В СНГ стаки наказывают фаворитов. Почему в мире не так?
В сезоне 2017/18 едва ли не все команды ниже топ-8 рейтинга DPC меняли составы в период ростер-лока. Несмотря на это, квалификации во всех регионах кроме одного были предсказуемы как речи Валерия Газзаева на прямой линии с Владимиром Путиным. Практически везде доминируют хорошо известные теги. Но только не в СНГ.
Китай
Китайцы выбили сразу 4 прямых инвайта на The International 2018 и вдобавок получили еще 2 слота на региональную квалификацию. Казалось бы, ничто не мешает молодым китайским задротам собраться в местном интернет-кафе и всех порвать. Но что мы видим в закрытой квалификации?
2 состава IG, второй состав LGD, Keen Gaming, CDEC, и даже те самые “новые Wings” – Team Serenity – это проект местного медиа-гиганта Weibo.
Сам по себе концепт независимой команды, собранной непосредственно игроками, для Китая – нонсенс. Максимум – стак ветеранов для перезапуска карьеры, или просто чтобы не скучать. Хоть сколько-нибудь талантливого молодого игрока в китайском пабе быстро заметят, посадят на зарплату в условную CDEC Avenger и оставят дожидаться момента, когда очередной Hao или xiao8 решит передохнуть. Практически любая китайская команда, играющая в какой угодно закрытой квалификации – это второй/пятый/пятнадцатый состав Invictus Gaming, LGD или Vici Gaming. Молодежь в Китае сразу приучают к таким прелестям жизни профессиональных киберспортсменов как дисциплина и жизнь на буткемпе. Хочешь добиться успеха в Китае – обрати на себя внимание серьезной организации или пробивайся через реалити-шоу с поеданием лапши и одновременной игрой на Инвокере.
XinQ попал в про-доту из шоу, где он ел лапшу и играл одной рукой
Южная Америка
В этом регионе годами работает простая схема: полтора десятка игроков, которые на голову сильнее всех остальных, тасуются между тремя командами. Эти команды – SG, Pain и Infamous – выиграли отборы на все рейтинговые турниры в этом сезоне (кроме Саммита, куда поехали Sacred).
Для того, чтобы окончательно укрепить свои позиции в регионе, топовые команды решили обратиться к услугам гринго. На приглашение w33 в состав Pain Gaming, SG ответили Flee и Stan King’ом, которые присоединились к команде за неделю до старта квалификации. В Infamous оставили старичков вроде Папиты и Котаро, итог: 1-4 на групповой стадии. Остальные команды тоже не привнесли много новых лиц: все те же Benjaz, Leostyle и Kingteka, только теперь под тегом Torus Gaming; Atun и Scofield в Thunder Predator, а также традиционный одноразовый состав Midas Club Elite. Молодые и талантливые игроки, даже если они и есть в Южной Америке, не могут конкурировать с грандами и читерами.
Северная Америка
Все стаки без организаций в Северной Америки можно разделить на 3 категории:
- Стак ixmike88 или стак BSJ. Стак Майка – это как стак Синдерена, с той разницей, что от Майка никто ничего не ждет. А для того, чтобы понять, что такое стак BSJ, вам придется использовать специальный промокод.
- Стак комментаторов, который напишет GG в уже выигранной игре в финале открытой квалификации, потому что им нужно комментировать закрытую.
- Случайные 4-5к ммр игроки, сами не понимающие, каким образом они оказались в закрытой квалификации.
Северная Америка всегда была безумно хаотичным регионом, и главная проблема там – заставить парней сосредоточиться на игре. Если собрать в один стак игроков, занимающих места с 6-го по 10-е в рейтинге ММР Северной Америки (первые пять строчек все равно за смурфами Артизи), то они проиграют против парней из второй сотни, если капитаном у тех будет не то что бы ppd, но хотя бы SVG. Ждать сенсаций в региональной квалификации в Северной Америке точно не стоит.
Юго-Восточная Азия
Удивительно, но в закрытой квалификации в этом регионе не было вообще ни одной команды без спонсора. Крупный или не очень, долгосрочное партнерство или состав на одну квалификацию, но, так или иначе, все игроки представляли какие-то бренды. Что неудивительно, ведь у самих игроков вряд ли хватило бы денег для игры в интернет-кафе.
При этом все составы были собраны конкретно под новый тег, а не были подписаны организацией после нескольких успехов в онлайне. Тем не менее, местные гранды все равно недосягаемы. Бойцы Джеки Мао, почудив на групповой стадии, без проблем выиграли в верхней сетке плей-офф. А TNC, в отсутствии реальной конкуренции, успешно начала конкурировать сама с собой.
TNC и TNC Tigers устроили мясо в финале квал
Европа
В Европе на этот раз был всего один рандомный стак без организации – стак Кэнсела. Это как стак Майка, только стак Кэнсела.
В этом регионе сейчас наблюдается 2016-й год наоборот. 2 года назад европейцы повально бежали играть квалификации в Северную Америку, справедливо считая, что уровень конкуренции там ниже. Сейчас все с точностью до наоборот: Ритсу, Брайл и Китрак играют под тегом британской организации Wind and Rain; европейцы Мизери и Сакса давно ассоциируются с американскими командами, но сейчас и они вернулись в Европу, чтобы играть за BlinkPool – команду, которую спонсирует британская ставочная контора. А выигрывают отбор все равно OG. Причем выигрывают на классе, проиграв всего 2 карты из 16.
СНГ
И тут на сцену выходят наши парни. Можете себе представить, чтобы EG объявили новую эру, а потом отлетели в открытой квалификации от стака БиЭсДжея? А у нас такое сплошь и рядом. Или, например, 20 min afk les – парни собрались за пару дней до квал, и заняли не последнее, и даже не предпоследнее место в группе. А победители отбора – Winstrike Team, почти полгода играли без спонсора под тегом FlyToMoon, занимали третье место на мейджоре, и не испытывали никакого дискомфорта от отсутствия контрактов. И отличие от филиппинцев или британцев в том, что наши парни сами собирались вместе – потому что они так захотели. Да и Espada подписала уже существующий состав, который был собран самими игроками.
Похоже, СНГ сейчас – последний регион, где стаки игроков могут на что-то рассчитывать. С одной стороны, это привносит романтизм в постепенно поглощаемый прагматизмом киберспорт. С другой стороны, стаки игроков – это элемент хаоса в системе, которую Valve всеми силами пытается четко структурировать. Порядок против хаоса – вечный конфликт, за которым чертовски интересно наблюдать.