«Передай «твиттер гаю»: мы тут сидим в Калифорнии и читаем его твиты»
Менеджер по техническому маркетингу в компании Logitech Эндрю Кунрад рассказал о любимых командах в Dota 2, признался в симпатии к «имперскому твиттер гаю» и объяснил, почему Logitech делает хорошие девайсы.
— Лично у меня Logitech ассоциируется с компанией, которая производит продукцию для офиса. Почему вы выбрали киберспорт как одно из направлений? Чем он так важен для вас?
— Очевидно, что киберспорт, как индустрия, огромная, причем уже долгое время. Logitech — это не только компания, которая создает мышки и клавиатуры для офиса. Мы этим и так занимаемся около 30 лет. Но мы также разрабатываем девайсы для геймеров, причем очень давно. Мне кажется, это вполне естественно — делать различные вещи для разных типов потребителей, например, для профессиональных или обычных игроков. Так что мы стараемся соединять различные товары, которые имеют значение для каждого.
— Какой ваш любимый девайс?
— Если честно, я использовал миллионы разных устройств, так как до работы в Logitech, я занимал аналогичную должность в отделе технического маркетинга компании NVidia. Я пользовался буквально каждым устройством, которое существует на свете. G810 — моя любимая клавиатура из всех возможных, а ведь я использовал очень много клавиатур. Да я, пожалуй, их фанат. Также я использовал множество продуктов компании Logitech и есть несколько, которым только предстоит выйти, и о которых я пока не могу говорить. Может быть, одна из них и станет моей новой любимицей, кто знает.
— Если говорить о клавиатурах. Чтобы вы посоветовали мне геймеру-любителю, который обожает видеоигры?
— G810 Orion Spectrum — как раз для тебя. Идейно простая клавиатура. Умный, опрятный дизайн, пожалуй, даже сексуальный. Иногда ты смотришь на нее через всю комнату и думаешь: «Хм, что тут у нас?» Визуально это превосходный продукт. Клавиатура подходит как для игр, так и для печатания.
— Как вам кажется, киберспорт уже стал амбициозной и конкурентной индустрией для компаний, разрабатывающих игровые девайсы?
— Ты знаешь, должен сказать, что нет. Очевидно, что киберспорт — очень большой сегмент. Здесь не так много людей, которые играют профессионально. Их гораздо меньше, чем тех, кто наблюдает за тем, как они играют. И поэтому необходимо осторожно соблюдать баланс, чтобы твой продукт пришелся по вкусу и профи, и обычным игрокам. Казалось бы, два совершенно одинаковых понятия, но нет. К примеру. Профессиональные игроки в Counter-Strike хотят низкий dpi, отсутствие дополнительных кнопок и возможность перемещать свою мышку очень быстро. Так как они используют низкую чувствительность, их движения более размашистые. А вот большинство других геймеров так не играют. Только профи используют такие настройки в Counter-Strike.
При этом очень мало людей, которые играют только в CS. Больше ведь тех, кто увлекается еще League of Legends, Dota 2, Battlefield и т. д. Поэтому в своих продуктах мы стараемся сбалансировать все фишечки и дополнительные возможности устройства. Для того, чтобы устройство использовали как профессионалы, так и обычные игроки, да и вообще кто угодно.
— Я не профессиональный игрок, который любит и Dota 2, и League of Legends, и DeusEx с «Ведьмаком 3». И знаете, я не нахожу особых причин, почему я должен покупать специальные игровые девайсы. Я не видел, чтобы компании проводили работу в этом направлении, и не совсем понимаю, как они будут бороться за меня, как за покупателя. Может, вы сможете объяснить, в чем дело.
— Со своей стороны, я могу сказать, что наша компания определенно борется за покупателей. Мы хотим, чтобы все использовали наш продукт. Мы проводим очень много времени над размышлениями о том, что хотят наши потенциальные клиенты, и как сделать так, чтобы наш продукт подошел всем.
G502 — отличный пример мышки. У нее просто огромные продажи и вот почему. Данный продукт имеет множество гибких настроек. В связи с этим устройство отлично себя проявляет в различных направлениях, c различными аудиториями. Многие профессионалы используют ее, обычные геймеры тоже не отстают. Люди, работающие в офисе, считают эту мышку очень качественным продуктом и тоже используют ее, будь то обработка видео или фото, или в играх. Неважно.
Мы полностью ориентированы на потребителя. И, конечно же, мы хотим чтобы, каждый наш клиент думал, что этот дизайн разработан именно для него. Кстати, это одна из главных причин, почему наша компания внедряет фактически в каждый свой продукт RGB-подсветку. Мы провели множество исследований, и люди выбирают продукт с RGB-подсветкой, даже если они говорят, что это им не нужно. Мы проводили опросы, в которых спрашивали у людей: нравится ли вам это. Ответ был таков: нет, это глупо. Однако при этом они покупали продукты именно с такой подсветкой. Я думаю, что это еще один уровень кастомизации и персонализации, и если человек хочет потратить хорошие деньги на качественный продукт, он должен быть уверен в том, что все будет выглядеть и работать так, как хочется ему. И все эти детали дают клиенту понять то, что он не ошибся, и этот продукт его не разочарует.
Эндрю Кунрад в компании Джона Кармака, главного технического директора в Oculus VR.
— Насколько часто вас критикуют?
— Тут я не скажу ничего нового. Как и у многих крупных компаний, у нас тоже есть клиенты, которые открыто выражают свое недовольство, но их очень мало. Больше тех, кому наша продукция нравится. Мы просто делаем крутой продукт и продаем его, у нас нет всей этой бюрократии с копирайтами. Я работал со многими компаниями, но корпоративная культура Logitech прекрасна и дружелюбна, словно старый дядюшка, который мудр, приятен в общении, и с которым весело пропустить пару стаканчиков.
Мы не получаем писем с открытыми недовольствами. Скорее эти письма специфической направленности от людей, которым нравятся продукты нашей компании, но их не устраивает тот или иной элемент. К примеру, люди хотят изменить форму мышки, расположение клавиш под левую руку и т. д. К сожалению, мы не можем себе позволить, потратить тысячи долларов на разработку этих устройств, скажем, для четырех парней из интернета, лишь бы они остались довольны. Это не практично и не принесет никакой прибыли. Мы большая компания, и такие методы явно идут в разрез с нашими бизнес-интересами.
— Сейчас в России не самая простая экономическая ситуация. Как вы намерены продвигать товары на нашем рынке, да и вообще в СНГ?
— Хороший вопрос. К сожалению, у меня нет полной информации от нашего отдела маркетинга по продвижению в СНГ. Где вы живете?
— В Москве.
— Я бы хотел побывать в Москве, узнать больше о вашей культуре и то, как вы покупаете товары, как их используете. Конечно, я сам фанат киберспорта и Dota 2 в целом и в СНГ, поскольку слежу за ней уже долгое время. Но на этом мои знания ограничиваются.
— А еще в России есть Team Empire, чьим спонсором является Logitech.
— О, да. Team Empire восхитительны. Их «твиттер гай» очень забавный.
— Знаю этого парня.
— Он публикует порой такую дичь, что мы читаем в компании и такие: «Бог ты мой, да он хорош». Так и передай ему: мы тут сидим в Калифорнии, читаем его «твиты» и смеемся над ними вместе.
— Может, у вас есть и любимая команда в Dota 2?
— Раньше это были NaVi. XBOCT, Puppey, Artstyle… Ну, ты понимаешь, старый состав NaVi был самым любимым. В настоящее время мне нравятся Evil Geniuses, потому что это ребята из Сан-Франциско. Мои мальчики в синем. Но мне также нравятся Cloud9. И моя симпатия к ним началась еще задолго до того, как я пришел в Logitech. Очень люблю их состав по Counter-Strike. Даже, несмотря на то, что они не так часто выигрывают, их игроки все равно крутые. Если говорить только о киберспортсменах, то мне нравятся Илья «Illidan» Пивцаев и Данил «Dendi» Ишутин.
— У вас много людей в компании, кто любит киберспорт?
— Да, если у тебя будет шанс посетить наш главный офис в Калифорнии, ты будешь удивлен. Вся команда в течение дня смотрит киберспортивные стримы на огромном телевизоре. У нас есть две комнаты, в каждой по пять компьютеров, и там постоянно тренируются профессиональные команды. За ними можно следить через звуконепроницаемое стекло. А еще у нас у всех есть персонализированные аватарки над рабочими столами. Так вот моя — Tinker.
— У каждой компании есть свой свод правил, своя философия. В чем заключается философия Logitech?
— Наша философия и рекламный слоган: играй со страстью, побеждай с умом. Для меня это значит: всегда сосредотачивайся на хороших технологиях и продуктах, используй их с умом, будь страстным, честным, преданным, последовательным. Думаю, это и есть корпоративная культура компании.
— Вы способны стать новой компанией по типу Apple только в киберспорте?
— Конечно. Хотелось бы так думать. Мы на пути к тому, чтобы стать компанией, проповедующей образ жизни. Не хочется выглядеть в глазах потребителя только как инжиниринговая компания. С этого в общем-то начинал Apple. Поначалу они тоже были такими. И первые их изобретения хорошо продались. Кем они стали, вы и так понимаете. Так что, я думаю, у нас есть потенциал для подобного преобразования.
Фото: из личного архива Эндрю Кунрада, Сhemicalalia.deviantart.com.