«В мечтах о зените» - Нужны ли фильмы о Доте?
Предпосылки
Как бы не считали многие ненавистники доты, она действительно за последние несколько лет перевернула мир киберспорта, заострив внимание миллионов на себе. Да, существовала Лига Легенд и другие МОБА игры, да по ним проводились чемпионаты с крупными призовыми фондами, но реальный дух киберспорта можно было учуять только в нескольких странах типа США и Китая (про Корею ничего говорить не стану). Сейчас же всё совершенно по-другому, к примеру в России: открываются киберстадионы, появляются крупные организации с большим финансированием и DotA 2 переходит на новый уровень - уровень Шоу! Ведь, игроки теперь готовы даже не играть в игру, им хочется наблюдать и испытывать от этого какие-либо эмоции.
Точкой отсчёта можно считать первый The International который поразил всех призовым фондом и дал стимул игрокам не просто играть в любимую игру, а серьезно настроиться для будущих состязаний. Всё это в итоге вылилось в грандиозные мероприятия по всему миру, которые сложно было представить обычному геймеру за год или два до первого инта.
Free to Play
Хоть, и первее вышел фильм "История одного турнира" - его точкой отсчёта я считать не беру - он для меня является более документальной смесью интервью, которые дают примерную картину о том, что такое The International и как он зарождался.
Вполне логично было для Valve снять фильм о своем первом чемпионате по DotA 2, который сделал огромнейший шаг в развитии старо-новой игры в сфере киберспорта. Фильм прекрасно отразил ту самую суть, где обычные компьютерные игроки стали спортсменами - всё это подкормили переживаниями родителей, друзей и самих игроков.
Ведь главное в фильме будь то художественном или документальном, в данном случае фильм являются смесью того и другого, - это передать идею. И авторы идеально справились с задачей, при этом не преследовали никаких особых коммерческих целей, за исключением конечно раскрутки собственного продукта, который в будущем принес бы прибыль.
Нужен ли жанр документального кино о киберспорте?
Free To Play стал родоночальником жанра, как многие считают и в котором, лично я особого смысла не вижу. Но, киберспортивные организации решили, что творение Valve не должно быть одним и данную деятельность стоит продолжать. Но, каков в этом смысл?
Если вдуматься, всё, что было пока снято, кроме "Истории одного турнира" нельзя считать чем-то требующим особого внимания. Не случилось пока ничего такого, что стоило бы освещать в полнометражном фильме. "По ту сторону экрана" уже был не так хорош как его предшественник, хоть они и весьма похожи друг на друга.
Проблема заключается в том, что такие произведения нужно понимать не как фильмы, либо тогда уж при съемке подходить к ним уже с другой стороны. Даже документальный фильм помимо каких-то исследований и проделанной работы в сфере, в которой он снят, должен нести какую идею и смысл. Документальный фильм, в каком-то смысле, можно понимать как дипломную работу, где автор решил поднять какую-то проблему, тщательно сделать исследование и заключение на основе проведенных исследований. К сожалению, ни в одном из текущих произведеней такого выявить невозможно - художественная ценность у них отсутствует.
Быть может, авторы и не преследуют таких целей, быть может они пытаются донести лишь информацию, которая была неизвестна обычным зрителям, которую автор компонует в отдельный видеоролик - но в таком случае, и работу нужно преподносить на несколько другом "блюдце".
А что, если подойти с другой стороны?
На данный момент у DotA 2 стоит еще одна серьезная проблема, которой не уделяют должного внимания и сами разработчики, либо они занимаются этим, но мы еще не в курсе - это история мира Доты. Как известно, Дота зародилась путем создания карты для Warcraft 3 и тем самым позаимствовала часть "лора" для своей истории. Переквалифицировавшись в отдельный продукт под названием DotA 2, появилась нужда в создании полноценного собственного лора, который можно было бы считать единым.
На данный момент - единственное, что есть у лора доты - это истории героев, которые местами перекликаются и имеют серьезные дырки. Как раз закрытием этим дырок сейчас занимается само сообщество игроков в DotA 2, нежели разработчики, путем создания различных видеороликов. Source Filmmaker на практике показал, что игроки сами хотят творить и при этом творят действительно хорошо. Почему бы не превратить это всё в создание полнометражного фильма по лору DotA 2, который оказался бы ни чуть не менее интересным чем тот же Free To Play, ведь играя в DotA 2, обычные игроки берут персонажей не только потому, что у них есть определенный набор навыков, а потому как они симпатизируют им в каком-то смысле.
Одной такоей идеей был Дневник или Diary, который создал иностранный YouTube канал DotA2PortalTV в виде аудиоряда на фоне артов по DotA 2 рассказывающего о жизне обычного крипа сил света идущего на войну с силами тьмы. Нам понравилась данная инициатива и мы её превратили в полноценный сериал, отсняв уже 11 эпизодов, которые в сумме насчитывают почти целый час SFM материала. И мы не собираемся останавливаться, а наоборот продолжать эту идею!
Что в итоге?
Документальные фильмы имеют место быть, но им не хватает хоть немного души. Стоит вложить в них драму, идею - что-то такое, что заставляло бы зрителя переживать и обдумывать просмотренное, а не просто донесение какой-либо информации зрителю, которой он еще не знал.
Если взять, к примеру, футбол, то у него совсем не так много художественных или документальных фильмов. Залогом успеха является правильный выбор идеи или точки отсчета, что, к примеру, было сделано при создании фильма "Человек, который изменил всё", где взяли веху в истории бейсбола и перенесли на экраны, со всеми переживаниями и подводными камнями. Также, я считаю, можно и сделать с перерождением DotA 1 в DotA 2, только не на примере The International 2011 и каких-то игроков. Достаточно, я считаю взять какую-то одну команду или даже игрока, для которого путь действительно был сложен и труден.
В данном записи я не хочу никого задеть и тем более оскорбить. Я всегда за уникальные инициативы направленные на благие дела. Тем, кто занимается разработкой данных произведений я желаю лишь успеха и художественного роста! Как бы то ни было, это всё сугубо мои размышления на данную тему.
Спасибо за внимание.
С вами был Дмитрий «finargot» Плюснин.