«Если я выиграю чемпионат мира, я съем брокколи». Репортаж с финала чемпионата мира по League of Legends
31 октября в Берлине прошел чемпионат мира по игре League of Legends. В финале встречались две корейские команды: SK Telecom T1 и KOO Tigers. На кону: миллион долларов (сумма, которой уже никого не удивить в киберспорте), медали и кубок, за который бьются тысячи игроков. Корреспондент Cyber. Sports.ru съездил на самый престижный турнир, чтобы посмотреть, как десять молодых парней рвут шаблоны о киберспорте.
Faker — обманщик
Еще до начала чемпионата Riot Games выпустили сериал «Восхождение легенд», главными героями которого стали шесть профессиональных игроков из Азии, Бразилии, Европы и США. В киноленте Южную Корею представлял Ли «Faker» Сан Хек, чемпион мира 2013 года, звезда, секс-символ для азиатских дамочек. Многим он покажется школьником, учащимся 9-го класса, который еще и жизни-то не нюхал. Однако в свои 20 лет он уже успел заработать больше полумиллиона долларов на одних турнирах. Про зарплату, доходы от стримов даже и думать не хочется. Не исключено, что свой миллион он уже получил, работая на себя и команду в течение последних трех лет.
Faker никогда не бросается словами, усердно работает над собой, как настоящий профессионал, любит математику и ставит только невозможные цели. Стать двукратным чемпионом — одна из них.
В 2014 году Сан Хек потерпел фиаско — его команда SKT не попала в основную стадию чемпионата мира. Тогда же начали говорить, что корейская звезда погасла, что его хватило всего лишь на один сезон. Сдулся. Высказывания дворовых аналитиков стали бы реальностью, если бы не огромное желание снова поднять кубок и присутствие Ли «Easyhoon» Джи Хуна, игрока замены, который выступает на той же позиции, что и Faker. Нет серьезней стимула, чем здоровая конкуренция в команде.
Faker делил свое место в составе с одним из самых грозных мидеров Южной Кореи на протяжении всего 2015 года. В команде есть древний принцип: твой конкурент работает и на тебя, и на себя. Его задача: позволить сильнейшему стать еще лучше. Но, если ему удается проявить лучшие качества, то тебе ничего не остается, кроме как встать за его спину и ждать момента.
«Когда видишь, как твоя команда побеждает без тебя, радость совсем не та», — признается Сан Хек.
Чтобы понять, кто такой Faker, одного фильма будет мало. Хотя каждая фраза из него — ключ к его личности. Он скромный, добрый, стеснительный, душа и сердце команды. Можно представить Ли Сан Хека без SKT, но вот команду без Faker — нельзя. Он имеет такое же значение, как Суарез или Месси для «Барселоны», как Хенрик Лундквист для «Нью-Йорк Рейнджерс». Кто-то назовет его «задротом» или «ноулайфером», хотя на самом деле он просто предан любимой игре и профессии.
«Мое имя призывателя Faker. Faker, то есть обманщик, — это негативное понятие, но мне нравится».
«У меня такой характер. Я говорю только тогда, когда нужно. До того, как я стал профессионалом, я часто нервничал, теперь я стал увереннее в себе».
«Faker — очень скромный игрок. Он считает, что в мире много игроков его уровня. Но на мировой арене он лучший, он величайший, даже легендарный».
«Он что-то вроде божества в Китае».
«Я не считаю себя взрослым. Но, думаю, что разница между мальчиком и мужчиной в уверенности и ответственности».
«Внешнее давление становится внутренним. И оно сильное. Приходится учиться управлять им, чтобы продолжать выступать, несмотря на давление».
До финала соревнований остается два дня. В победу SKT верят и комментаторы, и аналитики, и большинство фанатов League of Legends. Похоже, в интернете практически нет людей, которые убеждены в обратном. Единственные, кто не хочет об этом думать, – это сами игроки SKT. У них есть целых два дня, чтобы подготовиться к самому важному матчу в их жизни.
Один за всех
Современный Берлин слабо похож на одну из самых завораживающих столиц в мире. То, что центр города перекопан вдоль и поперек, не радует даже местных жителей. Порой кажется, что единственное место, до которого не добрался ремонт после Второй мировой войны, — ресторан «У последней инстанции», в котором обедал сам Наполеон, и арена «Мерседес-Бенц», где будет проходить финал.
В самом городе ничто не намекает на чемпионат мира по League of Legends. По крайней мере, я не увидел никаких опознавательных знаков ни сонным сосисочным утром, ни пасмурным днем, ни туманным пивным вечером за день до пресс-конференции. По прибытию к зданию арены «Мерседес-Бенц» замечаешь две большие буквы GG, переливающиеся то синим, то красным, и статую Барона Нашора, монтаж которой еще не закончен.
Пресс-конференция начинается вовремя, без задержек. Переводчики на трех языках пытаются донести до журналистов основные мысли игроков. Не успевают, сбиваются, торопятся, стараются угнаться за словесным поездом. В помещении звучат стандартные вопросы в духе: «А не боитесь ли вы? А слабые стороны? А как готовились?» Скучно, просто и вполне ожидаемо. Игроки SKT и KOO Tigers сохраняют спокойствие, шутят и улыбаются. Хотя у «тигров» нет поводов это делать, вообще. Они показали на турнире практически все заготовки, которые оттачивали на тренировках дома.
— У меня вопрос к обеим командам. Расскажите, пожалуйста, вы сделаете что-нибудь особенное ради фанатов после победы?
— Пожалуй, мы не думали об этом, — доносится со стороны KOO Tigers. — Общение с нашими болельщиками очень важно для нас, поэтому мы устроим встречу с ними.
— Если я выиграю чемпионат мира, я съем брокколи, потому что моя прическа похожа на этот овощ, — говорит Faker.
Никто не понимает, почему именно брокколи. В чем смысл? Видимо, это особый корейский юмор. Недоумение сменяет смех.
— Вопрос к тренеру SKT Ким «kkOma» Джун Гюн. Как по-вашему, Faker поможет команде выиграть второй чемпионат мира?
— Да. Я работаю с ним 4 года, и сейчас он на пике своей формы. Я полностью в нем уверен.
Большинство журналистских вопросов адресованы корейской легенде. Однако все забывают, что вся команда SKT состоит исключительно из сильнейших игроков, словно перед нами русская пятерка «Детройта Ред Уингз».
Когда время заканчивается, игроков просят постоять минуту, чтобы их сфотографировали. На лице у некоторых читается, что лучше бы обошлись без всех этих вспышек. Но раз надо, они будут терпеть. Это для фанатов, для организации, для спонсоров. Они неторопливо спускаются по ступеням, когда все заканчивается. Никакой игры на камеры, которые провожают их до поворота. Никто даже не пытается позировать по ходу движения. Сфотографировали один раз — и хватит. Нам завтра играть. Со стороны так и не скажешь, что они соперники. Друзья.
Прошлое — это прошлое
С 10 утра перед ареной выстраиваются тысячи людей. Все билеты распроданы, организаторы соревнований ожидают аншлаг. На улице нет полиции, только сотни косплееров, наряженных в костюмы любимых героев. Им-то и предстоит развлекать народ.
Перед самым входом некоторым зрителям предлагают нацепить наклейку с названием любимого героя. Русских сразу выдает надпись «Your mom». Никаких тебе Teemo, Draven, Volibear. Вот «мамка» — это по-нашему. Сразу считывается культурный код. Чтобы посмотреть финал турнира, в Берлин приехали болельщики из Южной Кореи, Китая, США, Турции, Бразилии и, наверное, всех европейских стран. И хотя в финале играют две команды из Азии, это никого не волнует. Никто не посмеет отобрать праздник у настоящих фанатов игры.
Нынешнее устройство арены больше не напоминает кинотеатр. Раньше игроки были задвинуты на в самый конец площадки, но после The International (чемпионат мира по Dota 2) эта тенденция начала меняться. Игроки сидят в центре напротив друг друга в окружении болельщиков.
Пока зрителей маринуют на входе, техники проводят последние тесты аппаратуры. Свет, пиротехника, компьютеры — все готово. Выпускайте, кракена.
Когда двери распахиваются, болельщики заплывают внутрь. Они плавно переходят от магазина с игровой атрибутикой до сосисочной. Двенадцать тысяч мест заполняются за час. В эфир выходят аналитики, которые подробно рассказывают, что вообще сегодня будет происходить, и чем примечательны финалисты. В этот момент возникает только одно желание: начните уже скорее.
Но шоу должно идти по сценарию. Теперь короткие интервью со всеми участниками команд. На видео корейцы кажутся куда более опасными, чем в жизни. Вот сейчас их показывают такими, словно они за пацанов и двор стреляют в упор. Пафос выливается за края. Куда от него денешься, когда речь идет о финале чемпионате мира.
Предматчевые интервью плавно сменяются роликом про всех участников, которые начали путь к чемпионству, но так и не дошли до финала. Когда в кадре появляется испанец Энрике «xPeke» Седеньо Мартинез, зал бурно реагирует. Когда демонстрируют последний момент в карьере американского игрока Dyrus, на глазах наворачиваются слезы. Ушла целая эпоха и игрок титанических масштабов. И это понимает каждый.
Когда слезы утерты, пиво выпито, а от сосисок осталось одно лишь воспоминание, начинается представление команд. Женский металлический голос называет публике всех игроков. Никаких имен и фамилий, только ники — наше альтер-эго. Все проходит красиво, по задумке. Когда на всю арену звучит Faker, игрок срывается с места, быстро шагает к другой части зала, где его уже ждут напарники, после чего делает кувырок вперед. Зал взрывается овациями и одобрительными возгласами.
Он готовился. В его поступке нет ничего сверхъестественного. Ему это нужно было не для того, чтобы показать, какой он классный и знаменитый. Сан Хек продемонстрировал свою уверенность. Ту самую, о которой он говорил в фильме и на пресс-конференции. Он появился на сцене как король, который ни за что не смирился бы со вторым поражением в карьере. KkOma и Easyhoon превратили его в машину по уничтожению врагов. Хладнокровный убийца, каждое действие которого математически выверено.
Так и получилось. Первая игра из серии bo5 (до трех побед) — KOO Tigers повержены. Вторая — втоптаны в землю. Третья — первая попытка встать на ноги и указать SKT на место. Четвертая — последний гвоздь в гроб KOO Tigers. SK Telecom T1 становятся двукратными чемпионами. Аналитики счастливы, зрители неистовствуют, фанаты «тигров» расстроены.
Хотя сами игроки KOO Tigers не испытывают особого сожаления. После матча они обнимаются с победителями, хлопают друг друга по плечу. Конечно, им хотелось выиграть, но когда против тебя SKT, которые за весь турнир проиграли только в 1 партии из 16 (лучший результат в истории чемпионата мира), будешь радоваться и второму месту.
Наступает момент истины. Медали на шеях, кубок уже раз по 10 поцеловали. Рады все, кроме Ли Джи Хуна. Его команда выиграла, но без него. Герой и главная звезда — Faker, который держит в руках брокколи. Пора его съесть. И он его проглотил с удовольствием под аплодисменты зрителей. Пацан сказал, пацан сделал. Не то, что этот ваш Василий Уткин, который даже не смог подстричься налысо.
— Прошлое — это прошлое. Я живу настоящим. Так что сейчас я счастлив, — признается после матча Сан Хек.
А потом очередная формальная пресс-конференция и отъезд в отель. Никаких концертов, как в прошлые два года. Музыки и, правда, не хватало — даже после завершения финала люди остаются на трибунах. Вдруг, что еще будет, что-то же должно произойти. Хотя какая тут музыка, когда все мероприятие — сплошная песня.
Про этих скромных ребят, возможно, никто не будет писать рок-оперы или слагать легенды. Они просто талантливые и целеустремленные киберспортсмены, которые ежегодно хотят победить. Им не нужны скандалы, чтобы заявить о себе. Им достаточно выиграть чемпионат мира. А потом придут другие. И повторят тот же путь от начала и до конца.
Все фотографии предоставлены компанией Riot Games.