Как играют фавориты TI8. Team Liquid
Начинаем саншенгизацию 4 лучших команд мира.
Не так давно fng не своем стриме заявил, что Team Liquid отрабатывает сразу 10 стратегий к The International 2018. При всем уважении к завсегдатаю студии аналитики на TI, нынешняя мета статичных двойных линий едва ли располагает к такому разнообразию. Тем более, если мы говорим о Team Liquid – команде с ярко выраженным фронтменом, которая всегда строит свои драфты по четкому макету. По большому счету, стратегии Team Liquid можно условно разделить на две категории: те, в которых Миракл убивает героев, и те, в которых он уничтожает здания.
NS: «Team Liquid готова и достойна выиграть второй TI подряд»
Стратегия и тактика
Стиль Team Liquid идеально подходит под нынешнюю мету. “Жидкие” полностью отказались от таких условностей, как легкая и сложная линия, и частично от разделения на вторую и третью позиции. Драфт команды обычно включает в себя трех сильных коров, каждый из которых берется под конкретную задачу. Задач в доте не так много: убийство героев, убийство Рошана, уничтожение зданий. Кажется, на последнем мейджоре сезона действующие чемпионы мира нашли оптимальный игровой баланс.
«Для меня, наверное, все дело в двух вещах. После Бирмингема мы все вместе обсудили, что нам нужно делать, чтобы вернуть былую форму. Я выделю две вещи. Во-первых, Миракл снова стал лучшим в мире. И еще все дело в блестящих стратегиях Куроки», – так GH объяснил уверенную игру Team Liquid на Супермейджоре.
Сам же Миракл довольно скромно оценил свой вклад в итоговый успех команды: «Сказать по правде, я чувствую, что гораздо чаще команда тащит меня, чем я команду. Мне просто нужно играть хорошо, и делать то, что я умею». Как обычно, истина находится где-то посередине. Сделать Миракла “лучшим в мире” – это осознанное решение Team Liquid. Команда позволяет Мираклу играть в удобном для него стиле, при этом стараясь максимально изолировать зону его ответственности, и не нагружать свою главную звезду лишней работой. Это возвращает нас к двум основным стратегиям Team Liquid.
На Супермейджоре Team Liquid активно использовали стратегию, в которой главной задачей Миракла было убийство героев. В этом он действительно был лучшим. В абсолютном выражении доминирование Миракла не так заметно. Среди всех участников того турнира он лишь на девятом месте по среднему урону по героям.
Но стоит перевести эту статистику в относительную плоскость, как Миракл мгновенно окажется на вершине. Вот средняя продолжительность игр команд этих игроков на турнире:
Если сопоставить эти две переменные и вычислить средний урон по героям в минуту, то получится следующее:
- Miracle – 786,16
- Sccc – 771,08
- Somnus – 706,06
- Moon – 688,48
- Sumail – 648,23
- Ori – 632,85
- Paparazi – 626,2
- Moogy – 609,08
- Arteezy – 585,82
Аномально высокие цифры лидера Team Liquid – следствие почти идеального исполнения стратегии, в которой Миракл приоритизирует убийство героев. На Супермейджоре он играл преимущественно на персонажах с высоким потенциалом для убийств, в том числе без помощи партнеров, таких как Tinker или TA. За 5 игр на Тинкере, Миракл наносил в среднем 31,5 тысяч урона по героям – почти на 10 тысяч больше своего среднего показателя по турниру. Побочный эффект такого агрессивного стиля игры – повышенное количество смертей Миракла и не слишком впечатляющий KDA. Если бы Миракл меньше умирал, исполнение можно было бы назвать идеальным.
Чтобы показать, насколько сузились игровые задачи игроков Team Liquid в рамках выбранной стратегии, сравним статистику команды на Эпицентре и Супермейджоре.
На московском турнире Миракл и Матумба наносили примерно одинаковое количество урона по героям и по зданиям. На Супермейджоре ситуация изменилась – Миракл наносил ровно треть от общекомандного урона по героям, больше чем на 10% опережая Матумбу по этому показателю. А в графе урон по зданиям картина обратная, только с еще большим перевесом финна: Лассе в одиночку наносил больше половины урона своей команды по зданиям. Среди команд из топ-4 рейтинга, только у Team Secret прослеживается схожая тенденция.
Если стратегий у Team Liquid не так много, то тактик под них действительно может набраться с десяток. Реализация стратегии с Мираклом, убивающим героев, возможна через несколько вариантов. На Супермейджоре Team Liquid обкатывала тактику через коров Tinker-Visage-Beastmaster (последний герой – опциональный). Связка Tinker-Visage пока кажется одним из лучших вариантов, и дело тут не в пресловутом телепорте на птиц. Естественной слабостью Тинкера, вытекающей из самой концепции героя, является то, что он не способен наносить урон по зданиям. Именно это компенсирует Visage с билдом Доминатор-Медалька-Аганим-Кираса. На Супермейджоре этот вполне стандартный билд для нынешних Визажей с легкой линии позволял Матумбе наносить 9843 единицы урона по зданиям в среднем за игру. Для сравнения: средние показатели Team Liquid на турнире – 12426. И, наоборот, по героям он наносил всего 16 тысяч урона против средних 18, которые у него по турниру. Визаж хорош тем, что даже при минимальных вложениях способен эффективно уничтожать вышки. Как бы сильно его не гнобили на линии, он все равно получит 6-й уровень, соберет Медальку и Доминатор, и через минуту вышка на его линии упадет, если только соперник не станет стягивать героев для ее защиты. И даже в этом случае это будет созданием свободного пространства для Тинкера, что тоже можно будет занести в плюс Визажу.
Beastmaster не выглядит лишним в пике с Тинкером и Визажом. Этот герой усиливает потенциал команды для пуша и обеспечивает неплохой контроль. И да, тот самый телепорт на птиц – это все-таки круто.
Из других тактических напарников для Тинкера можно отметить Лайфстилера. Сочетание Тинкер-Лайфстилер в исполнении Team Liquid мы видели лишь однажды, но получилось вполне сносно. LS отлично подходит под описание подходящего напарника для Тинкера:
- сильный лайнер, не требующий слишком много внимания от саппортов;
- при подходящей сборке способен эффективно осаждать вышки;
- не требователен к артефактам и быстро становится боеспособным.
Lifestealer от Team Liquid обычно собирается не по билду на уклонение (Radiance, Solar Crest), а через физический урон – Армлет, Дезолятор и Кирасу, что позволяет ему наносить достаточно урона по зданиям. На Супермейджоре Team Liquid брала Лайфстилера в пару к Тинкеру в матче против LGD, и в той конкретной ситуации это было идеальным решением.
Китайцы забанили Визажа и взяли Гирокоптера, который в теории был бы неплох против этого героя: имея много АоЕ способностей, в драке он быстро выключает Фамилиаров. У каждого игрока Liquid слишком много сигнатурных героев, так что забанить каждого просто невозможно. LGD убрали Друида, и получили в ответ главный контрпик Гирокоптера – Лайфстилера.
А за месяц до этого, Team Liquid также играла с Лайфстилером против LGD в финале Эпицентра.
Тогда у китайцев в пике был Phantom Lancer, но LS все равно собирался через Армлет и Дезолятор, хотя билд через Radiance очень хорош против иллюзионистов. В итоге, у TL остался лишь один герой, способный что-то противопоставить PL’у – это Инвокер от Миракла, но усилий Волшебника не хватило. Team Liquid порой демонстрирует удивительное упрямство и нежелание отходить от заранее намеченного плана на игру, даже если это отклонение продиктовано объективными причинами.
Вернемся к выбору артефактов. Он у Team Liquid всегда продиктован конкретной задачей, под которую брали персонажа. Сравните МК от Миракла:
И МК от Матумбы:
В первом случае мы видим фармящий билд через БФ, во втором – сборка через Дезолятор, чтобы – все правильно, ломать вышки. По поводу MK: Team Liquid 6 раз в этом сезоне выбирала этого персонажа, винрейт – 50%. Но сам по себе он кажется лишним и абсолютно не подходящим ни под какую стратегию. Как герой для Матумбы он проигрывает Визажу, Друиду, Лайфстилеру и еще много кому, т.к. все эти герои гораздо эффективнее при пуше. А как герой для Миракла он проигрывает практически всем. Учитывая стиль игры Миракла, его МК будет довольно долго разгоняться, и не факт, что полученный фарм будет полностью реализован.
Примеров использования стратегии, в которой Миракл ориентирован на здания, в последнее время было не так много. Все-таки убивая героев, легче казаться лучшим в мире. Из относительно недавнего, можно вспомнить игру на ТБ против Winstrike на Эпицентре.
В плане урона по героям Миракл был лишь третьим в своей команде, но урона по вышкам он нанес ровно столько же, сколько все остальные 9 героев на карте вместе взятые. Этот матч – еще один показательный пример четкого разделения функций у игроков.
Вардинг
Щепотка Саншенга в тексте. Разберем вардинг Team Liquid на примере игр с Супермейджора. В подавляющем большинстве случаев стартовый вард “жидких” оказывался в сложной линии. При игре за Radiant в 7 случаях из 8 Team Liquid ставили вард в эту область:
Стартовый вард оказывался либо именно в этой точке, либо чуть правее, за деревьями. TL были постоянны в своем вардинге, но никто кроме TNC не прочитал их. Филиппинцы же проверили эту зону сентри вардом, и сразу сломали вражеский обс.
При игре за Dire наблюдается схожая картина. Самое популярное место для стартового варда – вот эта точка:
4 из 8 первых вардов Team Liquid ставили именно в эту точку, еще два – вот сюда:
Первые варды в районе центральной линии у TL редко появляются раньше 5-й минуты. И наоборот, большинство соперников Liquid, как видно на изображениях выше, ставят первый же вард в мид. Объясняется это довольно просто. В 15 из 16 игр Миракл находился в миде. Team Liquid предпочитает давать ему линию один на один и на протяжении стадии лайнинга создавать для него пространство косвенным путем, оказывая давление на боковые линии. Стартовый вард гораздо важнее для МС и GH, которые стараются играть максимально агрессивно на сложной линии.
У Куроки есть своя фишка при вардинге – он любит ставить сразу два разных варда в одну и ту же область. Вот так это выглядит при игре за Radiant:
А вот так за Dire:
Куро не стесняется ставить вполне стандартные варды на холмах, подкрепляя их чуть менее очевидными, на земле. При этом варды устанавливаются таким образом, чтобы их нельзя было разбить одним сентри, и даже если соперник проверит эту область, и найдет один обс, второй, с большой долей вероятности, останется на месте. А соперник будет думать, что в этой зоне у Team Liquid вижена больше нет.
При игре за Radiant обязательным для Куро является вард в районе Святынь. Особенно актуально это было в финале против VP, чтобы контролировать тот самый “Solo-смок”, когда капитан “медведей” в одиночку нажимает смок, чтобы поставить глубокие варды. Этот смок чаще всего прожимается как раз в районе нижней Святыни.
Позиционная игра
В авангарде позиционных атак Team Liquid обычно находится GH. Ливанец уходит далеко вперед, стараясь разведать позиции соперников, и заставить их потратить на себя важные способности.
Игра вторым номером у команды разыгрывается по похожему сценарию. Team Liquid привыклf всегда придерживаться своего плана на игру. Драфты команды обычно включают в себя довольно медленных и тяжеловесных героев, вроде DP или Visage, и если проигранные линии не позволяют им играть по изначальной стратегии, у Team Liquid начинаются проблемы. Героями Матумбы очень сложно сплитить или фармить лес, они просто не эффективны в этом. Когда TL уступает по золоту и начинает терять контроль над картой, чаще всего мы видим от них следующее:
Миракл открыто пушит линию, а практически вся команда просто стоит у него за спиной, не получая фарма. Иногда один герой TL может при этом фармить на другой линии, но не всегда это делает Матумба. При этом, даже отставая по золоту, GH все так же нагло идет вперед, заходя за вышку в попытке отзонить соперника.
Сравните с тем, как в подобных ситуациях ведут себя игроки VP: Team Liquid беспрепятственно забираtт Аегис, коры VP при этом фармят боковые линии. VP не собираются вокруг Рамзеса или Нуна, жертвуя фармом всех остальных героев, а стараются находить максимум ресурсов на ограниченном пространстве.
Чем будет удивлять Team Liquid
Главный источник теорий здесь – матчмейкинг. Миракл в последнее время набрал просто роскошную форму.
Miracle сжигает хай-левел пабы
Из интересного: за последние три недели, Миракл сыграл 8 игр на Meepo в матчмейкинге. Этот герой для него – третий по частоте пиков, после СФ’а и Инвокера.
Получается сносно – 5 побед на 3 поражения. Вполне вероятно, что на групповом этапе против соперника не из топ-10 мы увидим Миракла на Meepo.
GH в пабах спамил Dark Willow – 25 из 100 последних игр он сыграл именно на этом герое. Кроме того, много игр он отыграл на Nyx Assassin и WR – тут ничего необычного.
У Матумбы все привычно: Ursa, MK, Visage, Venomancer.
А вот MC больше всего игр сыграл на Вивере, Тини и Некрофосе – героях, которых Team Liquid в последнее время не жаловали.
Эти персонажи вполне подходят под описание «Противные герои, против которых неприятно играть», как говорил о них fng. Team Liquid неперменно нужно будет удивлять соперников на драфтах, и оффлейн Тини или Некр выглядят не худшими вариантами.