16 лет чувствовал гиперответственность за успех и верил, что понимает игру лучше остальных. После его прихода в VP значимость первой позиции возросла (Нун после WESG рассказывал, как легко управлять игрой на керри). Рамзес координировал, VP побеждала. На нем акцентировали внимание чуть ли не в каждом интервью: Роджер (раз, два), Паша, Арсзик. Сам Соло полностью перестал давать интервью по игре. «Мы проиграли предыдущий Интернешнл, и единственный путь остаться в этом составе, не делать никаких замен был сделать капитаном малого, и сделать так, чтобы ему все нравилось. Альтернативой было кикнуть малого. И мы, как друзья, хорошие тиммейты, сели, вместе поговорили, и выбрали этот путь» – рассказал Алексей в фильме.
Сложилось впечатление, что по ходу TI9 Соло все больше и больше брал на себя координацию – пока Рамзес наоборот терял уверенность и все хуже доносил мысли. Но в одной из ключевых драк, когда нетворсы были еще равные, Алексей грубо ошибся с коллом.
Virtus.pro остались 4 в 4 – но ВК уже потратил реинкарнацию, Кентавр был под фокусом, а Гиро уже потратил БКБ и остался без ресурсов. В фильме мы узнали: Нун сообщил, что не может драться. В этот же момент Соло скомандовал идти вперед, вносить урон под Fatal Bonds.
Случайность или потерянный навык после отхода в сторону? Или Соло отошел потому, что Рамзес координировал лучше? Алексей напомнил, что их взаимная работа с Рамзесом была лучшим вариантом управления командой. Вместе с ним в VP остается Нун; вместе с ним они набирают новых игроков и должны образовать новую пару равных лидеров.
Все новые составы команд Dota 2
Скрытый лидер
Равных – в лучшем раскладе. В медиа Нун никогда не позиционировал себя как лидера, но по ходу турнира (нам снова придется поверить фильму), как и Соло, все больше и жестче брал на себя инициативу. «Единственная опция сейчас выиграть в доту, как я вижу – это идти, форсить драку на Рошане» – после потери двух с половиной сторон с LGD. «Нам нужно ждать кулдауны и фармить все это время» – после убитого Рошана парой минут спустя.
«Некст?» – спрашивает Рамзес после потери мида на первой карте с RNG. «Да не, почему некст. Еще поиграем», – отвечает Нун, и VP тут же выигрывают драку за нижнюю сторону. «Ничего страшного не произошло, давайте просто пофокусим получше. Я дофармлю Фляй и один их убью»: после провальной драки с коллом Соло.
Его лидерство в фильме, однако, несло в себе те же недостатки, что были у Рамзеса. Разбор игры, Роджер хочет вставить слово – «да помолчи ты, ###», слышим мы от Нуна. Роджер не понимает, что он мог сделать по-другому – Нун одновременно не хочет и не может объяснять. Для него момент очевиден.
Р: – Неизвестно опять в драке, как деремся, кого фокусим, просто слышно «go go go, я прыгаю».
Н: – Что тебе сказать, Родж? Что мне сказать? «Так, жди! Жди позиции! Паша тп-шится! РОДЖ! ПАША ТП-ШИТСЯ! ДАВАЙ?»
Р: – Слышно в конце «go go go», идет вперед Тайд...
Н: – Так все обсуждено заранее. Вся инфа есть.
[...]
Н: – Ну понятно, Рубик-Гиро. Фест таргеты. Проговаривали тыщу раз. Саппы фест таргеты.
Р: – Я и дал фиссуру в Рубика. И продлил. Нет?
Н: – Ты понимаешь, что вот в этого героя прыгать нельзя? Все.
Проблема координации всплывает в последнем матче VP. Всего 2к преимущества у RNG; Нун сообщает, что готов влететь – и летит тут же, не оценив позицию Роджера и Паши, которых отзонил Алхимик.
Этот колл был верный: играй Нун за трех героев сразу, VP выигрывают драку и переворачивают игру. Но лидер должен быть снисходителен и терпелив. Секунда ожидания до врыва – и, возможно, Паша и Роджер подошли бы вовремя. А возможно, если бы верили в себя на 100%, напали бы сами. Это уже вопрос к внеигровому лидерству.
Если Нун возьмет его на себя, то каким оно будет? В фильме только Владимир на равных спорит с Рамзесом (в том числе когда того поддерживает Соло) и только он из всех лидеров не расстраивается и не вопрошает, а по-слоновьи злится, да так, что даже не по себе. Не факт, что Virtus.pro нужен именно такой лидер. Но Рамзесу точно не хватило жесткости Нуна.
Большое интервью с боссом NaVi про деньги, Dendi и трансферы
Сломавшийся лидер
Я верю, что Рамзес действительно понимает игру лучше всех в Virtus.pro. Столько побед, хвалебных отзывов (был даже от Куроки) не могло появиться на пустом месте. Но в напряженной атмосфере Интернешнла нужно еще и правильно подбирать слова – или не говорить их вовсе.
«Вы вдвоем умираете в миде ни за что, хотя Леха может получать эксп. Идете в мид и долбитесь об них головой».
«Почему Паша нажимает в топе ревейдж шестого левела? Когда мы знаем, что они побегут нас #######? Чел на Тини бегает, Паша жмет ревейдж, при этом не убивает героя – да все... ну что... парни...»
На самом деле, если изначально не относиться к Рамзесу предвзято, было видно, что он старался стать настоящим лидером и объединить команду. «Я не говорю, что ты, Вован, нажал ревейдж – мы это сделали [...] Надо что-то делать. Развести на кулдауны, как они это делают. Когда стоять ничего не делать, ты при любых [раскладах] ########». На этих фразах Рамзес звучал совсем по-взрослому и даже почти успокаивающе. Но таких моментов было мало. К матчам плей-офф все стало совсем плохо.
Рамзес предъявлял претензии Роджеру прямо во время игры, вынуждая того оправдываться: «зачем ты пошел ставить вард?», «Родж просто тоссает когда не надо этого делать». За обе карты решающего матча подбадривал команду не Рамзес, а Соло, и он же больше координировал: «подуспокойтесь чуток. Весь вижн в топе наш, надо там играть сейчас». И, опять же – Роман пытался. Но его поддержка звучала так, что делала только хуже: «мы сотрем их, если нормально нажмем кнопки», «парни, надо быть не на очке».
* * *
«Я не знаю, как мы еще не перегрызли друг другу глотки, но Малой очень сильно вырос, как и все, как личности», – говорил Нун в апреле. После этого фильма удивительно, что команда с таким количеством сильных характеров просуществовала вместе так долго. Рамзес действительно совершил поступок взрослого человека, полностью выбил себя из зоны комфорта и будет играть в чужой среде на новой позиции. Ему не придется быть лидером. Но придется многому учиться, и его внутренний лидер оформится сам собой.
«Три человека, которые просто тебя слушаются – и ты всегда можешь быть лучшим. Как Пуппей, Куроки». Кажется, мы услышали цель всей карьеры Рамзеса – а в этом году было слишком рано.