«Киберспорт находится в говне». Огненная речь со Стримфеста
В эти выходные в Сколково проходил Стримфест. На дискуссионной панели обсуждали тему «Чем дышит киберспорт: свобода, деньги, креатив»; среди участников были Игорь Уткин (владелец организации Rox Team), Екатерина Симухина (редактор проектов Cybersport.ru) и Максим Степанов (директор по развитию Red Square Gaming – компании-производителя девайсов для геймеров).
Именно Степанов высказал самую нестандартную мысль в дискуссии: по его мнению, тренд киберспорта идет по нисходящей, и на первый план выходит стриминг.
Игорь Уткин и Максим Степанов
[Степанов] - Хочу добавить, как представитель индустрии производства: [...] мы, как производители, видим четкое ощущение, что киберспорт сейчас находится в говне. И тут уже другой вопрос к вам, коллеги, как его оттуда вытаскивать?
[Уткин] - Извините, почему он в говне?
[Степанов] - Давайте я начну издалека. Киберспорт – прекрасная вещь. Он дал толчок таким компаниям как Razer, Steelseries. Наверное, все знают их. В далеких двухтысячных. А сейчас компания Razer делает микрофоны для стриминга. Новый продукт компании HyperX – тоже микрофоны для стриминга. Как связаны микрофоны для стриминга с киберспортом? Я скажу – потому что эти компании давно уже не спонсируют киберспортсменов. Во всяком случае у нас в России. Потому что это невыгодно с точки зрения «цена – качество»... Тренд идет на снижение. Гораздо эффективнее взять в партнерство какого-то инфлюэнсера, стримера, поучаствовать в таком прекрасном мероприятии как Стримфест, чем поставить свой шилдик на форму какой-нибудь команде за 150 тысяч долларов.
[Уткин] - Во-первых, я не соглашусь, что 150 тысяч – это много. Компания HyperX поддерживает очень много и инфлюэнсеров, и игроков. Команда Na`Vi ей спонсируется. Это СНГ команда.
[Степанов] – Команда Na`Vi больше не в России. Я говорил про российские команды.
[Уткин] – Ну в любом случае там очень много русских игроков. Весь PUBG, Fortnite...
[Степанов] – Вы меня простите, если я не воспринимаю PUBG и Fortnite как киберспортивную дисциплину. Может быть я не прав, но когда 100 человек на карте – это немножечко не тот киберспорт, который был, когда мне было 25 лет и мы все играли в CS 1.6, Warcraft, Starcraft и первую Dota.
[Уткин] – Киберспорт уже не тот и никогда не будет тем. Он будет двигаться и оказуаливаться. И мобильные игры, и VR – это все придет в киберспорт.
[Степанов] – Когда киберспорт станет в VR и в мобильных играх, можно пойти повеситься [...] Мы же с вами согласны, что киберспорт нужно спасать? Ну если не спасать, то поднимать? Может коллеги по цеху расскажут, как же мы будем это делать?
[Симухина] – Я тоже несогласна, что с киберспортом все плохо. Он действительно трансформируется. Тот же Fortnite – уже киберспорт. Он в любом смартфоне, в любом сериале, в «Мстителях». Он везде. Он – часть культуры. Киберспорт – тоже часть этой культуры. Он давно стал индустрией развлечений на грани с большим спортом. Раньше семьи ходили на футбол и баскетбол, сейчас они ходят на Epicenter.
EPICENTER XL 2018
[Степанов] – А вы много семей там видели?
[Симухина] – Да. Я лично с дочкой хожу. Вы можете посмотреть фотографии. Очень много семей с детьми, много студентов, кто приводит бабушек и родителей, чтобы показать что такое «дотка» и Counter-Strike. Они объясняют, рассказывают. Кому-то футбол, кому-то Дота. Это нормально.
[Ведущий] – Суть в том, что киберспорт неминуемо если не выживет все остальное, то как минимум существенно потеснит. Потому что та аудитория, которая непривычна к киберспорту – она естественным образом убывает. Каждое следующее поколение все больше привычно к киберспорту и все больше пополняет его аудиторию.
[Степанов] – Не соглашусь. Следующее поколение все больше выбирает стриминг [...] Если раньше голубая мечта – пробиться в Virtus.pro, Na`Vi, поехать на ESL и выиграть турнир, то сейчас – включить вебку, постримить Left 4 Dead или любую другую казуальную игру. И ему за это надонатят столько денег, сколько он не получит никогда в жизни, пытаясь пробиться [в киберспорте]. С другой стороны, это плохо и для стриминга. Там очень много девочек, которые берут своим бюстом. Они не привносят кроме своего бюстового контента никакого скилла, никакого интереса. При этом у них огромный пул зрителей, потому что аудитория соответствующая. В стриминге тоже есть свои проблемы, но киберспорт уходит в стриминг.
[Уткин] – Стриминг всего лишь инструмент, он никак не конкурирует с киберспортом.
[Степанов] – Тезис был, что молодое поколение более привержено к киберспорту. А [мой] контр-тезис – что да, оно знает, что такое киберспорт, но с точки зрения того, что им делать в будущем, они уже не выбирают игру в командах. Точнее – выбирают, но тренд идет по нисходящей. Купить микрофон и начать стримить для людей становится более ценным. Тем более что порог вхождения в топовый уровень настолько далек...
[Уткин] – Но есть другой тезис: что самые высокооплачиваемые стримеры – лучшие игроки. Вот Ninja, он один из лучших игроков в Fortnite. Он вытягивает. Он может подвезти кого угодно к себе на шоу – рэпера Дрейка, еще кого-то. Человек очень плохо играет, а он все равно выигрывает матч один за двоих.
[Степанов] – Давай приведем в пример российского киберспортсмена, который по охвату сопоставим с Ниндзей. Был Дред, но Дред больше казуальный.
Стримхата Дреда
[Уткин] – Дред стал меньше стримить, но пошел в качество контента. Ребята почувствовали, что нельзя стримить одну дотку, и пошли дальше – делают не каждый день, но они выходят в шоу-формате. И я лучше один раз залипну на выходных в Стримхату, чем буду каждый день выискивать в его потоке что-то для себя.
[Степанов] – А я согласен, что зрителям интереснее посмотреть стримхату Дреда, чем матч команды тир-2 Новосибирска против команды Новоурюпинска.
Интересный итог подвел ведущий дискуссионной панели: возможно, проблема не у киберспорта, а как раз наоборот.
[Ведущий] – На самом деле, я понимаю боль Максима. Проблемы скорее у эндемичных брендов, нежели киберспорта. Им теперь гораздо сложнее конкурировать в бюджете с крупными производителями массовых товаров. Для них тут, с одной стороны, колоссальный плюс, потому что киберспорт растет и должна, по идее, расти их продукция. Но повышаются и затраты на контакт с потребителем.
А вы больше привязаны к любимым киберспортменам или стримерам?