Бег на месте

Когда-то, относительно давно, я занимался чем-то,  что можно назвать: «киберспортивная журналистика». О «Dota2» тогда только ходили слухи, призовые в размере 50 тысяч долларов были невероятно большими, а 2 тысячи зрителей на «стриме» – это был уже серьезный успех.

Турниров тогда было мало, а некоторые их них до сих пор не выплачивали призовые. Частенько команды тогда собирались не вокруг харизматичного капитана или нескольких сильных игроков, а вокруг человека, у которого были деньги, чтобы оплатить переезд на турнир.

Загружаю...

Большинство в киберспортивной журналистике раньше работало либо за еду, либо за идею

Денег в киберспортивной журналистке, тогда почти не было, только некоторые, топовые журналисты получали более-менее неплохую заплату за свой труд. Большинство же работало либо за еду, либо за идею.  Поэтому «комьюнити» достаточно сдержано реагировало на качество создаваемого контента. Какой может быть спрос с человека, который, в большинстве случаев, практически безвозмездно тратит свое лично время на репортажи, комментирование, интервью, обзоры и т.д.

Где-то с полгода назад я, впервые за долгое время, решил посмотреть, как изменился киберспорт, и можно ли теперь уровень киберспортивных журналистов ставить на одну ступень с представителями Фемиды из других видов спорта. Киберспорт взлетел: суммы призовых выросли в десятки раз, во столько же раз увеличилось количество зрителей,  качество отечественной киберспортивной журналистики изменилось чуть больше, чем никак. Я сейчас говорю про русскоязычные киберспортивные СМИ. Контент, который создавался годами ранее школьниками, студентами и просто энтузиастами, с минимальным количеством денег и других ресурсов  – по-прежнему смотрится конкурентоспособным.

Безусловно, изменения есть: теперь тебе ненужно одновременно вести эфир, переключать камеры, читать “IRC канал” и «фиксить» технические неполадки. Сейчас  есть достаточное количество людей и аппаратуры, чтобы «стримы» не «лагали», микрофоны не шипели, а реклама включалась вовремя. На этом все.

Загружаю...

На тему комментаторов сказали уже достаточно, от себя хочу добавить, что до сих пор главным достоинством комментатора является не хорошо поставленная речь, отсутствие слов-паразитов и качественная подготовка к эфиру – а умение «рофлить» и отпускать «шуточки за 300».

Когда киберспорт был в андеграунде, все это было понятным и логичным. «Стримы» тогда собирали узкий круг зрителей, и основной задачей комментатора было развлечение людей во время многочисленных пауз и задержек. Различные шутки, «троллинг» и общение с чатом – все это выглядело нормальным. Даже знаменитое видео с Вилатом и кораблем смотрелось в духе того времени. Сейчас, когда киберспорт выходит из подполья – подобные приемы комментирования выглядят, как минимум, странно и неуместно.

Огромную боль у меня вызывает «смерть» печатной журналистики. 90% текстового контента – это копирайт новостей.  Все интервью, обзоры, аналитика – все в видео формате. Возможно, я один такой зануда, но я не хочу каждый раз слушать «эканья» и «мэканья»  на протяжении 20 минут интервью, которое можно прочитать за 10.

Интервью – это вообще отдельная тема. Большинство интервью с TI5 – очень слабые. Такое впечатление, что интервью делается, в первую очередь для того, чтобы посмеяться, сгенерировать как можно больше «рофлов» и «мемов». Я с большим уважением отношусь к организации «Natus Vincere», они лучше всех в СНГ работают со своей фан-базой, но девушка, которая берет для них интервью – это печаль. Я ничего не имею лично против нее, просто она очень плохо справляется со своей задачей. И никакого прогресса в этом, видимо, не намечается.

Очень грустно наблюдать за подобной стагнацией.  Ведь если отмотать время всего на несколько лет назад, то можно увидеть реально качественные репортажи и интервью, которые, например, делали «Марчелло» и «Лексич»:

Загружаю...

 1

Во многом, в низком качестве киберспортивной журналистики виновато и само «комьюнити». Русскоязычная киберспортивная журналистика очень напоминает русский кинематограф, который работает под девизом: «Пипл все схавает». Не задавали себе вопрос: почему каждый год выходят пачками очередные «Карлосоны» со звездами «КВН» и «Камеди клаба», после просмотра которых хочется выброситься из окна? Все потому что, эти, так называемые, фильмы окупаются и приносят доход. Так же работает у нас и киберспортивная журналистика.

Русскоязычная киберспортивная журналистика очень напоминает русский кинематограф

Зачем идти на курсы повышения квалификации, исправлять свои «косяки» и работать над качеством, если каждое видео набирает достаточное количество просмотров и «лайков».  Зачем долго готовится к интервью, если можно набросать за 10 минут пару вопросов, прочитать их с бумажки и несколько минут поулыбаться на камеру. Пока зрители все это смотрят, а рейтинги растут – никто не будет заморачиваться.

Загружаю...

Киберспорт в СНГ нельзя ставить в один ряд с футболом, баскетболом или хотя бы керлингом.  Я не могу себе представить ситуацию, когда во время матча по баскетболу комментатор начнет «срач» с игроком. Или  ситуацию, когда комментатор в прямом эфире зальется двухминутным ржачем. Или шоу перенесут из-за того, что ведущий проспал.

За последние годы шаг вперед в киберпсорте сделали все: организаторы турниров, киберспортивные организации и сами игроки. Осталось только русскоязычным СМИ работать не только над количеством, но и над качеством контента.                                  

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Ни о чем