Дмитрий «hooch» Богданов: «Киберспорт вне политики. Мы все, олдскул-ребята, родились в одной стране»
Капитан Gambit Gaming о сборной России по CS, правилах жизни и подготовке к MLG Columbus.
Дмитрий «hooch» Богданов — живая легенда отечественной Counter-Strike сцены. Капитан команды Gambit Gaming и сборной России по CS с 2004 года. В конце февраля ему удалось победить в квалификации к MLG Columbus и получить путевку на крупнейший турнир марта (призовой фонд 1 млн долларов), сыграть на котором мечтает каждый профессионал. Cyber.Sports поговорил с Дмитрием Богдановым и узнал, что заставляет ветеранов сцены оставаться в игре.
— Как так получилось, что ты больше 15 лет играешь в CS?
— Я занимаюсь любимым делом, в которое вкладываю душу, которое приносит мне удовольствие и заработок. Два года я не играл. Ходил на обычную работу, но вовремя понял, что пора сваливать.
— Кем работал?
— У меня высшее образование по специальности «Tаможенное дело». Я работал логистом сначала, а потом менеджером по продажам коммерческого авто. Но это вообще не мое занятие ни разу.
— Как тебе удавалось сохранять мотивацию в течение всех лет, чтобы продолжать играть?
— Мне странно слышать от людей, от молодых ребят, которые в 20–21 год говорят, что у них пропала мотивация. Мне всегда нравилось играть, соперничать. Эти моменты, когда были и взлеты, и падения… Особенно, когда ты на пике спада, очень большая мотивация [стать лучше]. На протяжении всей карьеры, когда такие моменты складывались, люди говорили, что «ну все, типа, чувак наигрался, наверное, у него уже ничего не получится». Сначала говорили в виду характера, потом в виду уровня игры, сейчас говорили — возраст. И каждый раз приятно доказывать людям обратное. И даже суть не в том, чтобы доказать кому-то, что он не прав, а просто доказать самому себе, что ты еще что-то можешь.
— В профессиональном CS:GO хватает возрастных игроков. Для некоторых ребята в 25 лет считаются стариками, и поэтому, когда у них что-то не получается, сразу появляются комментарии, что им пора на пенсию, что нужно дать дорогу молодым. В профессиональном спорте бывает, что люди катают мяч или шайбу до 40 и больше. Где та грань между возрастом и мастерством? И что, в конечном счете, влияет на результат больше?
— Ну, молодые всегда гонят на старых, и наоборот. Но если судить объективно, то многие топовые футболисты и хоккеисты играли до 35–40 лет и показывали великий уровень игры (Мальдини, Пирло, Гашек, Селянне), а некоторые даже раскрывались только после 30. В спорте физические кондиции (как раз в чем преимущество молодых над старыми) гораздо более важны, но эти люди за счет накопленного опыта и страсти к игре выступали на самом высоком уровне. То же самое применимо к CS, хотя тут, наверное, до 40 не поиграешь.
— Ты, как и все, свой путь начал в компьютерном клубе. Когда тебя позвали в первую серьезную команду?
— На то время серьезность — амбиции и наличие компьютерного клуба в качестве базы… В моем случае это была команда Flashback, с которой мне удалось победить на отборочных CPL в. Белграде и поехать тогда в Америку. Позвали меня, как молодого парня, который все время тусовался на чемпионатах, ходил, много разговаривал и неплохо играл.
— Сколько тебе было лет, когда предложили подписать первый серьезный контракт с зарплатой?
— Контракты в России появились достаточно поздно, то есть, когда я уже долгое время играл в профессиональном Counter-Strike. Потому что в течение какого-то периода киберспорт сначала не считался спортом, потом его все-таки признали, затем он снова перестал считаться. Да и тем более в России правовая система в этом плане не очень сильно развита была. И контракты как таковые…Можно сказать, сейчас я подписал первый профессиональный контракт, который имеет легитимность, понимаешь? Все остальное — филькина грамота.
— Вообще, киберспортивные организации давно начали применять практику контрактов. Только раньше, например, в том же 2010 они не имели как таковой силы. Нередко оказывалось, что игроки не видели обещанных зарплат, или наоборот — они уходили без видимых причин через месяц тренировок.
— Конечно. Сейчас в СНГ все это начало выходить на более-менее нормальный уровень. Раньше это был мезозой, где все удерживалось на добром слове и обещаниях.
— Самая большая победа в CS 1.6, которой ты гордишься?
— У меня не было побед на чемпионатах мира, но были результаты, которые приносили удовольствие. Мне довольно сложно выбрать какую-то одну. Наверное, было приятно выиграть отборочные на CPL, было приятно занимать третье место на GameGune Bilbao, когда мы могли его выиграть. Четвертое место на WCG. И, конечно же, третье-четвертое место на последнем CS 1.6 мажоре, когда мы прошли через BYOC-квалификацию и обыграли в группе SK, поляков, которые сейчас выступают в Virtus.pro, а в полуфинале проиграли Na’Vi в очень напряженной борьбе. Каких-то супер крутых побед у меня не было. Я не беру локальные СНГ-чемпионаты в расчет. Там было выиграно почти все и во многих количествах. Именно такого глобального успеха не получилось. Бывает. Но я делаю все, чтобы исправить это.
— Как так получилось, что ты стал капитаном сборной России по Counter-Strike?
— Изначально я дебютировал в сборной в 2004 году. И всегда горел, и очень сильно старался за сборную играть. Для меня это не просто слова — поддерживать, отстаивать честь своей родины, своей страны на международной арене.
Спустя год, когда у Кости (прим.: Константин Пикинер, сейчас глава киберспортивной организации Gambit Gaming) стало больше забот с командами, полномочия перешли ко мне. На протяжении шести лет я был капитаном в CS 1.6, и вот теперь капитан состава по CS:GO.
Как так вышло в Global Offensive? Изначально у нас не было никогда сильной русской команды. Да и олдскульных ребят на тот момент очень мало играло. У меня есть опыт, да и ребята доверяют мне. По крайней мере, так они мне говорят.
— А слушают?
— Конечно, слушают. Но тут есть такой момент: сейчас в сборной есть игроки, которые играют за более сильные команды и выступают на более высоком уровне долгое время. Например, Денис«seized» Костин дает «колы», советы. Соответственно, я занимаюсь другими моментами — стараюсь поддерживать хорошую атмосферу в команде, вселять уверенность во всех и поддерживать Дениса«колами». Смысл мне тянуть одеяло на себя, если в данном составе человек способен справляться лучше?
Сейчас, когда я набрался опыта, поиграл на крупных чемпионатах, думаю, мы будем вместе… То есть у нас нет такой проблемы, что в сборной кто-то перетягивает на себя одеяло. Все друг друга уважают и выполняют свои роли правильно.
— Насколько важно проводить чемпионаты мира со сборными?
— Мне кажется, это хорошая идея. Прикольная. Как и в случае с футболом, который очень я люблю. Есть клубы, за которые выступают интернациональные игроки. Есть матчи сборных, где люди могут поддержать свою страну, свою нацию.
Это дает возможность людям, которые играют за топовые команды, выступать вместе и бороться за честь страны. Своеобразный мини-челлендж. Мы русские, украинцы, казахи спорим друг с другом. И прикольно лишний раз перед ребятами сказать: вот мы русские сильнее или украинцы сильнее.
— У вас такие подколы нормально воспринимаются? Нет никаких конфликтов на национальной почте?
— Киберспорт чем крут, так это тем, что вся эта херня, которая происходит или происходила, нас не касается. Мы как общались, так и нормально общаемся. Все в одном коллективе нормально играют. Киберспорт вне политики.
Для меня все это дико слышать. Я играл за украинскую команду, я жил на Украине, у меня много друзей на Украине. Мы все начинали вместе. У нас не было мыслей, что мы разные. Мы все,олдскул-ребята, родились в одной стране. Так что я всегда говорю, что родился в СССР.
— За кого болеешь в футболе?
— «Спартак» Москва — моя любовь! Горжусь тем, что воочию видел великий гол Ильи Цымбаларя (царствие ему небесное) в ворота Реала в Лужниках. Я рос на той великой команде, которая навсегда влюбила меня и в футбол, и в Спартак. Про нынешнюю команду мне, к сожалению, позитивного нечего сказать.
— Кто решает, кто попадает в сборную? Тоже капитан? Никто не обижается, когда не берут в команду?
— Да, капитан. На протяжении 3 лет наш состав не меняется. В сборной сейчас лучшие игроки и пока, может, 1–2 человека близки к попаданию в обойму команды. Какие обиды — тут все объективно и ясно. Если люди будут играть лучше, чем те, кто уже в сборной, тогда у них будет шанс.
— Насколько сильно игра в сборной отличается от клубных выступлений на чемпионатах?
— Сборная это примерно то же самое, что и сборная в футболе. Мы собираемся за 2–3 дня просто наигрываем простые темы и дальше уже играем от скилла. В клубных турнирах все по-другому: команды тренируются 5 раз в неделю, целенаправленно готовятся к определенным командам и т. д.
— Ты, наверное, больше других играл в составе Virtus.pro. Много раз уходил, потом возвращался. Что тебя так связало с этой организацией?
— Это была лучшая организация, которая давала возможность игрокам проявить свои лучшие качества. С лучшим менеджментом, который был. Это Ирина Семенова, в первую очередь, которая отошла от дел, но сейчас вроде как возвращается в киберспорт. То есть Virtus.pro — хорошая школа, люди, которые знали, как добиваться успеха.
Почему уходил? Разные были причины. И убирали меня из состава, и я сам уходил в виду разных причин. В любом случае, мне приятно вспоминать то время, которое я провел в организации.Есть, конечно, и неприятные моменты, когда после 4 лет игры в этой команде и многочисленных успехов, ты попадаешь в рейтинг топ-5 падших звезд по «авторитетному мнению» репортера официального сайта команды, например. Ну, для России это стандартная история как в спорте, так и везде.
— Не обижаешься на них, что не ввели в зал славы?
— Да какие обиды. За что мне обижаться? Ребята дали очень много. Я им только благодарен.
— В 2010 ты выступал в составе UNiTED, чьим спонсором являлся богатый бизнесмен Мурат Жумашевич. Каково было работать с таким человеком?
— Я благодарен судьбе, что она связала меня с таким человеком, как Мурат Жумашевич, который дал нам возможность проявить себя на международной арене. К сожалению, у нас так не вышло. В СНГ мы хорошо играли, на мировой сцене нам чего-то не хватало все время в виду разных причин. Отмазываться я не собираюсь. В любом случае мне было приятно познакомиться и пообщаться с таким человеком, который достиг реального успеха, который, несмотря на свое состояние, общался с нами как с равными людьми, давал простые житейские советы. Больше всего я ценю в людях, которые достигли успеха, отсутствие понтов и нормальное отношение к окружающим. Мне кажется, это очень важно.
— Насколько сильно он был вовлечен?
— Он принимал участие в жизни команды. Давал советы, которые считал нужными, вносил свои коррективы в состав и в игру. В основном все было на нас. Полная свобода решений. Мы просто не воспользовались своим шансом. Просто было две команды: UNiTED и Na’Vi. У одних получилось, у других — не очень.
— То есть вы могли стать, в принципе, вторыми Na’Vi?
— Ну, нельзя так говорить. Вначале, когда мы собрались, мы считались более сильной командой. Но со временем Na’Vi сумели развить в себе чемпионские навыки и стали лучшими. Вот и все.
— В 2009 году во время матча Virtus.pro и forZe запустили полу-обнаженных стриптезерш. Что это был за турнир и как получилась такая ситуация?
— Это был не совсем турнир. Запись вирусной рекламы для фильма «Геймеры». Нас пригласили на шоу-матч вместе с командой forZe, где мы были должны играть за призовой фонд. Сумму не вспомню, но деньги были нормальные. Фишка в том, что нам сказали, что будут какие-то съемки. Мы приехали и увидели уже непосредственно девушек.
— В общем, было не до игр.
— Конечно, тяжеловато в такой ситуации играть. Тут такой момент, что я состоял тогда с девушкой в отношениях. И мне особо нельзя было играть на камеру. Хотя, как мне кажется, можно было устроить реальное шоу. Это было забавно как минимум.
— В 2010 году в одном из интервью для GoodGame ты говорил, что «через лет пять вполне реально будет увидеть Gazprom-gaming». Такой команды в CS:GO так и не появилось. В чем дело? Почему российские компании неохотно обращают внимание на киберспортивные команды?
— Есть Алишер Усманов, не «гейминг», конечно… В те годы я верил в интеграцию российских компаний в киберспорт, во внешний мир. Что сказать, если Uber стоит дороже «Газпрома». Мне все равно приятно, что хоть кто-то инвестирует в киберспорт. Конечно, он преследует свои какие-то цели, видно, меня не особо это волнует — главное, что оно есть. А то, что российские компании не инвестируют в киберспорт, скорее минус нашей страны, вот и все.
— Если сделать киберспорт в России национальной идеей, как в Корее — это хорошо или плохо?
— Мне кажется, что люди рассуждают как в прошлом веке. По-прежнему есть этот стереотип, что геймер — это «задрот», который сидит за компьютером, прыщавый любитель чужих мам. Много таких людей есть. Фишка в том, что люди не понимают, что это огромный сегмент для рекламы, работы и спонсоров. Просто наша страна в этом плане немного отстает. Что касается национальной идеи, то мне кажется, в нашей стране достаточно проблем, которые нужно решать прежде, чем делать киберспорт национальной идеей.
— Из друзей и напарников по командам в прошлом никто не решается сейчас вернуться в Counter-Strike? Romjke (Роман Макаров), Edik (Эдуард Иванов)?
— Эдика я пытался вернуть в киберспорт, но у него сейчас нет никакой мотивации играть. Если человек не хочет, то смысл его заставлять? Про Romjke ничего не знаю, человек просто пропал из комьюнити, из игры, из «ВКонтакте». Насколько я понимаю, никто из нынешних или бывших прогеймеров связь с ним не поддерживает. Так что я не знаю, но если что, привет ему передаю и надеюсь, что у него всё хорошо.
— Насколько тяжело молодым сейчас стать командой мирового уровня?
— Не знаю, мне кажется, все эти ограничения и сложности у человека в голове. Вот сейчас смотрю матч Tempo Storm против Natus Vincere (четвертьфинал IEM Katowice) и там играют 5 человек, которым меньше 20 лет и о которых ещё год назад никто ничего не знал. Сейчас они борются на равных с про-командой, так что берите пример с таких коллективов. И хватит отмазываться, что«я молодой и неопытный, того нет и того нет». Ребята вышли из каких-то районов, и у них получилось. Так что меньше нытья и больше дела.
— Ты вообще один из немногих ветеранов, который пробился на чемпионат уровня Major. После победы в квалификации кто тебя первый поздравил?
— К сожалению, мой оператор сотовой связи не работает в Америке, поэтому я получал сообщения, которые приходили с интернета. Поздравили меня близкие, друзья, люди, которые меня поддерживают, и, естественно, наше комьюнити очень обрадовалось всему этому. Когда я приехал, уже начались поздравления от мамы, от брата, от друзей.
— Они смотрят, как ты играешь?
— Да, они смотрят, болеют. Тетя, которая разбирается в интернете, помогает маме смотреть. Мне это все очень приятно, и я верю, что это дает мне дополнительные силы.
— После эфира ты дал большое интервью для HLTV.org, где очень спокойно и свободно разговаривал на английском. В комментариях к записи этому удивились даже европейцы. Где ты так научился?
— Я учил язык с пяти лет. Мне повезло, что на втором этаже в моем доме жила замечательная преподавательница Раиса Яковлевна, которая научила меня языку. Естественно, я благодарен моей маме, которая нашла эту женщину. Благодаря им я с детства учил язык. Мне всегда говорили, что главное — не стесняться общаться. Я еще учился в английской школе и пару моих друзей тоже занимались с преподавателями, но после школы забыли язык, потому что забыли главную вещь, что для того, чтобы язык помнить и его развивать, нужно общаться. Всегда стараюсь быть коммуникабельным и не стесняюсь своего русского акцента. Смотрю фильмы на английском, да и вообще мне нравится английский язык. Мне кажется, что он достаточно простой по сравнению с русским.
— Насколько важно уделять внимание высшему образованию, изучению языков профессиональным киберспортсменам?
— Мне кажется, что человек всегда должен знать еще один язык. За примером далеко ходить не надо. Допустим, вчера я ходил в Сбербанк, в достаточно крупное отделение, там есть 25 окошек. К ним пришла женщина, которая прилетела из Бахрейна, чтобы поменять 100 долларов. И ни один человек в банке не говорил по-английски. Мне кажется, это немного печальный показатель. Поэтому все молодые игроки должны изучать английский как минимум. Не многие это понимают, но компьютерные игры, фильмы, сериалы как раз-таки помогают людям развивать английский. Поэтому нужно учить язык.
Что касается высшего образования, то мне кажется, что в жизни разные вещи могут случиться и как минимум для себя важно и приятно понимать, что ты что-то стоишь. Наличие высшего образования не дает тебе путёвку в жизнь, но это лишняя галочка, которая может затем помочь в жизни. Плюс институт — это социум, где ты можешь общаться, находить новых друзей, знакомиться с девушками. Это в любом случае лучше, чем не учиться. Но если ты молодой про-геймер и в данный момент тебе предлагают поехать в другую страну и зарабатывать хорошие деньги, то всегда можно учиться удаленно.
— У тебя с командой впереди подготовка, пожалуй, к самому важному турниру в жизни. Каким результатом ты будешь доволен?
— Ну, мы поставили себе цель выйти из группы. Конечно, это будет очень непросто, потому что на турнире участвуют лучшие команды мира, ведь это Major. Я думаю, что если мы хорошо подготовимся (а я сделаю все для этого), то у нас есть все шансы, чтобы пройти в плей-офф. Мы поставили себе такую цель и будем к ней идти.
— Конфуций писал: «живи так, как хочешь ты, а не как ожидают от тебя другие. Не важно, оправдаешь ты их ожидания или нет, умирать ты будешь без них. И свои победы одержишь сам». Насколько эта фраза соответствует тебе?
— Люди часто навязывают то, кем ты должен быть. На самом деле важно становиться тем, кем ты хочешь быть и кем ты можешь быть в том, что у тебя получается. В этой жизни важно получать удовольствие от того, чем ты занимаешься. Конечно, я сужу немножко утопично. Пусть люди остаются самими собой. И идут к своей цели — это самое главное. В жизни всегда случаются сложности, так что таксистом или менеджером по продажам всегда сумеете стать.
— Твое главное правило в жизни?
— Однажды, прочитал в каком-то журнале или книге одно выражение, мне оно очень понравилась и точно отражает суть:
В жизни мы проигрываем много разных важных экзаменов, будь то школа, институт, работа, дружба, любовь. Человек в силах пройти через эти испытания. Главное не проиграть экзамен зеркала. Это когда ты просыпаешься с утра, смотришь в зеркало и думаешь: «Какой плохой человек перед тобой стоит». Мое кредо в жизни, чтобы я никогда не смотрел на себя с отвращением, а смотрел на лицо человека, который старается быть добрым и честным.
— Ты создаешь впечатление очень позитивного, доброго и веселого человека. Неужели никогда не бывало ситуаций, когда хотелось наорать на напарников по команде или вломить за плохую игру или предательство?
— Одно дело, какой ты в жизни, совсем другое — какой ты в игре. Конфликты случаются даже у самых добрых и милых людей на свете, но опыт позволяет гораздо спокойнее и проще относится к ним. Бывали очень сильные конфликты как в команде соперников, так и среди напарников. Но это киберспорт, это страсть, где никто не хочет проигрывать и людям не все равно. Поэтому конфликты, конечно, бывают, да и драки раньше случались частенько ввиду того, что все происходило в клубах, и за свои слова нужно было отвечать. Сейчас все сидят дома и не знают ценности тех вещей, о которых они говорят.
Фото: HLTV.org, gameinside.ua.