Игры, по которым мы скучаем. Need for Speed: Underground
Лучшая гонка нулевых.
2004 год. Вместе с другом перебираем диски с играми в его комнате в поисках чего-нибудь интересного.
«О, смотри, у тебя же есть Stronghold и Red Alert 2. Давай в них!» – сказал я, отбросив диск с Half-Life. Да, в то время для меня существовал только жанр стратегий, а странный мужчина в очках на обложке не вызвал у меня доверия.
«Слушай, а ты в гонки играл? Сейчас покажу тебе одну», – сказал мой товарищ и, не обращая внимания на мои протесты, запустил Need for Speed: Underground. Экран потемнел, я услышал завораживающее «EA games, challenge everything» и увидел одну из самых крутых игровых заставок в истории гоночных игр:
Дальше – знаменитое «э рон дон дон» и полные восхищения глаза второклассника, который три часа завороженно смотрел за другом, гоняющимся на своей «Мазде».
После того дня я долго упрашивал родителей купить мне NFS, и наконец они сдались. Мы поехали на «Горбушку», где я получил диск с полной антологией серии. Так я познакомился и с Porshe Unleashed, и с Hot Pursuit, и, конечно же, с двумя частями Underground.
* * *
В начале нулевых во всем мире гремели два первых «Форсажа» – тогда их еще можно было назвать фильмами о культуре уличных гонок, а не боевиками о накачанных парнях. Обе части собрали в прокате более 200 миллионов долларов. А в 2003 году вышла Need for Speed: Underground. Во многом благодаря двум «Андерграундам» (и последующей Most Wanted), использующим тематику «Форсажа», Need for Speed стала самой успешной гоночной серией в мире. Сейчас продано более 150 миллионов копий игр серии.
Почувствуй себя старым – так сейчас выглядит Брук Берк, девушка с обложки Underground 2
Впоследствии серия была уже не так успешна. После Shift в 2009 году NFS хваталась за все подряд. Она пробовала быть MMO, возвращалась к полицейским погоням и спорту, снова пыталась привлечь внимание тюнингом автомобилей – но ничего не помогало. Геймплей уже давно не радовал игроков чем-то необычным и интересным, и создавалось четкое впечатление, что NFS живет только ради прибыли, хоть какой-нибудь – например, от внутриигровых покупок.
Поначалу теплилась надежда, что это лишь временное явление и в следующей NFS все уж точно будет так же круто, как в Hot Pursuit, Underground или Most Wanted. Но, к сожалению, серия будто взяла все самое худшее от монстра из другого жанра – Call of Duty: повторение одинаковых механик из года в год, зато с кучей трейлеров и прочей рекламной шумихой.
Need for Speed: Payback
Венцом такого подхода EA стала Need for Speed: Payback. У разработчиков вышла пародия одновременно и на «Форсаж», и на фильмы Майкла Бэя – красивая картинка со взрывами и трюками, но без той самой гоночной изюминки культовых частей. Вместе с этим разразился скандал с микроплатежами – чтобы заработать на новую машину, нужно либо проходить множество однообразных гонок, либо платить реальные деньги.
Gran Turismo, Project Cars, Forza Horizon – все конкуренты NFS давно ушли в отрыв по всем показателям, пока серия продолжает бороться со своими внутренними демонами. Но, по крайней мере, никто у нас не отнимет Underground – пожалуй, одну из лучших гонок нашего детства. Ниже – все то, за что мы и через 20 лет будем помнить ту самую игру о нелегальных схватках стритрейсеров.
Автомобили и тюнинг
Делая игру о культуре уличных гонок, разработчики справедливо решили, что спорткарам в ней места нет. Вместо них в Underground игрок должен был ездить на обычных серийных авто. Суть стритрейсинга заключается не только в самой гонке, но и в том, чтобы сделать из заурядного автомобиля нечто выдающееся как с технической, так и с визуальной точки зрения.
Именно такие авто участвуют в нелегальных гонках по трассам ночных городов. И благодаря Underground мы все получили редкую возможность прикоснуться к запретному, но такому манящему миру подпольных гонок.
Несмотря на привычное отсутствие повреждений и стандартный набор характеристик автомобилей (ускорение, максимальная скорость, управляемость), разработчикам удалось добиться блестящего результата – каждая машина была уникальна. У каждой был свой звук и свой стиль управления, каждая подходила для конкретного режима и трассы.
Все мечтали о Nissan Skyline, восхищались Nissan Z350 из второй части, кто-то предпочитал юркую Acura RSX, кому-то запал в душу неповоротливый Cadillac Escalade, а кому-то – аляповатая Toyota Corolla.
Вот что можно было сделать из базовой Toyota Corolla
С машинами связан один из главных мифов нашего детства – если пройти все гонки первой Underground на сложном уровне, то в конце вам выдадут «секретную тачку». Одни говорили о Lamborghini, другие уверяли, что это будет «прокачанная бэха». Самых стойких геймеров ждало разочарование – в конце режима карьеры был только финальный ролик и титры.
Важнейший аспект серии Underground – возможность кастомизировать внешний вид автомобиля так, как вам заблагорассудится. Причем если в первой части вы выбирали из 10-15 моделей бамперов, колес, неона и спойлеров, то в продолжении тюнинг был возведен в абсолют – можно было даже поменять фон спидометра и установить звуковую систему.
Прокачивать машину нужно было и для продвижения в одиночной кампании. Установка обновок повышала так называемый уровень стиля авто, который требовался для дальнейшего прохождения. Результаты своего дизайнерского видения вы могли найти на обложках вымышленных журналов и DVD внутри игры.
Уличные гонки
Дизайн каждого гоночного трека продуман до мелочей – есть места, где душа просит нажимать на газ (или на кнопку W, если у вас нет руля и педалей) до упора, но есть и крутые повороты, пройти которые не всегда под силу даже опытному геймеру. Спасала щадящая физика столкновений – никто не запрещал войти в поворот на полной скорости и просто отскочить от ближайшей стены.
Взамен небольших состязаний из прошлых серий NFS мы получили сюжетный режим Underground, куда вошли знакомые заезды на время, нокауты, спринт и турниры, а также пара свежих на тот момент режимов. Всего —111 гонок на пути к званию лучшего уличного гонщика.
Первым новым режимом стал дрифт – подарок любителям проходить резкие повороты только с помощью заносов. Чем дольше машина находится в таком положении, тем выше множитель очков и, соответственно, их количество. Касание ограждения кольцевой трассы или резкое снижение скорости наказывается обнулением множителя либо сбросом всей заработанной суммы.
Другая новинка той игры – драг, заезды на ускорение по прямой трассе с ручным переключением передач. Многие сжигали мотор на первых 50 метрах дистанции, но, разобравшись, ловили кайф от самого быстрого режима игры – на огромных скоростях вы топите до самого финиша, забыв о тормозах. А мешать вам будут не только другие гонщики, но и встречные автомобили – и даже поезда.
Единственный минус местного стритрейсинга (который, справедливости ради, во второй части стал менее заметен) – ограниченность маршрутов. Для каждого режима есть пара основных трасс, а все остальные – их вариации с небольшими изменениями поворотов или заездом в обратном направлении.
Небольшие районы со всевозможными объездами быстро запоминаются, а новые улочки, открывающиеся по мере прохождения, лишь слегка разбавляют общую картину. В этом плане разработчики, несомненно, немного схалтурили, хотя жаловаться на отсутствие вкуса у дизайнеров трасс явно не приходится – у каждой есть свои характерные особенности и проблемные участки.
Хоть серия Underground и не может похвастаться высокой сложностью, иногда на компьютерных соперников снисходит озарение. Они могут одинаково легко вписаться в узкий просвет между двумя встречными машинами, а потом сразу же улететь в отбойник, бодаться друг с другом на старте, а потом обгонять вас, как стоячего.
Самая примечательная их способность – рывок на заключительном отрезке трассы, позволяющий мгновенно сократить отставание в полкруга и повиснуть на вашем хвосте. Оказывается, так и было задумано разработчиками – механика Catch Up позволяет компьютерным соперникам навязывать вам борьбу на финише. Потому что в Underground никогда не стоит расслабляться.
Саундтрек – и звук!
Звуковое оформление игры – великолепно. Рев моторов, свист проносящихся мимо машин и скрежет при столкновениях – летя под 220 км/ч и отрываясь от соперников, ловишь нереальный кайф. Это вызывает зверскую привязанность к игре – хочешь гоняться снова и снова. И все это под композиции, услышав которые однажды, не забудешь никогда.
Саундтрек Underground – это и модные на то время ремиксы от Снуп Дога и Пола ван Дайка, и качественный хип-хоп, и эпический рок, и альтернатива. Такая адская смесь нескольких жанров органично вписывается в картину всеобщего скоростного безумия. Но об этом нужно не писать – это нужно слушать и переслушивать:
* * *
Разумеется, Underground – никакой не реалистичный автосим: машины с титановым корпусом вписываются в повороты на абсолютно запредельной скорости, выходят целыми из любых аварий, разгоняются в считанные секунды и невероятно резко тормозят. Underground – это апогей аркадности в гонках. Но именно этого тогда всем и хотелось получить – сесть на тачку, которую только что сам прокачал, и почувствовать головокружительную скорость.
* * * Underground 2. Последняя гонка. Ты против Калеба. От аэропорта до центра города и обратно через порт. Всего 5 кругов – и ты чемпион. Целых пять кругов. Четыре пройдено, остался последний. Еще немного. Черт, он догоняет. Последний поворот. Жми! Есть!
Теперь в Бэйвью новый король.