«Когда s4 и Fly ушли, казалось, что мир просто рушится». Какой же Ceb крутой
19 августа, в день перед плей-офф The International 2018 Себастьян «Ceb» Дебс дал огромное интервью Стефену Чиу, одному из самых опытных журналистов киберспортивной сцены. Мы перевели для вас лучшее.
Образование, которое пригодилось
Я учился в одном из лучших коммерческих колледжей Франции. Экзамены там были очень жесткими. Я готовился к ним 2-3 года, изучал анализ, синтез, реферирование. Эти навыки я получил через тяжелый труд. И они очень помогли мне, когда я начал тренировать. Иногда у тебя есть всего минута, чтобы отобрать важную информацию и донести ее до команды.
Подача очень важна: игроки в перерывах находятся под огромным психологическим давлением. Их можно сделать в два раза сильнее, а можно просто сломать. Кто-то не переносит жесткий подход, а кто-то может вконец расслабиться. Нужно просто чувствовать такие моменты: грань которую пересекать нельзя, атмосферу среди игроков, их эмоции.
OG после ухода Флая и s4
В первую очередь надо было убедиться, что ребята в порядке. Ощущения были ужасные, один из худших моментов моей жизни. Казалось, что мир просто рушится – мы так старались, отдавались своему делу... Не только мы, OG – все игроки живут так. Мы полностью посвящаем себя игре.
Целый год мы в дороге. Не видим свои семьи, не общаемся с друзьями. Не можем иметь стабильные отношения потому, что постоянно колесим по миру и тренируемся по 10 часов в день. А когда не тренируемся, то думаем об игре, такова наша жизнь. И представьте, что вы пожертвовали всем ради цели – и вдруг все, конец. Даже не ясно, сохранится ли ваша команда.
Итак, в первую очередь надо было убедиться, что уцелевшие на корабле – живы. Что у них есть еще надежда. Дать им решить, что делать дальше – смогут ли они собраться и перестроить команду или готовы сдаться? Ответ был получен быстро: JerAx, n0tail и я, мы захотели превратить эту ситуацию во что-то великое. Это была наша мотивация – оставаться верными мечте, доказать себе, что мы на правильном пути. Получится или нет – неважно. Главное, что мы поступаем правильно. Так мы обратили случившееся в позитив – но поначалу нам было очень трудно.
N0tail и его роль в команде
По большей части, стиль и стратегию нашей команды определяли мы с Нотейлом. Даже когда Флай был с нами. С Нотейлом мы говорили об игре часами, бесконечно. Йохан – один из лучших игроков, которых я встречал в доте. Я очень многому научился от него и в игре, и вне ее. Он проделал огромную работу, и уже сейчас – одна из лучших пятерок в мире. Его понимание своей игровой роли и роли капитана уже великолепно. Думаю, он особенно загорелся ради этого турнира – и смог стать лучше в очень короткий срок. Каждый мейджор, что мы выиграли... Если бы его не было с нами, я не уверен что мы бы взяли хоть одну игру.
***
Мне кажется, Нотейл очень умен эмоционально. Не знаю, как сказать это по-английски, но французы называют это «эмоциональный интеллект». Он чувствует, он понимает людей. Он прекрасный человек, просто хороший парень. Потрясающий тиммейт. Дело даже не в лидерстве – просто людям вокруг него хорошо, он источает позитив и уверенность. Все это очень влияет на игру.
Построение команды
Когда ты только попадаешь в команду, ты следишь за своим поведением. Допустим, ты быстро вспыхиваешь или иногда ленив – у всех свои демоны. У новой команды наступает своеобразный медовый месяц – все стараются быть лучшей версией самих себя. Затем случаются неудачные дни, и тиммейты указывают тебе на твои недостатки. Если ты настроен работать в команде, решать проблемы, анализировать свои ошибки, то станешь лучше и как человек, и как тиммейт. Но некоторым для этого не хватает воли. Они убегают от проблем, меняют команды, потому что ищут этот медовый месяц. А как только он заканчивается – убегают снова.
Польза игры на разных ролях
Опыт игры на разных ролях позволяет понимать простые вещи. Например, ты играешь оффлейнером и гангаешь вражеского мидера. Я наверняка отыграл на его герое немало игр, так что я могу предугадать – пойдет ли он за руной, отойдет ли фармить лес, зайдет ли он на ХГ к моему мидеру (если он чувствует себя сильнее). Я знаю, что у него есть ульт, и он будет играть агрессивнее – и вот он я, в нужном месте. Чем больше ты знаешь об игре, тем лучше ты как игрок. Я играл на керри и знаю, как сломать игру вражескому керри. Я прихожу к нему на линию и понимаю, чего он хочет, что он любит, что он терпеть не может.
Что есть скилл?
Не думаю, что разница в скилле между [топовыми] игроками так значима. Дело не в скилле. Или можно попытаться дать определение скиллу – это скорость ваших кликов? Скорость рефлексов? Да, это часть скилла, но эти моменты не решают матчи. Лишь иногда, может быть в одной из пяти игр случаются моменты, когда один мув, одно решение было действительно на тонкого. По сути, игрок чаще всего просто знает, что случится. Он реагирует быстрее потому, что знает, что произойдет – а зрители думают «О, как же он быстр!».
Чистый скилл... Конечно, если ты недостаточно хорош в этой игре, у тебя нет ни шанса. Все игроки на этом турнире невероятно хороши в эту игру. Ты не попадешь в топовую команду без достаточного механического скилла. Разговоры вроде «о, он не так хорош, но зато умен» – чепуха. Нет, если ты умен, но не играешь круто – иди тренируй. Помогай команде. Сделай так, чтобы кто-то другой был и крутым, и умным.
Понимание игры и стратегии
Есть вещи, о которых я говорить не могу. Не поймите меня неправильно... Я очень скучаю по старым дням. Представьте – мы отыграли какой-нибудь Дримхак, сыграли в финалах. Допустим, проиграли, неважно. Ты идешь к Пуппею и спрашиваешь – почему вы взяли этого героя? Почему вы дрались здесь?» Разговариваете о играх, делитесь мыслями, вместе учитесь. Классное было время. А больше мне ничего и не надо – если бы я мог обменять призовые на возможность залезть в голову капитану команды, с которой мы только сыграли и понять, что происходило в серии с его стороны... Это была бы лучшая награда за турнир. Мечта.
Раньше я свободно делился мыслями, хотя этого делать не стоило. Например, я написал целый блог о важности вижена в доте. Люди совершенно недооценивали вижен – для меня же он значил все. Драки разбирались на уровне микромоментов – почему ты не дал Эхослем, почему не нажал БКБ – но суть была в том, что у одной команды был вард, а у другой нет. И драка для первой команды была в разы проще.
Лет семь назад люди просто не покупали гем. На его покупку даже не было кулдауна – теряешь, покупаешь новый. Но этого не делали даже при огромном преимуществе и мы могли вернуться в игру через варды. Сейчас такое немыслимо, Игроки становятся сильнее с каждым годом, и приходится искать вещи, к пониманию которых соперники еще не пришли. Уверен, что многие команды понимают что-то, чего не понимаем мы.
Что творилось с игроками OG после победы
Фото: vpesports.com