Данила «DanielDefo» Игорев: «Мы страна белых папуасов и наш национальный киберспорт – литрбол с пацанами за гаражами»
Данила «DanielDefo» Игорев известен в комьюнити, прежде всего, благодаря своим успехам в корейской MMORPG Lineage 2. Он был одним из наиболее успешных игроков на официальном европейском официальном сервере Teon и на русском сервере Cadmus. Именно ему обязана своей популярностью Lineage Classic в России. Но широкую известность Данила получил благодаря крупным сделкам. Он покупал и продавал редкие и уникальные игровые предметы за реальные деньги, причем зачастую суммы доходили до нескольких тысяч долларов. Вопреки стереотипам о геймерах, свой первый миллион в интернете он заработал уже в 23 года.
Сейчас Данила является автором собственного блога, а также создателем нескольких сайтов, большинство из которых посвящены продаже и обмену игровой валюты и персонажей.
Помимо успеха в виртуальных мирах, у Данилы все сложилось и в реальной жизни. Его романтическая история любви в пяти частях (1, 2, 3, 4, 5) дала надежду многим геймерам на счастливую семейную жизнь в будущем, правда запросы их потенциальных девушек после подобных историй могут значительно вырасти.
— Следишь ли ты за киберспортом? Если да, то, что это за дисциплина, может даже переживаешь за какой-нибудь коллектив?
— За киберспортом особо не слежу, тем не менее с удовольствием могу глянуть на финал чемпионата по Доте или League of Legends. В последний часто играю сам, потому что происходящее на экране мне гораздо понятнее, и от того LoL в приоритете. Любимых команд нет, интересен сам матч, особенно когда играют не азиаты или хотя бы одна команда не азиатская. Косорылых не люблю, травма из Lineage 2.
— Почему ты предпочел League of Legends Dota 2? Можешь ли выделить какие-либо преимущества и существенные различия одной игры от другой? Это серьезный «холивар» на просторах интернета, будет интересно услышать мнение представителя менее численной когорты.
— Когорта может быть только петушиной и это относится исключительно к игрокам Dota 2, благородным же лолерам не пристало с петухами спорить — это зашквар. Потому от развернутых комментария по Доте я воздержусь. Скажу лишь то, что по количеству маргинального населения «картошкинские» танки (прим.: World of Tanks) могут посоревноваться именно с дотой. Зарубежной компании надо было умудриться собрать со всего СНГ быдло и его монетизировать. И ведь смогли!
Ну, а League of Legends — мультяшное непотребство для задротов-анимешников. И если с последним у меня кроме любви к Евангелиону связи нет, то с первым — все полный порядок.
Главная причина, почему я играю в League of Legends — Король Триндамир (играю исключительно им одним, тысячи две матчей уже). Этот персонаж — мое отождествление себя и его правая рука сильнее, чем левая. ;)
— Ты как никто другой знаешь историю о dvp и правосудии. Данный случай, конечно, больше о реальной жизни, чем о компьютерных играх, но киберспорт также столкнулся со случаями, регулируемыми уголовным законодательством. В жизни и большом спорте правовое регулирование уже устоялось на определённом уровне, но возможно ли контролировать компьютерный спорт? Допинг, подставные матчи, нарушение fairplay, финансовый контроль? Всё-таки компьютерное пиратство ушло намного дальше, чем привычный сомалийский промысел.
— Не только возможно, но и нужно, если мы хотим добавить к играм слово «спорт». Спорт — это всегда очень жесткие и точные правила, плюс регламент и финансовый контроль. Бизнес и деньги в нем любят счет.
Как раз я думаю, что компьютерное пиратство до недавнего времени стремительно умирало (люди даже стали покупать лицензионное ПО и игры в Steam), но глобальный кризис, возможно, даст ему ренессанс. Он лишь изменит свою форму, но не уйдет из России, уж слишком мы бедные и слишком долго мы не платили ни за какой контент. Уже менталитет.
— В России уже появился киберспортивный телевизионный канал. Есть ли будущее у телевещания компьютерных игр?
— Я думаю, что это все баловство и максимум киберспортивный канал в России будет аналогом какого-нибудь телеканала для деток, как Бибигон или Теленяня (но, вероятно, вообще не появится). Зачем оно нужно, если естьстрим-сервисы типа Twitch? Телевизор будет нужен, чтобы показывать стримы через интернет (я уже сейчас смотрю катки через огромную плазму), само телевещание нахер не нужно геймерам из-за плохой обратной связи. Грубо говоря, по телевизору сложно пускать корабли;) ТВ — формат прошлого, как радио он не исчезнет, но молодежь не зацепит.
— Как ты считаешь: есть ли будущее у киберспорта как спорта в России и мире?
— Конечно, есть и оно уже наступило, достаточно посмотреть на Южную Корею или США, где собирают стадионы. Вы лучше меня знаете традиционные для этих стран кибер-дисциплины. Россия же полусерьезного уровня, на мой взгляд, может добиться за счет понятной национальной игры. Конечно, это Танки, где преобладают и возрастные игроки. Уверен, Мыломсру (прим.: Mail.ru) приложит все усилия, чтобы догнать Варгейминг и начать проводить чемпионаты по своей игре, а там где соперничество корпораций, там и рост качества чемпионатов и рекламных бюджетов. Наличие минимум двух крупных компаний — плюс для СНГ.
— Танковый проект от Mail.ru пока с трудом дотягивает до World of Tanks по численности аудитории, даже несмотря на обильные вливания в маркетинг. За счёт чего можно добиться успеха на смежном рынке, если продукт двух компаний, в целом, одинаковый? Ситуация идентична бесплатным серверам Lineage, где в 90% случаев одинаковая сборка, одинаковые маркетинговые инструменты и даже одинаковый админресурс.
— Во-первых, «картошки» были со своими танками первыми и это немаловажно, ведь при отсутствии косяков в работе с проектом основная масса клиентов (игроков) по инерции не бросает первую любовь. Потому World of Tanks будет всегда впереди или будет впереди до серьезного косяка (например, продажи компании и передачи управления проектом другим менеджерам).
Мыломсру же — бездушная корпорация, являющаяся локализатором, то есть паразитом с крайне низкой квалификацией сотрудников (эдакая столовка), не производящим ничего. Потому сколько бы они не вкладывали в маркетинг, их позиция всегда будет догоняющей.
«Картошки» любят свое детище, это их плоть и кровь (они — авторская кулинария), а «мыло» эксплуатирует американский продукт (а его всегда делают без глубокого понимания менталитета и вкусов русских игроков). Тут же можно добавить, что «картошкам» родная земля помогает.
— Ты как раз зарабатываешь деньги на увлечении людей компьютерными играми: проект danieldefo.ru, гаранты, продажа игровой валюты, сервера RF Online и Lineage. Насколько это прибыльная сфера и кто в ней приносит основной доход?
— DanielDefo.ru — мой авторский блог о MMORPG, игровой индустрии в целом, моих увлечениях и в последнее время политике, адаптивной к восприятию эльфов из интернетов через понятный для них язык сказок. Сам блог едва окупает свой хостинг и деятельность новостников/дизайнеров/мувимейкеров. С кризисом, когда рекламные контракты порезали в первую очередь, сайт выживает за счет старых финансовых запасов.
Как порядочный пират, зарабатываю я раскапыванием кладов. Иногда клады богатые, иногда в сундуках пусто (они еще и больно кусают), потому точно ответить на этот вопрос не могу даже я. Иногда приходят миллионы, а иногда доедаем последнего попугая-матершинника, заедаем его сухарем и запиваем соленой водой. Скажем, до 2013 года золотые сундуки падали с неба, сегодня за ними приходится нырять на огромную глубину.
— Можно подробнее про сундуки? Всё-таки не все читатели Cyber.sports.ru знакомы с твоим жизненным и карьерным становлением (думаю, что даже не все читатели твоего блога знакомы).
— Время подобрать себе контент по интеллекту и добавить danieldefo.ru в избранное, обещаю каждому новому читателю личностный рост, треск шаблонов мировосприятия и минимум первые полгода адские боли в области таза. Ну, а как иначе расти над собой и заглядывать за пределы виртуальных мирков?)
А сундуки — это такие крепкие деревянные коробочки из толстого дерева с коваными углами и амбарным замком. В них люди с деревянной ногой и одним глазом прячут золотые кругляшки. Вот их я и выкапываю или поднимаю со дна пиратского рынка условно бесплатных игр.
— Есть ли будущее у киберспорта, как у бизнеса? Получится ли повторить масштабы традиционных видов спорта, таких как футбол и хоккей? Есть ли смысл создавать новые киберспортивные организации в СНГ или же на рынке будет олигополия: Virtus.pro, Natus Vincere, Vega Squadron, HR?
— Я тот еще мамкин специалист по киберспорту, но я не уверен, что в ближайшее время он получит такой же рост, как ногомячик в мире (не дорастет до взрослого спорта). Причина проста — деньги. Футболом и хоккеем увлекаются взрослые, платежеспособные люди, там только на одном пиве колоссальные прибыли, а ведь еще и реклама трусов от Бэкхема!)
Подростки же и тем более дети располагают только скромными карманными деньгами, пиво им нельзя, а сами они не могут себе позволить покупать даже тематический компьютерный «стаф» (мышки, клавиатуры, уши, футболки), то есть даже на комплектующих и мерчендайзе заработать сложно. Это детский бизнес, где кап — банка пепси с изображением кумира. Но в сытых странах киберспорт приносит жирную копеечку, так как уровень доходов родителей иностранных детей (и соответственно карманные деньги) на порядок выше нашего.
Россия занимает примерно 58 место по уровню жизни, потому у нас и еще живо пиратство. Мы — страна, балансирующая на грани второго и третьего мира, население нищее (более 20 000 000 человек за чертой бедности), поэтому в России киберспорт еще очень долго не появится дальше уровня небольших столичных чемпионатов (тут вам мой клан-лидер Dilvish больше расскажет; прим.: Дмитрий «Dilvish» Смит — киберспортсмен, организатор и главный судья WCG RP, создатель клана Orky и сообщества RS, председатель Федерации Компьютерного Спорта России). Естественно никакой трансляции по ТВ и никакого развития в регионах от слова совсем.
Наша киберкультура (если можно так выразиться) и её финансовая составляющая осталась в компьютерных клубах 2000-ых. К сожалению, мы страна белых папуасов и наш национальный киберспорт — литрбол с пацанами за гаражами.
В СНГ останутся все те же самые бренды и команды, что ты назвал, с текучкой спортсменов и менеджмента между собой, вот это и есть наш количественный уровень. Опять же это прогноз человека не из среды, а стороннего наблюдателя, конечно я могу ошибаться и будет хорошо, если я ошибаюсь.
— Периодически на твоем Twitch-канале проходят стримы. Ты этим занимаешься для себя или для общения со своей аудиторией?
— Стримлю я крайне редко и исключительно из-за общения с аудиторией, мне нравится такая форма блиц-вопросов (я больше не играю, а общаюсь в процессе «кривой» игры. Акцент делается именно на диалог со зрителями, но времени на стримы совсем мало.
— Ты общаешься с Ильей Мэддисоном. С кем еще из известных стримеров или игроков ты знаком? Это деловые контакты или просто так получилось?
— С Ильей у нас схожее чувство юмора, чувство собственной важности и вкус на игры (что тоже важно); его взгляд на жизнь мне понятен и близок, я уважаю его как человека. Можно сказать, у нас теплые дружеские«интернет-отношения» (не переходящие в реал): я иногда смотрю его контент, он иногда читает мой, иногда приходит поиграть на мой сервер Lineage без огласки. Последний раз мы разбанивали его канал на «Твитче», общаясь с английским суппортом через мои для него петиции.
В моем Королевстве (речь о DanielDefo.ru) много известных людей и моих интернет друзьяшек. Вспомнить того же стримера и комментатора доты GodHunt-а или Дредуху, играющего у меня на сервере не за деньги, а по фану. Очень много знаменитостей из Lineage, много отечественных разработчиков компьютерных игр, менеджмент крупных игровых компаний, но чаще они уже читают меня не как игрока, а как человека, то есть нам интереснее обсуждать жизнь (мы взрослеем), а игры — лишь объединяющий нас в Королевстве интерес, хотя и их мы регулярно исследуем.
— Сможет ли Lineage 2 и другие MMORPG-игры стать киберспортивными дисциплинами? Ведь основные требования к спорту выполняются: соревновательность, необходимость тренировок, изначально все в равных условиях. Здесь также, как и в Dota 2 или CS:GO важны движения членов твоей команды, общая работа на команду (крафт артефактов, к примеру) и возможность регулировать соревнование между игроками в режиме Player vs. Player, как в Колизее или на Арене (игровые локации Lineage 2).
— Lineage 2 не может стать полноценной кибердисциплиной именно по причине своей природы MMORPG (тем более MMORPG «старой школы»). Прежде всего, мешает неравномерность развития персонажей каждым из игроков.Кто-то тратит мало времени в связи с работой/иной занятостью, кто-то все, то есть «задротит». Мы имеем неравные исходные значения с самого первого дня игры и в дальнейшем они (значения) лишь увеличивают свою неравномерность, а донат (присущий сегодня всем MMORPG) перекашивает любой баланс. Поэтому условия в игре изначально не равные. Но если бы сферически оригинальная Lineage 2 (без микротранзакций) собрала бы сферических игроков с регламентированным сроком игры в сутки и в целом на сервере, можно было бы через пару-тройку месяцев провести сферический чемпионат (например, осаду или PvP-турнир) с регламентированным количеством участников. Но тогда такие чемпионаты длились бы месяцами, что для законов спорта и, тем более, трансляций нереально.
А вот с Колизеем и Ареной ты совершенно прав, но это уже игра в игре, то есть отдельная механика боев на арене персонажей на капе уровня, с примерно равной, но все же различной экипировкой (и снова проклятый донат или помощь клана портит условия «честного» соревнования).
Я думаю, что именно эта часть игры могла бы стать зрелищной и интересной дисциплиной, если бы мы имели стандартный набор экипировки и запрет на «проточку скиллов». В таких условиях можно хоть как-топриписывать к Lineage 2 слово «спорт». Кстати в «Ла2» есть бои 3 на 3, которые не получили своей популярности даже среди игроков, а я вижу в них огромный, нераскрытый потенциал. Но такую идею надо дорабатывать и организовывать серьезно. Пока за это не брался никто, даже Dilvish.
Предпосылки же к этому были всегда, например, на моих серверах часто играют известные игроки и комментаторы Dota 2 (Dread, Nexus, Solo), из общения с ними могу сказать, что им довольна интересна именно эта часть игры —Олимпиада, но не интересен долгий «кач», поэтому они часто приходят поиграть в Lineage с высокими рейтами.
— Твоя личная жизнь — пример для 90% мужчин, причём не только для тех, кто увлекается компьютерными играми, но и для остальных. Как это возможно: уделять кучу времени играм, работе (сидению за компьютером) и при этом делать свою женщину счастливой 24/7?
— Надо сделать уточнение — пример для 90% задротов. Это тоже самое, что сказать — «тело гея Криштиану Роналду — пример для 90% ногомячиков». ^^ Отчасти оно так, но равняться на человека, чьим смыслом жизни, личным увлечением и работой является построение спортивного тела для достижения конкретных спортивных результатов — глупо.
Так сложилось что мой жизненный интерес, мое хобби — это моя работа. Не стоит создавать себе кумира, я уж точно на него не похож.
Ну, а про личное совсем не правильно — личную жизнь невозможно скопировать, на то она и личная (уникальная), потому и ставить её в пример тоже неверно. Мне просто сильно повезло встретить мою жену-умницу, полностью разделяющую мои интересы. Красивые женщины и задротство вещи несовместимые, но вот у нее вышло.
Мало того, что она в Lineage 2 очень много играла (99 уровень руками при капе в 99 уровней), так еще начало 2016 мы встретили вместе в Rust-е, она по 15 часов в сутки крафтила мне С4 и патроны, а я рейдил дома. Еду мы тогда заказывали из ресторана, а выглядели через неделю без сна, как эталонная семья задротов. Благо такие «запои» у нас случаются нечасто.
Что касается абстрактной, но искренней характеристики себя по достижениям (не такие уж они и большие): я — человек увлеченный своим делом. Даже если это дело многим кажется несерьезным, отношусь я к нему со всей ответственностью и очень серьезно. Чего и всем желаю в их делах, а уж с чем они связаны: с киберспортом, ногомячиком или саморазвитием через просмотр аниме — их выбор, который стоит уважать.
— Стоит ли «задротам» озадачиваться поисками «подходящей» девушки? Чтобы готовила, когда они играют или даже помогала играть по заветам популярной шутки о девушке-саппорте. Многие молодые люди ищут избранницу, у которой в стандартной комплектации уже есть «понимание» и «опыт в компьютерных играх». Реально ли это «воспитать»?
— Как правило воспитывать начинают парней именно девушки своими капризами, когда им не нравится, что парни уделяют время играм, а не им. И потому не нужно никого воспитывать, а нужно искать женщину по своим интересам (в идеале из тусовки, но можно и из околоигровой среды, — например, косплеерш-анимешниц). Я лично знаю огромное количеств геймерш и среди них есть много очаровательных, многие сидят на моем сайте.
Есть очень простое и очень мудрое правило: не бойтесь признаться себе, что вы геймер или задрот. В частности задрот — это не обязательно человек с внешностью отсоса, это стиль жизни, которому присуще маниакальная, скрупулезная заинтересованность в вашем хобби и желание отдавать ему много времени (задротом может быть автолюбитель или коллекционер оружия).
Если вы обманите себя и выберите девушку «из реала», а не ваших виртуальных миров, вы обречете себя на несчастное существование после того, как схлынут гормоны. Жить с человеком, который не понимает ваши интересы и не разделяет их — плохо, обычно это заканчивается скандалом и размолвкой. Никогда не обманывайте себя, будьте собой. И если вам повезет (или вы постараетесь сами), вы получите своего бафера с сиськами или тиммейта с функцией кухарки. :)
— Реально ли юным киберспортсменам «воспитать» своих родителей (поколение X)? Способны ли люди за 40 понять перспективы киберспорта и начать поощрять свое чадо?
— Я считаю, что первый квест любого мамкиного киберспортсмена должен начинаться с мыслей о дистанцировании от родителей, с 18 лет и к 23–25 нужно всеми усилиями и любыми жертвами его выполнить. С возрастом поймете, зачем было идти на такие неудобства и лишения.
Воспитывать необходимо самого себя, родителей не нужно воспитывать, им нужно не мешать жить своей жизнью и твердо указать, чтобы они не мешали вам жить вашей. Когда вы сами станете родителями будущих киберспортсменов, вы не будете мешать им и поможете им в главном квесте)
Они вам скажут огромное спасибо, так прервется круг непонимания отцов и детей и наступит гармония, хотя бы отдельно взятом обществе киберспортсменов будущего.
*****
Орфография, неологизмы и смайлы в тексте оставлены по просьбе Данилы.
Фото: Инстаграм Ksenia Silva, страница Данилы Игорева в VK, сайт World of Tanks.