Интервью мне запили. Или почему спикер никому ничего не должен

Что делать, если тебе отказали в интервью.

В одном из наших блогов появилась запись про то, что игроки состава команды Virtus Pro по Dota 2 не захотели отвечать на вопросы одного из наших постоянных авторов. Если коротко, он написал трем киберспортсменам: двое из них промолчали, а Илья «Lil» Ильюк заявил, что ему это неинтересно. Администраторы фан-групп тоже никак не отреагировали на просьбу помочь связаться с игроками. В нашей истории нет правых и виноватых, и я поясню, почему.

В киберспорте есть распространенная проблема: коллективы и организации зациклены только на себе. Довольно редко можно увидеть какой-то блог или комментарий о прошедшем матче после поражения или победы на турнире. В основном мнения игроков приходится собирать по крупицам. Конечно, это не профессиональный спорт, где можно договориться об интервью с российскими хоккеистами или позвонить депутату и попросить его прокомментировать ситуацию с лимитом на легионеров. Там давно привыкли работать со СМИ, люди понимают: важно постоянно быть на слуху (хотя не до всех чиновников это пока что не дошло). Виноваты ли в этом сами киберспортивные организации? Да.

Загружаю...

До момента открытия небольшой редакции на Sports.ru о киберспорте было не принято писать для широкой массы людей. Со стороны он пока выглядит, как маленький междусобойчик, в котором крутятся большие деньги. И почему-то людям еще нравится в это играть и следить за этим. Мы постоянно сталкиваемся с проблемами, которые присущи киберспорту: никнеймы игроков, сленг в новостях и блогах — многое непонятно простым людям. В то же время, если начинать все разжевывать, возмущается традиционная аудитория. Мол, люди, которые читают про доту, и так знают то, о чем вы пишете. В общем, классическая модель непонимания, перестройку которой не так-то просто провести за два года и тем более за пару месяцев.

Второй момент: с киберспортивными командами никто никогда не работал, как в профессиональном спорте. Для многих это в новинку. «Я тут вообще-то на кнопки жму и к турниру готовлюсь, а меня все время просят что-то прокомментировать и написать, блог какой-то вести. Мне не нужны интервью», — так считают некоторые. И это, безусловно, неправильно. Болельщики, фанаты, враги — им всегда интересно, что происходит в стане той или иной команды. Если ты не на слуху, то ты никому не нужен. К тому же аудитория — не свора собак, которую нужно игнорировать. Если она лояльна к тебе, но тебе на нее плевать, ничего хорошего не выйдет. Придет другой человек, который начнет работать с ней, и она полюбит его.

Загружаю...

И дело не только в монетизации, но и в репутации. Посмотрите, как работают футбольные команды, спортсмены, как настроены на диалог Riot Games. Большинство из них открыты для общения и в день дают по несколько комментариев по любой теме. Травма Месси, покупка «Спартака», повреждение Анюкова, успехи Агнешки Радвански — мир живет и дышит любыми интересными новостями. Придумать формат для взаимодействия с аудиторией или спонсорами не так-то уж и сложно. Пытались ли они? Я не знаю.

Мы уже давно вышли за рамки того, что игры никому неинтересны. Практически каждый кто имеет смартфон или планшет, во что-нибудь да играет. Просто все привыкли, что киберспортсмены нужны только тогда, когда кто-нибудь умирает или разводится, а не тогда, когда проходит чемпионат мира в Корее на стадионе, который полностью забили фанаты League of Legends. Так, по крайней мере, на радио или телевидении. Ну и плевать на него. В интернете хватает изданий, подкастов, где можно попытаться заявить о себе. Завоевать лояльность — не дело пяти минут. Это ежедневная кропотливая работа не только со стороны организаций, но и со стороны прессы. Правда, когда интересно только одной из сторон, то это тупик.

Виноват ли Lil в нынешней ситуации? Нет. Его право: соглашаться или отказываться давать интервью и комментарий. То, как отреагируют другие, совсем иное дело. Не важно, кто ты: журналист или блогер, спикер никогда не обязан давать тебе комментарий, даже если он заинтересован в нем. Чего уж тем более не следует делать, писать в свой же блог, что все зазвездившиеся идиоты. Даже если сказанное правда, мы не имеем такого права. Это некрасиво, низко и не делает нас лучше. Если VP вообще никак не отреагируют на эту публикацию, дадут человеку второй шанс, договорятся с ним об интервью и начнут в дальнейшем относиться к авторам, которые ведут у нас блог, несколько лояльнее — получится история успеха. В худшем — они просто перестанут работать с человеком, даже не начав. Так бывает, хотя это в их интересах, чтобы про организацию писали много, хорошо или плохо — другой расклад.

Загружаю...

Важно понимать, что мнения не продаются. И если кто-то написал про команду плохо (без простите, прямых оскорблений и нецензурной брани), не значит, что с человеком нужно срочно бросать сотрудничать. Это всего лишь мнение, которое стоит учитывать. Но обязан ли так поступить менеджмент VP? Нет.

Не зря говорят, что там, где одна дверь закрывается, в другом месте — открывается, нужно лишь ее найти. Автор сделал правильно, что решил обратиться к команде Vega после отказа от игроков VP. Прав ли он был по содержанию? Нет. Важно понимать, что если ты хочешь что-то сделать для своего блога и тебе нужно чье-то мнение по теме, будь корректным. «Привет. Осилишь ли ты интервью?» — подход к братану. Перед нами всегда стоит человек, которого, как правило, мы не знаем, а он нас и подавно. Поэтому соблюдаем одно важное правило этикета — не быть ****** (плохим человеком). Вне зависимости от возраста собеседника мы всегда ведем себя уважительно. Всегда представляемся, рассказываем о себе и коротко о том, что хотели бы узнать у спикера. 

Загружаю...

Когда Аршавин говорит болельщику, что «ваши ожидания — ваши проблемы», он прав. К нему подошел незнакомый персонаж после поражения команды на турнире и начал назойливо приставать. Чего он еще ожидал, я не понимаю. Будь вы журналист или блогер, к вам это тоже относится. Не ответил? Неинтересно? Ну, ладно. Обращусь к другому. Так бывает, и мы никак не можем повлиять на человека или менеджмент организации. Работать с ним или нет в будущем — каждый решает сам. 

Договариваться с игроком можно двумя способами: написать лично или выйти на него через менеджмент организации, прикрепив при этом ссылку на блог и публикации. Даже если люди вас не знают, они по материалам поймут, с кем имеют дело.  

Если представить, что согласие на интервью получено, то к нему необходимо готовиться, чтобы не повторять вопросы своих коллег. Нет ничего хуже, когда спикер дает 10 интервью, в которых отвечает на однотипные вопросы. Их это невероятно бесит. В итоге получается скучный бубнеж на 15 минут, который никому не интересен. И вы расстроитесь, и ваш собеседник. Хорошего интервьюера от профессионала отличает одно качество: хороший читает все по блокноту, профессионал выстраивает беседу, как Илья Азар. Но таким вещам учатся годами. 

Загружаю...

Если по итогам интервью вас просят прислать текст на сверку, не отказывайте, но помните, что чтение перед публикацией отличается от редактирования. Журналист ничего не обязан переделывать, если это не рекламный материал. Если же интервьюируемый после публикации обвиняет вас во лжи и утверждает, что он чего-то не говорил, дайте ему послушать диктофонную запись. В 90% случаев люди забирают свои слова обратно. Запись интервью — ваша ядерная бомба.

Я это все к чему расписываю… Если вы, дорогие блогеры, хотите попробовать себя в роли журналистов и брать интервью на регулярной основе, учитесь на ошибках и будьте готовы к отказам. Киберспорт — это не то место, где каждому открыта дорога. Если не получается сделать материал с профессиональным игроком или комментатором, обратите внимание на команды поменьше. Возможно, там вы найдете несколько отличных коллективов, о которых пока никто не написал. Не стоит упираться в профессионалов, которые не желают с вами общаться.

И главное: вы будете всегда ошибаться, иначе у вас никогда ничего не получится. Этот текст должен хоть немного, но помочь избежать нелепых и скандальных ситуаций. Мы ценим все, что вы пишете у нас на сайте. Мы отбираем лучшее для читателей и даем возможность высказаться каждому. Но, пожалуйста, уважайте спикеров и помните, что они вам ничего не обязаны, даже если они это делают себе во вред и ведут себя по-свински. 

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Explosive Sheep