Почему Shanghai Major нельзя считать чемпионатом мира по Dota 2
Текст, который вы прочитаете (или не прочитаете) ниже – размышление о том, почему победителя "мэйджора" в Шанхае нельзя считать лучшей командой мира, а система квалификаций не является идеальной и нуждается в доработке. Также надо сказать, что все, написанное, – сугубо лично мнение, с которым вы можете как согласиться, так и отвергнуть, написав что-то в стиле “2к-мусор” или упомянув родственников автора.
1) Организация турнира
Каждый Major, по сути, воспринимается людьми как событие важности The International. И это понятно, ведь в год проходит только 4 турнира с логотипом Valve на постере, а TI, по явным причинам, всегда считался и считается главным турниром в году. Кроме того, International набирает огромные призовые фонды, которые нельзя сопоставить с Major. Но главное отличие этих турниров – маленькие надписи под названием.
Турниры проходят под эгидой Valve, но представлены сторонними компаниями. Если ESL известна организацией премиум-чемпионатов, то Perfect World последний раз проводили небезызвестный DAC 2015, который многие называют первым Major. Скорее всего, он им и являлся, но Valve лишь тестировали формат. О том, что турнир получил широкую поддержку Valve, нам говорит, как минимум, наличие пресловутого компендиума с Immortal-предметами, монополией на разработку которых обладают владельцы Dota 2.
Здесь стоит напомнить читателю о том, какие отзывы оставляли игроки о чемпионате с призовым фондом в $3 000 000+. Естественно, тут не обошлось без главного критика турниров по Dota 2 – экс-игрока C9 и нынешнего участника Team Secret, EternalEnvy. После DAC Джеки пробило на один из самых известных его блогов, в котором он расписал все недостатки турнира, которых оказалось немало. Не будем цитировать господина Мао, кто хочет его перечитать, есть перевод этого блога на русский язык от Virtus.Pro, который легко гуглится.
Не стоит забывать о том, что на турнире не было ни русскоязычных комментаторов, ни аналитиков. Если мне не изменяет память, единственным представителем ныне существующего RuHub’а была Ineska, взявшая огромное количество интервью на турнире (тут мы вспоминаем известный монолог Funnik’а, игравшего тогда в Na’Vi, о китайских организаторах и шутки про то, что больше его в Китай не позовут. Липатников также остался, мягко говоря, недоволен этим турниром).
Все эти факты настораживают в преддверии ”Шанхайского главного турнира”. Конечно, вряд ли Valve допустят посягательства на их безупречную репутацию в организации мероприятий, но все прекрасно знают извечные проблемы с расписанием и серверами на китайских чемпионатах. И эти вопросы Valve до сих пор не решили.
2) Участники турнира и квалификации.
Начиная с TI5, Valve при поддержке FACEIT запустили систему открытых квалификаций на свои турниры, которая бустанула развитие сцены и дала мотивацию молодым игрокам. Их в последнее время появилось огромное множество даже на нашей любимой и дорогой СНГ-сцене: Iceberg, AfterLife и RAMZES666 сейчас на пути в Шанхай, General и ArsZeqq неплохо играли на квалах, а PSM’а взяли в Na’Vi, пусть и ненадолго, именно после того, как Yellow Submarine попали на квалификации к TI5, где отлично выступили.
Эта же система открытых отборочных дала почву для дискуссий о том, нужен ли СНГ отдельный квалификационный регион, ведь на Open-квалификациях было несколько вполне достойных СНГ-команд, на которых было бы интересно посмотреть в контексте игры с всеми известными коллективами. На Main-квалификации 7 из 8 приглашений получили команды из СНГ, а восьмыми стали Team Liquid, которые не удостоились прямого инвайта, даже будучи на 5 месте в мире в рейтинге GosuGamers и показав достойные результаты на большинстве крупных турниров.
Несмотря на это, вряд ли возможно разделение регионов, поскольку в Европе сейчас не так много конкурентоспособных команд, чтобы сделать для них отдельные квалификации. Есть несколько хороших команд, которые не смогли преодолеть открытые отборы в Bo1-мясорубке, но их все равно недостаточно (речь идет о Kaipi, STARK, E-Lab, Steak).
Единственно правильным вариантом представляется увеличение слотов для европейской квалификации и, как следствие, увеличение квот на самом турнире до 3-4. Здесь встает достаточно тонкий вопрос о справедливости распределения слотов по регионам. На данный момент Америка, Европа, Китай и Юго-Восточная Азия получают по 2 места на команды из квалификаций и “как повезет” по прямым инвайтам. Честно ли это? С одной стороны, можно сказать, что если регион хочет большее представительство на турнире, то он может постараться и получить больше слотов путем прямых приглашений. Это тоже правда. Но с другой стороны, давайте посмотрим на те же самые Rankng-системы GosuGamers и JoinDOTA. Из первых 16 команд в рейтингах 8 и 7 – европейские, 5 – китайские, 2 и 3 – американские и лишь Fnatic удостоились хоть какого-то места среди первых 16 команд мира от Юго-Восточной Азии. Отсюда вопрос – действительно ли MVP Phoenix (22 место) и Archon (27 место) больше заслуживают места на Major чем Empire(11) и Vega(16)? Вряд ли кто-то может сказать, что это действительно так.
Да, можно рассуждать на тему того, что из-за разницы в пинге, и, как следствие, невозможности проведения общих квалификаций, ведь нельзя точно сказать, кто сильнее: «имперцы» и «акулы» или «архоны» с «фениксами». Но если объективно оценивать уровень Dota-сцены в Юго-Восточной Азии и Америке, то станет понятно, что он очевидно ниже среднеевропейского. Поэтому, на мой взгляд, правильнее было бы отдать Европе 4 слота, а Америке и Юго-Восточной Азии оставить по одному.
Другой же вариант – формат The International. Отсутствие WildCard-турнира на Major представляется несколько странным с учетом того, что на главных турнирах годах он стабильно используется.
Тут возникает еще один важный вопрос: Major по Dota нужны для объективного определения лучшей команды мира или для развития сцены? То, что такие команды, как Archon и MVP.Phoenix получают возможность побороться за призовой фонд в 3 млн долларов несомненно бустит развитие и появление tier-2 команд, как и подталкивает развитие Dota в регионе, где проводится турнир. Большее количество коллективов из различных регионов делает турнир интереснее для самих регионов, но при этом понижает уровень соревнования. Правильно ли это – решать Valve. Полагаю, что формат The International мы, скорее всего, не увидим просто потому, что это создает конкуренцию между Major и TI, понижает значение летнего турнира для сцены, что, естественно, не выгодно для компании Гейба Ньюелла.
Можно ли в таком случае называть победителей Major лучшими командами мира, если на турнире не участвуют топ-16 команд планеты? Если нет, то чем отличается Major по Dota от Starladder’a или ESL, кроме призового фонда турнира? Вряд ли лучшая команда мира определяется по количеству выигранных призовых за один раз. Чемпион должен определяться по скиkлу, по уровню командной игры и взаимодействию. И интересно, что более привлекательно для зрителя: наблюдать, как EG пройдутся катком по Team Archon за 20 минут или посмотреть на противостояние Vega – EG (которое в Нью-Йорке окончилось победой первых)?
P.S. Я не блогер. Я никогда не занимался блогингом и решил попробовать, потому что мне захотелось поделиться своими мыслями с людьми. Они могут показаться им интересными, а могут и сойти за бред сумаcшедшего – на вкус и цвет... Простите меня заранее за ошибки, которые я мог допустить (и скорее всего допустил).
P.P.S. Если кто-то дочитал до этого момента, то огромное вам человеческое спасибо.