Игры, по которым мы скучаем. Red Alert 2
Уничтожьте статую Свободы и сбросьте ядерную бомбу на Чикаго.
EA объявила, что 5 июня выйдут ремастеры культовых частей серии Command & Conquer: Tiberian Dawn и Red Alert. Sports.ru вспоминает восхитительно бредовую стратегию о войне США и СССР, в которой было прекрасно вообще все.
Впервые текст опубликован 15 января 2019 года.
В конце 90-х – начале 00-х казалось, что жанр стратегий в реальном времени никогда не умрет. Все благодаря Blizzard, Creative Assembly, а также Westwood Studios, создателей знаменитой Dune II и серии игр Command & Conquer.
Маленькая студия начинала с портирования игр и операционных систем для ПК, но постепенно занялась разработкой собственных игр. Именно Westwood первыми придумали и реализовали в «Дюне» основы RTS: свободный обзор с помощью мыши, туман войны, сбор ресурсов, прямой контроль над каждым созданным юнитом, а также концепт сюжетной компании с выбором сторон и постепенным появлением новых типов войск.
«Я делал по-настоящему садистскую игру». История серии, которую полюбили за гиперсложность
Закрепила успех студии серия Command & Conquer – история о борьбе войск ООН и Братства Нод за контроль над инопланетным ресурсом тиберием. Первая игра вышла в далеком 1995 году и значительно повлияла на восприятие жанра публикой. Руководитель студии Бретт Сперри рассказывал, что С&C строили на концепции «перехитри другого» – как файтинг с особыми приемами, чтобы правила усваивались быстро, но всегда оставался шанс случайно проиграть.
Но сеттинг игры был довольно чужд рядовому игроку. Миру, завязанном на конфликте вокруг непонятной субстанции, не хватало идеологии, причины для ведения боевых действий, а обычная борьба за ресурсы не могла надолго увлечь геймеров. Знатоки жанра стратегий, может быть, и спокойно принимали подобную сюжетную подоплеку, но как заинтересовать игрока, который оценивает игру по обложке и описанию на диске?
Как Mortal Kombat стал великой игрой и частью нашего детства
Red Alert открыла Command & Conquer широкой аудитории
Решением стала первая Red Alert в сеттинге альтернативной истории. Изначально Сперри хотел игру с большим уклоном в реальность: «Я хотел воссоздать Вторую мировую [вместо Red Alert]. Ужасную, грубую, злую – показывающую все ужасы войны. Немцы должны были быть в роли плохих парней». Однако концепт был переработан.
По сюжету, Альберт Эйнштейн создал машину времени и убил Гитлера, а Вторую мировую начал Советский Союз под руководством Сталина. В итоге геймеры высоко оценили стратегию, где вместо тиберия основным ресурсом стали обычные деньги, а вымышленный конфликт заменило переосмысление войны, знакомой практически каждому.
Red Alert собрал солидную кассу – около 340 тысяч проданных копий за год и прибыль в размере 16,5 миллионов долларов. Зарубежные критики хвалили дизайн уровней, разнообразие юнитов, а также графику и саундтрек. Даже сейчас многие игроки называют игру лучшим представителем жанра RTS. На сайте Metacritic пользователи поставили ей 8,8 балла – у киберспортивной StarCraft II, вышедшей 14 лет спустя, оценка лишь 8,2 балла.
Но были и проблемы – баланс юнитов откровенно страдал из-за наличия морских сражений, опыта работы над которыми у разработчиков еще не было. Кроме этого сценаристы усиленно пытались вплести игру в лор оригинальной Command & Conquer , вышедшей годом ранее. Позже Red Alert определили в отдельную ветвь, и уже во второй части разработчики дали полную волю фантазии.
Вспоминаем «Денди – Новую реальность»: Супонев называл гонки «гонялками» и сам обставил студию огромными геймпадами
Было все – музыка, баланс, сюжет. Даже живые актеры!
В первой части США победили и принесли в Союз немного демократии, но все изменилось. Советский премьер Романов инициирует вторжение в США, президент бьет по красной кнопке, и – Америка остается без ядерного щита: используя технологии контроля разума, русские взрывают ракеты, не дав им даже взлететь. Спасти американскую нацию способны только вы. Хотя, впрочем, можете и уничтожить. Вы же помните, что в RTS всегда можно выбрать сторону?
А еще здесь была ламповая пиратская озвучка
Все лучшее, чтобы было в серии, собрано воедино и доведено практически до совершенства:
- Баланс здесь лучше, чем в Доте или Overwatch: каждый юнит доминирует лишь в одной области, вместе с этим имея слабые стороны. Создать армию только из одного класса солдат – обречь себя на поражение.
- Кампания исключительно прекрасна – вы видите откровенный фарс, но вам он определенно нравится. Сначала вы смеха ради уничтожаете башни-близнецы и Пентагон, а потом делаете из Эйфелевой башни огромную Катушку Тесла. И это только первые 5 миссий за СССР!
- Когда играешь в старые игры, глаз цепляется именно за несовершенство катсцен на движке игры – в низкополигональную графику нас практически тычут носом. Но Westwood заморозили время: благодаря видеовставкам с живыми актерами сюжет игры воспринимается свежо даже сейчас. Историю нам подают харизматичные (и, вместе с тем, карикатурные) персонажи, которых мы видим не только как объемных пикселей, но и как живых людей.
- Развеселая клюква развязала руки геймдизайнерам и они уж оторвались по полной программе на обеих сторонах конфликта – их технологии и фишки сделали игру еще более атмосферной и стильной. Например, на вооружении СССР есть огромный кальмар, который с легкостью может потопить целый корабль. Капиталисты не отстают и супротив советских кальмаров отправляют отряд боевых дельфинов.
Впервые поиграл в «Героев 3». Очнулся через 10 часов
- Westwood по большей части придерживались строгой военизированной озвучки, но в RA2 подарили каждому отряду индивидуальность. Слыша «Kirov reporting» в динамиках после постройки дирижабля Киров, вы понимаете, что скоро кому-то будут делать очень больно.
- Саундтрек этого безумия – музыка Френка Клепаки. Идея одного из самых популярных игровых треков пришла ему во сне: «Hell March просто пришел ко мне – однажды утром я проснулся и подумал написать металлическую песню под звуки марширующих сапог. Я поехал на работу, нашел запись марширования солдат и взял гитару. Это был первый рифф, который я сыграл. В тот день я работал допоздна». Включите это милитари-техно вашему йоркширскому терьеру, и он станет настоящей боевой овчаркой.
Игру не оценили русские критики
После релиза в конце октября 2000 года Red Alert 2 полгода не уходила из топов продаж – только в США разработчики выручили более 13 миллионов долларов. За первый год игру купило более 550 тысяч человек. Для сравнения, первые части Hitman и Counter-Strike, вышедшие в том же году, достигли того же числа проданных копий лишь спустя несколько лет.
При этом аналитики отмечали, что количество продаж Red Alert 2 могло быть значительно выше – всему виной пираты. Если даже сейчас, в век удобных цифровых магазинов и всевозможных защит, глава Ubisoft Ив Гиймо говорит о том, что лишь 10% геймеров платят за игру, а не пиратят, то что говорить о нулевых, когда в России (да и во многих других странах) понятие «лицензионная продукция» практически не существовало.
Иностранные издания в целом положительно восприняли игру. GamePro назвал Red Alert «лучшей RTS со времен StarCraft», а обозреватели IGN отзывались об игре как «об одной из самых изысканных и увлекательных стратегий». Кроме восторгов прессы, RA 2 удостоился и нескольких наград за лучший мультиплеер и лучший саундтрек.
В России же игровые журналисты гораздо прохладнее отнеслись к продолжению Red Alert. Так, Game.exe выпустил обзор под заголовком «Оно сдохло». Автор ужасался глупости сюжета, заявлял о вырождении серии Command & Conquer и поставил лишь три балла из пяти.
«Игромания» же оценила Red Alert 2 на солидные 8,5 баллов из 10, но о сюжете тоже отозвалась скептически: «…усилиями товарищей из Westwood продолжение культовой игры превратилось в... Шоу. Юмористическое шоу. Американское». Видимо, в начале нулевых такую сатиру воспринимали с трудом.
Фанат CS впервые сыграл в Half-Life. Разочаровался в стрельбе и умер от хедкраба
Но сатира была со смыслом
Однако игроки по-настоящему полюбили игру: диск с пиратским переводом RA 2 путешествовал из одного дома в другой, а геймеры знакомились с альтернативным миром Холодной войны – миром, где клюква была так сладка, а танки маскировались под деревья.
Разработчики жонглировали стереотипами как о русских, так и об американцах. Здесь и русский генерал Владимир, развлекающийся с девушками в джакузи, и президент США с секретаршей, ужасно напоминающей Монику Левински, и генерал Корвилль с типичными ковбойскими привычками, и спецагент Таня – женская копия Джона Макклейна из «Крепкого орешка».
Игра стала культовой как в США и России, так и в других странах. Причина проста: в Red Alert 2 разработчики дали игрокам качественный геймплей с сюжетом, где сами не выбрали сторону – сценарий высмеивал и СССР, и НАТО. Через призму сатиры нам показывали такую очевидную, но, вместе с тем, редкую в играх идею – насколько глупо выглядят люди, которые развязывают вооруженные конфликты.
Red Alert 2 – не RTS-вариант Call of Duty с плохими русскими, это – нечто большее. Высказывание, на которое оказались неспособны многие другие игровые студии.
Westwood растворилась в EA
В 1998 году компания Electronic Arts купила Westwood Studios, а в 2003 закрыла, уволив людей, отдавших серии C&C всю свою страсть. EA самостоятельно выпустила третью часть Red Alert, которая оказалась лишь дешевой пародией. RA3 лишь во всем имитировал предшественника, не внося ничего нового.
Постепенно от Command & Conquer осталось лишь имя, которое компания стала усиленно монетизировать. На смену великой серии пришла условно-бесплатная мобильная поделка, на которую фанатам особенно больно смотреть.
Однако у всех нас все же остался оригинальный Red Alert и его великолепное продолжение. Энтузиасты поддерживают игру: живы серверы для мультиплеера, выходят различные модификации, и к Red Alert хочется возвращаться и спустя 18 лет.