«Это долбаное будущее!». Как должен выглядеть спорт через 10 лет
3 последних дня я провел в Сиэтле, на 6-м Чемпионате мира по Dota 2 и пока лучшем спортивном событии года.
Лучшие команды мира рубились за звание чемпиона, имя в истории игры и призовой фонд в $20 000 000. 5 победителей забрали $9 млн. 5 китайских геймеров забрали девять миллионов американских долларов.
Но я не об этом.
Этот турнир стал настоящим мастер-классом для всех, кто занимается организацией соревнований. Чемпионат Европы во Франции? Прошлый век. Олимпиада в Рио? Вообще не о том. РФПЛ? Прошу. Сейчас попробую объяснить, почему привычный спорт отстал в развитии лет на 10.
Ваше путешествие на The International начинается с билета. Приехав на место, вы получаете бейдж и привязываете к аккаунту Steam (эта штука наверняка есть у всех). Теперь для вас открывается целый мир.
Заходите в секцию VR, где можно сразиться с героем из Dota 2, который одет в те самые вещи, которые есть в вашем аккаунте. Это ваш личный кастомизированный в Москве или Саранске герой на поляне в парке Сиэттла! И вы можете подраться с ним или просто выглядеть придурком в течение 30 секунд.
Идите в Secret Shop, где можно забрать разных футболок, толстовок, шапок и фигурок на любую сумму, предварительно оплатив покупку через свой аккаунт Steam. К большинству вещей идет цифровой код, который дает ценный предмет в самой игре. Такая роскошь доступна только гостям турнира, из-за чего стоимость этих вещей вырастает в десятки раз.
Среди покупок есть боксы с фигурками героев, в которых могут быть дубликаты. Отлично! На выходе из магазина стоит палатка для обмена с другими игроками. Наклейки Panini эволюционировали.
Сидите в зале и происходит первое убийство? Случайным 500 гостям, привязавшим свой бейдж к аккаунту Steam, выпадет уникальный внутриигровой предмет, отмеченный именно этим событием. Его будут видеть другие игроки и отчаянно завидовать.
К старту турнира был запущен фэнтези, учитывающий все события внутри игры и завязанный на сбор карточек игроков. Это дало The International еще одно измерение, удерживающее аудиторию внутри.
Бесплатные трансляции на 6 языках, просмотр внутри игры с возможностью переключения камер и комментаторов, а также вид из глаз любого игрока. Никаких ограничений по регионам.
Сама сцена это будущее в чистом виде. Модели героев, которых выбирали игроки, показывались на экране в дополненной реальности и буквально стояли на сцене. Крутые заклинания отображались на самой сцене, постоянно окрашивая ее в разные цвета и создавая эффект присутствия.
У всех зрителей были браслеты, которые меняли цвет в зависимости от событий, происходящих внутри и весь зал, а это 17 000 человек, выглядел как единый организм. Первый раз, зайдя в переполненный зал и увидев происходящее, моя жена, плохо относящаяся к играм в принципе, смогла только изумленно сказать что-то про «долбанное будущее», подарив мне заголовок.
В перерывах между картами на гигантских экранах работала студия аналитики и ведущие, постоянными прямыми включениями из разных зон развлекавшие зрителей. Никаких скучных однообразных флеш-интервью и унылых танцев.
И это не говоря о том, как формировался сам призовой фонд турнира. Обычные игроки покупали специальную книгу, компендиум, уровень которого можно было повышать покупками за реальные деньги или выполняя внутриигровые задания. Именно процент от этих покупок и довел призовой фонд с 1.6 млн до 20.
За три дня ни одного пьяного человека (правда в Сиэттле совершенно свободно можно купить марихуану и первый, кто пошутит на тему «что курил автор» в комментариях получит аватарку Петросяна), ни одной драки или ссоры.
Вот уже год, в комментарии к новостям и текстам приходят люди, которые рассказывают о том, что «вот задроты и это не спорт». Эти люди безнадежно отстали от жизни, довольствуясь походами на стадион, где им будет холодно, невкусно, долго и дорого, да еще и удовольствие никто не гарантирует.
В финале турнира играли 2 не самые популярные команды, созданные за последний год. И люди, пришедшие в Key Arena, болели за них просто потому, что любят смотреть Dota 2, а не из-за национальной принадлежности или места рождения. Взрослые люди, с работой и семьями, которые хотят стать частью игры, которую искренне любят.
Благодаря такому подходу, когда компания разработчик игры заботится об удовольствии пользователя, желая удивить его, развлечь и только потом заработать, киберспорт будет все больше съедать такой привычный нам спорт, погрязший в политике, допинге, ненависти и скандалах.
И последнее, про «не спорт». Команда Wings стала лучшей в мире, пусть и в игре Dota 2. Кто из нас лучший в мире хоть в чем-то? Стрельба из лука или Формула 1 в 12 тысяч раз скучнее любой компьютерной игры и намного дальше от обычного человека, чем аккаунт Steam. Добро пожаловать в будущее, здесь хорошо.