«Бешикташ» и League of Legends. Локальные решения на глобальном рынке

На прошлой неделе, в Москве, прошла конференция Riot Games. Все было интересно, советую поискать в сети публикации, многое можно почитать на этом ресурсе, недостатка информации нет.

Много внимания было уделено интересному (уникальному в своем роде?) примеру сотрудничества турецкого спортивного клуба «Бешикташ» и локального представительства компании Riot Games в Турции. Одна из команд, играющая в про-лиге в «League of Legends» получила фактически новое имя, и стала частью большого спортивного сообщества.

Дисклеймер: Далее о том, как невозбранно круты турки и их старания. Без сарказма. Этот случай прецедент в мировой практике, и пример сильнейшего менеджмента и классных решений, как со стороны «Бешикташа», так и со стороны представителей игры. И почему это все невозможно в наших широтах.  

Для начала, давайте немного углубимся в историю. Иначе весь этот материал просто не имеет смысла. В начале 20-го века активно начали формироваться различные спортивные общества, запустили активно паровозы-пароходы стало веселее перемещаться по планете, вот-вот и самолеты полетят по пассажирским маршрутам. И людишки по планете начинают думать, как бы организовать соревнования поинтереснее и друг друга начать побеждать. Все хотят заниматься спортом усердно, искать единомышленников, создавать себе клубы по интересам, так или иначе привязанным к месту жительства идейных вдохновителей. Вот хоть ты тресни, но все, так или иначе знаменитые на данный момент спортивные сообщества или клубы привязаны к чему-то географическому намертво. И «Челси» это как ни крути район в Лондоне и деревушка недалеко от столицы, и «Барселона» тебе столица Каталонии, и так далее, вплоть до «Черноморца» из Одессы. Это касательно Старого Света, но очень и очень близко к истине касательно других мест на земном шаре. В результате эволюционного технологического процесса, люди в разных странах начали больше общаться, мир шагнул на встречу глобализации. Нас интересует спорт, и здесь все просто. В процессе путешествий-общения все вприпрыжку делились правилами различных игр, спортивными снарядами и методами их изготовления, организовывали всяческие стихийные и серьёзные федерации для общих вопросов. Кстати флагманом почти всегда был футбол, влиятельная морская держава Великобритания щедро доставляла своих граждан во все концы света, где поданные предлагали всем кому ни лень погонять мяч. Собственно, если очень интересна история спорта, гугль вам в радость.

Загружаю...

Только важно одну ремарку сделать. Спортивное общество и футбольный клуб таки две большие разницы. Хотя чаще всего, само объединение, начиналось именно с организации футбольной команды. Вот вам статья от Нины Ивановны Википедии. Про Фенербахче. Если мы уже решили про Турцию. В двух словах, 1907 год, создана команда наверняка прекрасными и не безразличными людьми, названа по имени местности «Фенер» (тур.) – маяк, «бахче»(тур.) – сад. Сейчас, давайте посмотрим, что имеет в своем активе спортивное общество, или проще говоря клуб «Фенербахче». Футбольный клуб, баскетбольный мужской и женский клубы, волейбол, бокс, легкая атлетика и прочие интересности. Логотипы мне больше всего нравятся во всей этой истории. Вот картинка.

Загружаю...

Что я хочу донести. Видов спорта, так или иначе собранных под желто-синими знаменами «Фенербахче» около 10-ти. У «Галатасарая» и «Бешикташа» такая же история.  У каждой отдельно взятой команды, свое управление и бюджет. Наиболее известным и именитым у каждого из обществ является футбольный клуб. Все логично. Самый популярный вид спорта на земле. С которого все и начиналось. Куча болельщиков. Все в порядке. Самое главное понимать, турки, к слову страстные болельщики любого спорта как такового, на данный момент имеют структуры своих спортивных сообществ, удивительно напоминающие структуры киберспортивных организаций! Судите сами, «спортивное общество Natus Vincere» – в составе которого команды по Dota2, CS:GO, World of Tanks, HOTS.

И сама суть, что можно сформировать большое количество поклонников бренда, имени, которое представляет значимость, за счет успехов флагманской команды, или других команд состава. И стратегию коммуникации со своими фанатами, можно строить интереснее, легче, делать ее более гибкой. С точки зрения коммерческой привлекательности, спортивный клуб с множеством команд, интереснее «монобрендового» футбольного клуба.

Загружаю...

Поэтому, когда мы слышим – «Бешикташ» подписал состав по «Лиге Легенд», нам кажется, что серьёзные дядьки управленцы футбольного клуба, слегка перегрелись и уже и не знают где себе еще аудитории болельщиков на стадион собрать. А смысл все же другом и это интереснее.

Является ли действие, решение со стороны «Бешикташа» логичным и правильным? По поводу правильности решать не мне, а вот логика железобетонная. Похоже на спорт, является видом спорта? Да. Добавляет новую и несомненно перспективную аудиторию к общей армии поклонников клуба? Да. Повышает ценность и значимость клуба (общества) в целом в глазах молодого поколения? Да. Отражается на продажах символики клуба, сувениров, одежде? Скорее всего – да. Существует ли возможность, привлечь внимание молодой аудитории к традиционным видам спорта и командам в составе клуба, увидим ли мы это аудиторию или хоть какую-то ее часть на стадионе? Очень может быть.

Все счастливы. Паззл сложился. Однако, чтобы его сложить, пришлось немало попотеть, но конечный результат того стоит.

Со стороны «League of Legends» это просто праздник. Имея в своем активе вот такой пример, можно смело стучаться в любые двери спонсоров и партнеров, вести диалог с чиновниками любого уровня и чувствовать себя хорошо и уверенно. «Здравствуйте, мы Riot Games и у нас все хорошо. Вот трансляции уровня телевизионных вот цифры просмотров в сети. Вот количество и возраст аудитории наших серверов. Да, да все реально. Ну и еще у нас в про-лиге «Бешикташ». Небрежно так, и лениво обмахиваясь этим статусом. Который сам по себе ничего не дает. Статус дает возможности. Которых раньше у киберспорта в Турции не было.

Загружаю...

В нашем, но таки бывшем СССР все развивалось по схожему сценарию, но иначе. Чаще всего, клуб-общество получали принадлежность к определенному профессиональному направлению,  так или иначе поддерживались или конкретным предприятием, или были флагманом некой отрасли, или закреплялись за целым министерством. Ни для кого не секрет, как расшифровывается ЦСКА или факт, что футбольных клубов «Динамо» было штук 40-к разных. Москва, Киев, Минс, Тбилиси и так далее. На то были свои причины, «Динамо», появившееся в 1923 году было спортивным обществом НКВД, а позже Министерства Внутренних дел. Не об этом.

Динамо до такой степени «достояние народа», что непонятно где начинается бренд «Динамо» его структура, и где заканчивается. Самая главная сложность, заключается что «Динамо» есть везде. Легендарная буква «Д» заключенная в ромб, знакома каждому человеку, который хоть как то интересуется спортом. Но, бренд «Динамо» так сильно размазан по территории бывшего Союза, что у каждого болельщика свои ассоциации с ним. И если рассматривать саму возможность, что некая киберспортивная команда, продемонстрирует заинтересованность присоединиться к большому обществу, то непонятно кто выиграет от этого в конечном итоге. Помните – турки, играют в Турции, болеют в Турции, все внутри, система замкнута.

Вот взять Хеллрейзерс. Состав по CS.GO. До ухода Михаила Столярова, команда была абсолютно многонациональной, сейчас два казаха, три украинца. Вот куда их? Под крыло киевского «Динамо» или в «Кайрат»? Прямо икать начал, как представил. Хотя это неплохая команда… И поклонники ее, живут в разных концах необъятной бывшей империи.

Основной проблемой, как бы странно это не прозвучало, является сам язык нашего киберспорта и всех трансляций соответственно. Это русский язык. Который знают и спокойно воспринимают на слух и в Украине, и в Казахстане, и Беларуси. При этом, чаще всего, для производителей компьютерных игр, все это один и тот же, огромный рынок. Необходимо только локально работать с обеспечением микротранзакций и все счастливы. При этом, все коммунити игры, является по сути русскоязычным, но проживает на разных территориях.

Загружаю...

К чему веду, везде болеют за РАЗНОЕ «Динамо», не за разные составы с разными видами спорта, а исключительно за РАЗНЫЕ организации, имеющие свое управление и отдельную жизнь, свои источники финансирования и прибыли. Непонятно, как отразится на продажах одежды или сувенирной продукции появление некого киберспортивного «Динамо». Вы спросите какой именно одежды – хоккей, футбол, Москва, Минск? И это самый правильный вопрос. Если я покупаю некую футболку «Фенербахче», я все этим сказал – поддерживаю какую то команду, по одному из видов спорта в составе общества, скорее всего футбол, но это детали. Если на мне одежда с буквой «Д», то вопросов, гораздо больше чем ответов.

И финальный абзац, которым в принципе можно заменить всю статью. В Турции, люди находятся в одном языковом пространстве и единых границах государства. Это замкнутая система, в которой удобно организовывать трансляцию киберспортивных мероприятий на турецком языке, зная, что спонсоры и партнеры получают свои просмотры от целевой аудитории находящейся внутри страны. В СНГ, где основным языком киберспорта является русский, партнер трансляции\команды\чемпионата получает аудиторию, неравномерно распределенную по 3-4 странам, хотя продажи и отклик его интересуют в одной.

И это ни хорошо и не плохо. С этим надо учиться работать.  

P.S. Твиттер мой, он для того, чтобы подписываться. Если что. 

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Киберспорт такой киберспорт