Необходимость развития. Почему решаффл Virtus.Pro не так ужасен
Как трансферное окно в футболе, так и пора решаффлов в Dota вызывает у болельщиков куда больше споров и эмоций, чем непосредственно матчи. С легкой руки Valve сравнение стало еще более близким, так как теперь у изменений в составах команд есть жесткие дедлайны. Не успел зарегистрироваться до закрытия «форточки» – гуляй без Major.
Картина Dota-мира в этом сезоне поменялась кардинально. Вместо кучи небольших, но равнозначных турниров – столпы-«мажоры». И воспринимать DotaPit, ESL Manila, StarLadder, Epicenter и всё остальное иначе как «отборочные этапы» не получается. Выступил удачно на LAN – получай инвайт. Поэтому немудрено, что команды используют любые шансы, чтобы усилиться перед закрытием окна.
Secret, вон, в блестящем стиле выиграли шанхайский Major, но устоять перед возможностью заполучить Universe не смогли. Правда, бонус-пакетом к лучшему хардлейнеру планеты пришёл Arteezy – чёрная метка мировой Dota-сцены. Но Puppey даже EternalEnvy смог расколдовать. В общем, пример EG, которые сменили состав после The International, и Team Secret, сделавших то же самое (и, замечу, это не просто кик доставшего всех саппорта, а смена мидера, человека, который в успехе сыграл решающую роль) после Major, показывает, что даже сильные коллективы нуждаются в периодических изменениях.
Собственно, пример большого спорта убеждает, что в кадровых вливаниях нуждается любой клуб, пускай даже выигравший «требл». Конечно, в футболе это чуть проще благодаря скамейке запасных. Однако нужно привыкать, что изменения в составе по Dota – это такое же обычное дело, как и покупка новой звезды в команду-чемпион по футболу.
К тому же выводу мартовским вечером, вероятно, пришли Артем и Сережа.
Так уж вышло, что последней моей записью на cyber.sports.ru, стал поверхностный анализ причин неудачи Virtus.Pro на франкфуртском Major. После него команда лишилась Illidan – керри, который находит себя заново в самой основательной, и оттого самой сильной СНГ-команде на данный момент. Причины неудачного выступления в Шанхае (кроме фатального невезения с сеткой) в принципе те же, и, наверное, лучше всего формулируются фразой «не адаптировались к патчу».
Капитан команды и её главный спикер Артем «fng» старательно обходит стороной тему причин изменений в команде – это неправильно с точки зрения этики, и, судя по всему, запрещено контрактом. Давайте попробуем заглянуть в «картофельную душу» и понять, чем мотивированы решения fng.
Самое сложное, конечно, с Lil. Как ни крути, а если выстраивать рейтинг про-игроков по какой-то абсолютной характеристики скилла, Lil наверняка будет в топе по СНГ. Однако при всей скилловости Lil’а, его сложно назвать «гибким». Бог микроконтроля, лучший Visage планеты – но отыграть на метовом красавчике Lion, пушащем Chen или Io.. ну, вы сами видели. Срок жизни «меты» составляет примерно 3-4 месяца. Даже если один из патчей будет сделан под Lil, велика вероятность, что после выхода нового, он выпадет из жизни на несколько месяцев.
Прибавим к этому явное понимание собственного умения играть в Dota (абсолютно заслуженного, но тем не менее), именуемое в народе «ЧСВ», и получаем игрока, который несомненно умеет нажимать на кнопки, но совершенно не вписывается в идеи капитана. PPD и Aui. Пересмотрите видеоблог Питера Дагера, посвященный кику канадца, и вы найдете много знакомого.
Ещё более ярко это касается DkPhobos. При всей моей любви к Александру, отыгрывавшему на The International на одном уровне с лучшими представителями третьей позиции, тем же Universe или Zai, последние полгода у него явно не задались. Пока хардовые Lone Druid или Natures Prophet ломали «медведям» базу, fng был вынужден пикать совершенно бесполезных Batrider, Fhoenix или Vios. И проигрывать.
Возможно, когда-нибудь вскроются истинные причины решаффла, но я бы поставил, что именно отсутствие гибкости в игре Lil и DkPhobos, нежелание или неспособность меняться и быстро адаптироваться к новым метам стали ключевыми факторами в их кике. Полагаю, именно это и скрывалось за таинственным «для дальнейшего роста».
Вместе с этим становится и более-менее понятен выбор новых тиммейтов. Можно как угодно рофлить с характера Alohadance+2, но в скилловости и способности впитывать в себя новые веяния им точно не откажешь. Если они готовы принимать правила игры, а не просто катать пабчики с друзьяшками под флагом «медведей», из этого действительно может получиться более перспективный проект, чем был с DkPhobos и Lil.
Разумеется, к адекватности Aloha и, в особенности, Yoky, есть огромные вопросы. Пока что ни в одном коллективе никому не удавалось вразумить Yoky и заставить его играть по правилам, устанавливаемым капитаном – и в этом заключается наибольшая головная боль для Артёма «Fng» на ближайшие месяцы.
Ну, кроме того, что ему нужно срочно обучаться быть хардовиком и как-то координировать команду с этой позиции.
При этом Virtus.Pro не отпустили Lil и DkPhobos. Понятно, что Polarity не более, чем фикция, и это те же «Виртуса», только в профиль. В любой момент, как только Aloha с компанией выйдут из-под контроля, из двух команд слепят одну, как уже бывало. Мотивация и простор для роста у Lil, мотивация для Aloha и Yoky не выпендриваться – всегда есть кем заменить.
Самую серьезную промашку VP допустили в PR-плане, и тут уж можно только развести руками. Тот, кто придумал подавать это так, как было подано, должен «огрести по шапке». Разумеется, новость про то, что Lil никуда не уходит, а создает свою собственную команду, должна была идти первой, разумеется, все это должно было сопровождаться внятным комментарием и объяснением капитана.
Разумеется, не стоит допускать перепалок между тиммейтами в Twitter.
Впрочем, не буду слишком строг. Киберспорт в России еще слишком молод, чтобы избегать грабель, не наступая на них.