В Китае самые большие зарплаты у дотеров: один даже ездит на «Мазерати»
Круче российских футболистов.
Уже в четверг на следующей неделе стартует The International 2019. Впервые за время существования турнир пройдет в Шанхае. Dota 2 наиболее популярна именно в Китае, а китайские команды исторически одни из сильнейших в мире – три победы и пять вторых мест за восемь The International.
Sports.ru подготовил материал о том, как живут и зарабатывают китайские дотеры. Из текста вы узнаете:
- Как китайские команды регулируют трансферные отношения.
- Сколько получают топовые игроки.
- Насколько прибыльно стримить в Китае.
- На каких машинах ездят китайские дотеры.
Трансферы контролирует Ассоциация киберспорта
В 2011 году в китайскую Доту пришли первые большие деньги. Ван Сыцун, сын китайского миллардера Вана Цзяньлин (владеет компанией Wanda Group – спонсором футбольного «Атлетико Мадрид») решил инвестировать в киберспорт. За 6 млн долларов он купил организацию Catastrophic Cruel Memory, которую сразу же переименовал в Invictus Gaming [Sports.ru: «invictus» в переводе с латыни – несокрушимые].
Ван Сыцун
Сыцун собрал сразу два состава для iG (iG.Z и iG.Y) с сильнейшими дотерами Китая: Ferrari_430, ChuaN, 830, YYF, SanSheng и Zhou. Появление столь сильной организации угрожало конкуренции — другие китайские организации на тот момент не могли соперничать с сыном одного из богатейших людей Китая.
Владельцы команд договорились с Сыцуном о создании Ассоциации китайских киберспортсменов — ACE. Ее главой стал Пэй Лэ, владелец организации World Elite. На момент создания единственной реальной задачей организации было соблюдение финансового fair play: ACE не позволяла местным командам бесконтрольно скупать топовых игроков.
Сейчас Ассоциация решает трудовые споры между игроками и командами и контролирует выплату гонораров – особенно внимательно ACE относится к трансферам молодых и неопытных в денежных вопросах игроков.
Команды, в зависимости от условий сделки, обмениваются контрактами игроков, выкупают старый или подписывают новый. Когда организация покупает игрока, ACE оценивает условия контракта и сумму трансфера. Переходы в период после The International и до начала нового сезона и без подтверждения от ACE считаются серьезным нарушением – за них жестко наказывают.
В 2012 году EHOME подписала Чжана «LaNm» Чжичэна из команды TongFu без разрешения ACE. В результате другим китайским организациям было запрещено проводить тренировки с EHOME. Команда не смогла подготовиться к The International 2012 и заняла там 5-6-е место, а после турнира на два года пропала из большой Доты.
The International 2020 должен пройти в Кельне. Там все началось, а немцы без ума от киберспорта
Чжан «LaNm» Чжичэн
В 2017 году ситуация повторилась – в этот раз EHOME без согласия ACE подписала чемпионов TI 6, Faith_Bian и y`innocence. Тогда ACE объявила, что команды EHOME и EHOME.K (впоследствие ставшие Keen Gaming) исключены из профсоюза без возможности вернуться. Организация получила запрет на участие в турнирах под эгидой ACE, который до сих пор не снят, и сейчас может участвовать только в турнирах от Valve – майнорах, мейджорах, The International и квалификациях к ним.
Также ACE моментально штрафовала китайские команды за пропуск турниров без объективных причин. В ноябре 2015 года Invictus Gaming и Newbee отказались от участия в турнире Game Show Global eSports Cup в Москве за два дня до его начала, и ассоциация заставила команды выплатитьпо 3 тысячи долларов. На такую же сумму оштрафовали LGD Gaming за отказ от участия в ESL One Frankfurt 2016.
Сколько платят игрокам?
Точные суммы трансферов и зарплат редко появляются в общем доступе. Известно, что в 2014 году организация Newbee потратила около 100 тысяч долларов на двух звездных игроков – Xiao8 и Hao. Для сравнения, в 2011 году основатель Ван Сыцун заплатил около 31 тысячи долларов за весь состав LGD, сильнейшей команды Китая.
С зарплатами все намного интереснее. В 2015 году Fy из Vici Gaming получил годовой контракт на 467 тысяч долларов и стал самым высокооплачиваемым игроком в Китае. «Fy для Vici Gaming – как Мальдини для «Милана» или Тотти для «Ромы». Он наш символ», – так о нем говорил менеджер команды.
Су «BurNIng» Жилей
Через год на одной из конференций представители Vici Gaming рассказали, сколько получают их игроки за год. Учитывалась только зарплата и доходы от рекламы. Fy заработал 769 230 долларов, а самым высокооплачиваемым игроком BurNIng – он получил около 1,2 млн долларов. И это без учета выигранных призовых (за 2015 год он выиграл 185 тысяч долларов, за 2016-й – 35 тысяч).
За топовых китайских игроков назначаются крупные отступные, поэтому выкупить их непросто. В сентябре 2018 года основатель Vici Gaming обвинил Team DK в попытке договориться с игроками без ведома организации. На своей странице в социальной сети Weibo он написал, что DK достигла неформального соглашения с Sylar (на TI8 он выступал за VGJ.Thunder – вторую команду организации). После этого сам Сайлар пытался переманить за собой других игроков Vici. За Сайлара Team DK предложила 3 млн юаней (426 тысяч долларов), его годовая зарплата должна была составить 438 тысяч долларов.
Точные детали сделки не известны, но:
- В процессе босс Vici Gaming снизил цену на выкуп игроков с 6 до 4 млн юаней;
- Sylar и еще один игрок Vici в итоге ушли к Бернингу и новому владельцу.
Грамотная игра против контрпиков: объясняем основы
Как формируются зарплаты?
Подписной бонус. От 100 тысяч до 3 млн юаней (14 и 426 тысяч долларов). Выплачивается игроку в момент перехода в команду или равными долями на протяжении действия контракта. Бонус – дополнительная приманка для игрока при трансфере, если у вашей организации нет известных имен в составе. Как правило, топ-игрокам выписывают как минимум 1 млн юаней (142 тысячи долларов) при трансфере.
Месячный оклад. Около 50 тысяч юаней (10 тысяч долларов) для средних игроков. Зарплата, которую игроки получают вне зависимости от результатов. Вместе с этим организация оплачивает им проживание в командном доме и оборудование. Сильнейшие игроки могут рассчитывать на гораздо больший оклад: по данным близкого к Sports.ru источника зарплата вице-чемпионов мира из PSG.LGD – около 30 тысяч долларов.
Чжан «Paparazi» Чэньчжун
Призовые. Как правило, организация забирает 10-20% от призовых с турниров. Например, игрок Vici Gaming Paparazi заработал 186 400 долларов в этом году – его команда выиграла два мейджора и два раза занимала 7-8-е место. Если же его команда попадет хотя бы в топ-6 The International, то каждый игрок получит как минимум по 300 тысяч долларов, победа на TI 9 принесет Paparazi 3 млн.
Стримы. По разным данным – около 1 млн юаней в год (142 тысячи долларов). Основное отличие от остального мира – в Китае игроки заключают эксклюзивные соглашения со стриминговыми сервисами (Douyu, Huya Live или Panda). Вне тренировок и турниров дотеры стримят свои игры и общаются с подписчиками. Просмотры (хотя зрителей на стриме практически всегда больше 100 тысяч) не имеют значения – вы получаете деньги за сыгранные часы.
В Китае реально много платят за стримы
С доходом от стримов зачастую связывают неудачные выступления китайских организаций в начале сезона – до Китайского Нового года игроки предпочитают отстримить нужное количество в ущерб тренировкам.
Джеки «EternaLEnVy» Мао
Точные суммы контрактов держатся в секрете, но на основе слухов можно составить примерное представление. Впервые об огромной разнице между заработками игроков и стримеров упомянул в 2014 году LaNm: по его словам, средняя зарплата профессионального игрока на тот момент составляла примерно 5 тысяч долларов, а китайские стриминговые платформы платили стримерам в десятки раз больше. Поэтому киберспортсменам было даже выгоднее закончить карьеру и зарабатывать прямыми трансляциями.
Об этом рассказывал и EternaLEnVy. В 2015 году организация Team Secret заключила контракт с китайской платформой Panda.tv на условиях 250 часов стримов в месяц от каждого игрока в течение года. Выполнив контракт, команда (пять человек) получила бы 1,5 млн долларов.
Наконец, тому же Сайлару в 2016 году предлагали стримить за ~120 тысяч долларов в год. И это только чистая зарплата: известно, что полгода назад Faith_Bian, чемпион TI6, получил ~1300 долларов со зрительских донатов за один благотворительный стрим.
Дотеры покупают спорткары
Не удивительно, что с такими зарплатами многие игроки могут позволить себе шикарную жизнь в Китае. Правда, чаще всего мы видим классические истории, как у Сумаила Хассана – вундеркинда Доты. В 15 лет он переехал с родителями из Пакистана в США, а через год выиграл The International с командой Evil Ganiuses. На призовые Suma1L купил огромный дом – до этого большая семья ютилась в трехкомнатной квартире в Роузмонте, а отец вынуждено ездил в Пакистан на заработки.
Как Сумаил стал суперзвездой: увидел Доту в 7 лет, продал велосипед ради игры, тренировался по 18 часов в день
Похожая история есть и у Fy: на своем первом The International в 2014 году он занял второе место, а на призовые (примерно 295 тысяч долларов) купил маме новый дом. Но если в случае с Сумаилом об этом написали все киберспортивные СМИ, то про Fy мы могли никогда и не узнать – китайские игроки мало рассказывают о семьях и призовых в интервью.
Бай «rOtK» Фан
Но не все останавливаются только на новом доме – во время игры за организацию LGD Бай «rOtK» Фан купил себе «Мазерати». Фанаты узнали об этом совершенно случайно. Из-за недопонимания между организатором мейджора в Шанхае в 2016 году и руководством отеля, где жили и тренировались дотеры, все вещи команд выставили в общий коридор. Пропали девайсы и личные вещи игроков Virtus.pro, OG и других команд, а также ключи от «Мазерати» rOtK – об этом организаторы сообщили в пресс-релизе.
Maserati Quattroporte. Ориентировочная цена – 108 тысяч долларов.
Также во время турнира некоторые зрители видели, как на своем спорткаре на арену приезжал Xiao8. Здесь мнения расходятся: кто-то говорит, что это была «Феррари», другие настаивают, что дотер был за рулем «Ягуара». Впрочем, он мог позволить себе сразу обе машины – к 2016 году только на призовых Чжан заработал более 1,5 млн долларов.
Владелец команды обещал подарить своему игроку «Феррари»
Иногда организации могут подарить что-нибудь ценное игрокам, которые были верны команде долгие годы. Тот самый Ван Сыцун, владелец Invictus Gaming, в 2016 году хотел подарить Ло Фэйчи с ником «Ferrari_430» настоящую «Феррари». На тот момент Ло выступал за команду более 5 лет – солидный срок, учитывая то, что в Китае игроки стабильно меняют команду раз в несколько лет. Обычно ссылаются на рассказ менеджера IG:
Ло «Ferrari_430» Фэйчи
«Наш вице-президент MintyBlueVK в разговоре с владельцем команды, Ваном Сыцуном, упомянул, что Ferrari_430 и Dendi – единственные игроки, которые выступали на всех пяти TI за одну команду.
Они сидели в кафе рядом с местом, где молодожены любят делать свадебные фотографии. «Как быстро летит время. Наверное, скоро Ferrari_430 женится […] Почему бы нам не подарить ему на свадьбу «Феррари»? Правда, не F430, а, скажем, F488», – сказал Ван.
Босс сразу позвонил в салон, чтобы узнать цену на машину. «Вау! Ferrari_430 же еще мальчишка! [Sports.ru: на тот момент ему было 26 лет] Да он даже не умеет водить!», – MintyBlue был в шоке».
Машину Фэйчи так и не получил – после The International, на который команда не смогла отобраться, он перешел в Newbee. Говорят, Ferrari_430 посчитал, что прошел пик своей карьеры и решил не быть обузой для организации.