Павел Занозин: Мне кажется, «Матч ТВ» потерял интерес к киберспорту

Несколько дней назад киберспортивный комментатор Виталий «v1lat» Волочай в своём интервью нелестно отозвался о работе известного ведущего и комментатора Павла Занозина, позже подключился ещё один ведущий студии аналитики Иван «Faker» Дёмкин. Подробности конфликта можно изучить здесь.

Блог «Мама, я в телевизоре» совместно с телеграм-каналом «CYBERSLOVO» решили узнать всю правду об очередном конфликте в киберспортивном мире, а заодно поговорил с Павлом о его периоде в киберспортивной тусовке, работе ведущего, проекте moreMMR и многом другом.

Загружаю...

– Расскажи небольшую предысторию твоего попадания в киберспортивную тусовку. Сложилось такое мнение, что тебя буквально заставили, и ты особо не горел этим желанием.

– Изначально на «НТВ-Плюс», а потом и на «Матч ТВ» была такая история: если есть что-то новое и не очень обычное – отдайте Занозину, и пусть он попробует. Так было с фристайлом (лыжный спорт), кёрлингом, спортивной и художественной гимнастикой, и так получилось с киберспортом. Видимо, определённые интересы в сфере киберспорта  у телеканала «Матч ТВ» были, и нужен был человек, который бы стал лицом канала в этой области.

– Как это примерно происходило?

– Тогда я абсолютно несерьёзно относился к киберспорту. Где-то читал, что прошёл очередной The International, но не более того. Когда мне предложили, взял час на размышление, посоветовался с женой, обсудили и приняли решение: почему бы не попробовать. Опять же, тогда не было особой загрузки на работе, и я решил, что можно ещё какое-то новое дело начать, а вдруг это окажется интересным? Так и получилось. Тогда я побывал сначала на Эпицентре по CS:GO, а потом меня пригласили в Бостон. Там я должен был поучиться киберспорту у RuHub, а они, в свою очередь, хотели посмотреть, как работают профессиональные телевизионщики.

– Сегодня ты бы согласился на подобную авантюру?

– Конечно, я бы и сейчас без проблем согласился. Опять же, любая интересная новая штука, это всегда классно, я готов это пробовать. Просто у киберспорта какая-то особенная аура, и многие люди думают, что они настолько отличаются от всего остального мира, что просто никто рядом с ними стоять не может, и никакие люди со стороны в киберспорт проникать не должны. На мой взгляд, это неправильно. Чем больше людей будут узнавать об этом явлении, тем больше шансов у киберспорта стать серьёзным мощным делом и достичь уровня большого традиционного спорта.

Загружаю...

– У тебя было два Эпицентра (Dota 2 + CS:GO) и два мейджора по Доте. В это время ты часто высказывался в Твиттере о киберспорте, тебя постоянно цитировали все киберспортивные СМИ, но в какой-то момент в твоей ленте закончились упоминания о киберспорте. Что произошло?

– Во-первых, меня немного разочаровало отношение «Матч ТВ» к киберспорту. Когда я только начинал, казалось, что мы действительно будем всерьёз этим заниматься: показывать турниры, ездить в командировки и прочее. Но буквально через месяц после того, как я вернулся из Бостона (мейджор по Dota 2 закончился в декабре 2016 года), выяснилось, что телеканал не готов тратить много денег на киберспорт, а без покупки прав на турниры, конечно, нет возможности поддерживать интерес к этому явлению.

Потом мы провели классную студию по ESL One Genting 2017 совместно с Рухабом в эфире «Матча». Это было действительно мощно – эфир 15 часов подряд. До сих пор благодарен тем ребятам, которые работали вместе со мной. Надеялся, что всё это продолжится, но вот мейджор в Киеве (апрель 2017) показал, что телеканалу не настолько интересен киберспорт, как казалось изначально. Я туда не поехал, мы его никак не освещали, хотя для киберспорта это важнейший турнир.Во-вторых, мне в целом не очень нравилось комьюнити. В киберспортивной тусовке слишком много людей, которые общаются и ведут себя не так, как я привык. В традиционном спорте, в частности – футболе, таких людей тоже достаточно, но адекватности существенно больше. Тем не менее, читая какие-то сайты и форумы про киберспорт сейчас, я вижу и осознаю, как что-то меняется, больше становится людей, которые умеют нормально разговаривать, которым не нравится сложившаяся ситуация с постоянным потоком оскорблений, с ужасными ошибками, идиотскими шутками и так далее. Это понимаю не только я, но и многие другие люди. Сейчас, как ни странно, моё отношение к киберспорту вновь выходит на приемлемый уровень.

Загружаю...

– С твоим приходом в киберспорт, ты позволил себе написать большой пост в Facebook, где обрушился с критикой на многих профессиональных людей из этой индустрии, которые работают ни один, два или три года, а десятки лет. Тебе не показалось это немного странным, своего рода проявление неуважения?

– Я написал этот пост на первый день нахождения в Бостоне (начало декабря 2016 года). Буквально после этого мы познакомились с Вилатом, Лостом, Инмейтом, НСом, Маелштормом, вообще практически со всеми комментаторами RuHub’a, которые могли мне высказать все претензии и свои вопросы в лицо. К слову, мы с ними также обсуждали этот пост, моё отношение и так далее. У нас не было абсолютно никаких проблем. Конкретно про пост, и то, что я буду говорить дальше. Я – комментатор. Поэтому я оцениваю ситуацию как представитель той же самой профессии, как бы вы ни открещивались от того, что киберспорт это какая-то особенная тусовка. Нет, если вы выходите на серьёзный уровень, вы должны соответствовать серьёзным критериям. К сожалению, этого часто не происходит.

Один раз я особенно психанул. На «МАТЧе» уже шли трансляции, мы брали картинку у Рухаба, и вот на телеканале было всё то, что я уже критиковал: отвратительные ошибки, неправильные ударения, и в целом кошмарный уровень языка. Я не говорю, что так происходит всегда, иногда бывает классно. Порой слушаешь и радуешься, как люди прогрессируют, серьёзно, я это вижу и слышу, но кто-то прогрессировать не хочет, такое бывает… А то, что люди работают десятки лет и не хотят двигаться куда-то – это называется стагнация. Это худшее, что может быть для любой творческой профессии.

Загружаю...

– Сложилось впечатление, что тебя продолжают «мочить» при любом поводе именно из-за этого поста.

– Думаю, если были бы какие-то претензии у Виталика, он бы мог озвучить их мне ни один раз. В конце концов, он мог просто не общаться со мной, а мы общались, и всё у нас было хорошо. Поэтому, то, что он сказал в интервью, я расцениваю не как предательство, но как трусость. Он ни разу не сказал мне это в лицо за достаточно долгое время. Довольно странно видеть эту ситуацию сейчас. До сих пор не понимаю, как взрослый мужик может себя так вести. В свою очередь, я готов признать какие угодно свои ошибки, но чувак, мы с тобой там постоянно сидели вместе, шутили, ты мне говорил, что вообще всё нормально и классно, а теперь ты пишешь вот такое… ну это не по-мужски просто.

– Какие у тебя отношения с киберспортом на данный момент? Удаётся посмотреть матчи или хотя бы следить за результатами?

– К сожалению, сейчас слежу за киберспортом мало. Времени действительно не хватает. Стараюсь хотя бы читать соцсети и знать результаты. Конечно, это меньше, чем хочется и чем должно быть…Был и остаётся проект moreMMR, я озвучил много роликов для него, и в целом мы продолжаем с ребятами дружить. Тем не менее, сейчас на Первом канале много работы, поэтому я стараюсь чуть меньше внимания уделять всему остальному. Банально, не хватает времени даже посмотреть все футбольные матчи, которые мне интересны, чего уж тут говорить о киберспортивных турнирах.

Загружаю...

– На телевидение киберспорт не появлялся уже почти 1,5 года. Твоя оценка союза «Матч ТВ» и Рухаба?

– Считаю, что могло получиться всё гораздо лучше, но в целом, что было сделано, нужно оценивать позитивно. Во-первых, профессионалы с обеих сторон поработали вместе, возник некий симбиоз – это всегда здорово. Я познакомился со многими людьми из этой сферы с высоким профессиональным уровнем, и мне с ними по-прежнему приятно сотрудничать. Сотрудники Рухаба, в свою очередь, также многому научились у телевидения. Всё-таки это несколько иной уровень отношения к делу, другой уровень опыта, и в целом это было полезно всем.

– Тогда почему больше не предпринимается попыток захода киберспортивных трансляций на телевидение?

– Мне кажется, что пока все боятся залезать в такое дело, как киберспорт. Во-первых, это достаточно дорого. Во-вторых, до конца не ясны перспективы. Допустим, ты показываешь турнир, но какую аудиторию тебе это даст? Какая реклама будет продана? И другие важные аспекты. Поэтому, все ещё прощупывают почву, интерес есть, но он далеко не конкретный. Уверен, что всё впереди, рано или поздно, киберспорт будет в масштабном количестве на телевидение в России, как это уже происходит в той же Америке или Южной Корее.

– На самом телеканале «Матч ТВ» было несколько эфирных шоу о киберспорте с тобой и Еленой «Meg» Урусовой, приглашённые гости, красивая картинка, прямой эфир и многое другое. Почему это было так плохо?

– Да, мы работали с Леной, старался её постоянно подтаскивать к эфирам. Уверен, что она совершенно готовая телеведущая. Более того, в какое-то время «Матч ТВ» хотел привлечь её на постоянной основе не только к передачам о киберспорте, но и к другим эфирам, но почему-то в какой-то момент это всё заглохло. Повторюсь, Лена обязательно должна работать на телевидении в качестве ведущей.

Загружаю...

Что касается программ, могу сказать наверняка, что я ошибался, тема была совершенно новая для меня тогда. Да и по-прежнему я знаю гораздо меньше, чем знают профессионалы. Безусловно, косяки были, и они были неизбежны.

– Кто подготавливал эти программы? Те же самые люди, которые делают традиционные спортивные передачи?

– Редакторы абсолютно те же, что делают спортивные программы, и среди них специалистов по киберспорту практически не было. Соответственно, ожидать какого-то невероятного уровня подготовки там было сложно. Мне кажется, что эти передачи несли совсем другую функцию, люди их смотрели не для того, что узнать для себя что-то новое или услышать какую-то глубокую аналитику. Нашей целью было знакомство широкой аудитории с киберспортом. Мы хотели показать, как это может быть ярко, интересно, что там есть достаточно любопытные люди, что там можно зарабатывать деньги. Когда ты говоришь, что призовой фонд TI более 20 млн долларов – это всегда у людей вызывает интерес. По моему мнению, мы с этой функцией замечательно справились, рейтинги было неплохие у всех этих программ. Их было не очень много, но в каждой из них что-то хорошее получилось. Своя функция была, она была выполнена, а то, что были косяки… Окей, покажите мне тех, кто работает в прямом эфире без косяков.

– В январе 2018 года ты стал ведущим и комментатором Первого канала. Обсуждалось ли появление киберспорта на главном телеканале страны?

Загружаю...

– На Первом канале тема киберспорта практически не затрагивалась – это всё-таки федеральный канал глобального уровня, если даже футбол показывают не так часто, что говорить о менее популярных вещах. В любом случае, это решается не на уровне редакторов и комментаторов. Если вдруг когда-то в России будет принята глобальная программа по развитию киберспорта, то возможно, на Первом он тоже будет показываться, а пока это утопия.

– Есть небольшое ощущение, что киберспорт погружается в своего рода стагнацию. Ничего глобального не происходит, особенно в странах СНГ, всё движется своим чередом.

– Полностью согласен, стагнация есть. Но стоит немного потерпеть, ведь обычно после стагнации наступает резкий рывок, по логике здесь должно быть так. Ну а сейчас все мысли не только у меня, но и у большей части страны связаны с чемпионатом мира по футболу.

– Проект moreMMR. Не раз появлялись слухи, что ты являешься чуть ли не основателем этого стартапа, кто его создал и какое место ты в нём занимаешь?

– Проект придумал Максим Древаль – один из лучших специалистов России по онлайн-образованию. Он являлся сооснователем образовательных онлайн-сервисов «Фоксфорд» и «Нетология-групп». Довольно серьёзно развивались эти проекты, но Максим решил попробовать для себя что-то новое. В итоге из этих компаний вышел и создал сначала moreMMR, а затем уже крупный киберспортивный стартап Learn 2 Play. Мы с Максом достаточно давно знакомы, и он меня пригласил при старте проекта как человека, который мог быть полезен по связям и по каким-то творческим моментам. В итоге я стал голосом проекта, помогал с редактированием. К тому же привел в проект Лену Урусову, и она стала сооснователем компании.

Загружаю...

– На текущий момент ты принимаешь какое-то участие в этих проектах?

– Сейчас участия в делах проекта не принимаю. Хотелось полностью сосредоточить своё внимание на чемпионате мира по футболу и работе на Первом канале. Дальше будет видно, уже с августа будет существенно больше свободного времени. Мы поддерживаем связь, дружим, вполне возможно, что я вновь подключусь и вернусь в данное направление, а сейчас небольшая пауза.

– В странах СНГ подобная тема практически не зашла, многие скептически относятся к таким проектам, один из самых ярких хейтеров – это бывший профессиональный киберспортсмен и аналатик RuHub Ярослав «NS» Кузнецов.

– Не особо понимаю подобного хейтерства. Кто-то что-то делает, интересное, привлекающее внимание, действительно полезное для многих людей. И чего это хейтить? Потому что ты не там, ты с этого не зарабатываешь или просто обошлись без тебя? Как минимум, мне кажется это странным. Тем не менее, я к Ярославу очень неплохо отношусь, хотя мне порой не нравятся вещи, которые он обо мне пишет, но какого-то конфликта между нами нет.

– Тем не менее, для чего создаются подобные проекты? Сейчас идёт уклон больше на зарубежную аудиторию?

– Конечно, любой проект изначально создаётся для того, чтобы заработать денег, но есть разные способы для этого. В данном случае это не мошенничество, не финансовая пирамида, не какое-то облапошивание. Это конкретный труд, который кто-то может использовать для того, чтобы стать лучше в киберспорте. Мы стараемся научить людей чему-то, а зарабатывать деньги – это нормально. Это позволяет тебе хорошо жить и каждый из нас этого хочет. Зарубежная аудитория очень важна, в Азии и Америке интерес к киберспорту просто сумасшедший, и там хотят учиться, а это проект, в первую очередь, обучающий.

Загружаю...

– В традиционном спорте есть подобные аналоги?

– Существуют академии, есть масса проектов в любом виде спорта, который связан с обучением. Один из последних примеров, очень показательный, где футбольная команда составлена исключительно из юных футболистов, которые учились в этой школе, называется эта команда ФК «Чертаново», вышла в ФНЛ – это второй по значимости турнир в российском футболе. Это суперуспех. Киберспорт, как и любой спорт, обязательно пойдёт в этом направлении. Будут создаваться команды, которые существуют не только на энтузиазме организаторов, но и на каком-то серьёзном бизнесе, как мы это видим в Азии. Тот же самый парижский футбольный клуб «Пари Сен-Жермен», пришедший в Доту,  это доказывает.

– Вернёмся к разгоревшемуся конфликту. После слов Вилата и твоего ответа, довольно резко высказался ведущий студии аналитики Иван «Faker» Дёмкин. Можешь разобрать его претензии?

– Слова Ивана мне очень сложно комментировать, из них отчётливо видна ненависть и зависть. Конечно, это неправда, глупо даже что-то разбирать. Есть множество видео, записи трансляций, где любой может в деталях рассмотреть каждый мой выход на сцену и понять, что пьяным я не был. Просто делал своё дело, в меру своих способностей и таланта. Конечно, очень сильно волновался, это был мой первый большой киберспортивный турнир, выступал перед огромной аудиторией, примерно 7 тысяч человек присутствовало тогда на стадионе.

Главной проблемой был голос. Я болел и у меня действительно был очень хриплый голос в первый день, из-за этого я ещё больше волновался, боялся, что он пропадёт прямо на сцене. Когда мне говорят, что я что-то читал по бумажке, я смеюсь. По сценарию есть конкретные формулировки со спонсорами, и это было у меня прописано, чтобы никто не остался недоволен. Я с карточек читал эти формулировки, вот и всё. Остальное было импровизацией. Вообще, очень странно обсуждать это спустя год, давно уже всё забыто, проехали, и нужно идти дальше. Не знаю, с чего вдруг это всё возникло, и почему я так сильно запал в душу Вилату и Факеру.

Загружаю...

– Faker затронул и финансовый вопрос. Сколько ты заработал?

– Никаких огромных денег не было, была абсолютно нормальная зарплата, которую я мог получить на любом мероприятии в качестве ведущего. Даже может чуть меньше, с учётом того, что здесь был целый день, а не несколько часов. Сейчас я бы точно попросил гонорар больше, потому что это действительно сложный труд. Повторюсь, не было сумасшедших цифр. Некоторые ребята озвучивают свои зарплаты на том же самом The International. То, что я получил на Эпицентре, в разы меньше.

– По итогам нескольких дней очередного киберспортивного конфликта, сложилась картинка, что большинство всё-таки на твоей стороне. Почему так вышло?

Загружаю...

– Я бы не стал мерить, на моей стороне большинство или наоборот. Что есть адекватные люди – это очень хорошо, и если есть какая-то поддержка, это тоже здорово, но мне в данном случае не  очень важна реакция. Я ответил на то, что сказал Виталик, поскольку для меня это было оскорбительно, но потом в дело вмешался RuHUb, пришлось какие-то комментарии давать. Так или иначе, мы хотим сотрудничать в дальнейшем, у нас с Рухабом хорошие отношения, они сильно переживали из-за того, как я отреагирую на подобные высказывания. Повторюсь, не считаю, что позиция одного дурачка может быть перенесена на всю компанию.

– Более того, тебя как-то тепло приняло комьюнити изначально, чего не скажешь о профессиональных людях из этой индустрии.

– Спасибо за поддержку! Мне кажется, что есть достаточно много адекватных людей, которым нравится, когда всё делается на хорошем уровнем, а не на уровне колхоза или подвала. Киберспорт уже давно вылез из подвалов, и пора всем людям, которые так или иначе его касаются, вспомнить, к чему нужно стремиться.

Фото: instagram.com/zanozin7; instagram.com/vpmeg. 

Подписывайтесь на телеграм-канал «CYBERSLOVO» и любите киберспорт!

В материале используются фотографии из официального фотобанка Epicenter.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Мама, я в телевизоре