Киберспортивная дурналистика

Нам всем хочется играть в большой спорт. Большие призовые, огромные стадионы, профессиональные игроки, контракты и ответственные организаторы. Но всего этого просто-напросто не будет без  должного освещения. И здесь в большую игру вступают всевозможные медиа. Только если косяки всех описанных сторон принято выносить на общественный суд, то СМИ как-то стоят в сторонке, ибо хаять самих себя – дело неблагодарное. Только поговорить явно есть о чем: о проблемах киберспортивной журналистики и о том, как их можно решить.

1. Игра в факт

Основа всего в медиа – это факт. Что-то случилось, что-то не случилось, кто-то сказал, кто-то отреагировал. Простые привычные вещи становятся информационным поводом. Только, к сожалению, пока этот повод доходит до публикации, он умудряется исказиться через десяток рук и уст, желающих к этому факту прикрутить свое мнение. Тем же, кто доносит эти новости, то ли слишком сложно, то ли просто лень найти их реальный первоисточник и отделить вкусную конфету факта от разноцветного фантика мнения. И что самое главное, преподносится это как правда в чистейшем ее виде без каких-либо примесей. Кушайте, дорогие читатели/слушатели/зрители. Все равно концов не найдете.

Загружаю...

Только если в «большой журналистике» подобная проблема – это плод закрытости части систем, то здесь – это просто лень или нежелание разобраться в ситуации. Вилат написал в твиттере свое мнение о «решаффле» в СНГ – сделаем из этого невероятную новость с крутым заголовком! Зачем ненужная трата времени на проверки или хотя бы адекватный перевод?  

Выход: следить за тем, откуда вырастают ноги у фактов. Это не долго, в существующих условиях не так уж и сложно, но необходимо. Без этого половина «новостей» становится фикцией.

2. Время – вперед! Или назад

Две проблемы, которые тесно связаны, но прямо противоположны: мы слишком торопимся или невероятно тормозим.

Проблема раз: появилось сообщение – давайте делать из него новость. Правда, неправда, шутка, сарказм, просто комментарий или даже кого-то взломали – неважно. Скорость – залог успеха. Наскоро накропать новостюшку, не дождавшись ни одного возможного подтверждения, тем самым произведя фурор. Вот только что Brax написал загадочное сообщение о возможной команде – и из нее тут же сделали анонс. А это сообщение даже утвердительного характера не носило! Зато посещаемость на сайт наверняка нагнало. Только поверят ли вам в следующий раз?

Загружаю...

Проблема два: новость пришла – но она подождет. Почему? Не понятно. Может, звезды еще не сошлись, может, кофе не достаточно крепкий. Только через 6 часов новость в ее изначальном виде уже никому не нужна. Ее не то что успели опубликовать, ее успели обсудить, переврать, а некоторые даже начали забывать.

Выход: потратить 15-20 минут своей жизни на ожидание подтверждения факта. Чаще всего, этого времени достаточно для реакции людей, которым можно доверять. Это время можно посвятить тому, чего так не хватает современным киберспортивным новостям – мелким деталям. Пара строк об игроке, дополнительная информация о турнире – это та самая часть, которая введет читателя в курс всего дела, а не отдельного его фрагмента. Чтобы не отвечать потом на вопросы в комментариях «а почему?», «а кто это?», «а когда?». Тот, кто уже знает об этом – пропустит пару строк, а только что узнавший сэкономит ваше время и поблагодарит за проявленную заботу (где-то очень глубоко в душе).

3. Общение со стенами

Отдельный вопрос в системе киберспортивной «дурналистики» – это интервью. Не так давно о проблемах этого жанра говорил Чарли, менеджер EG. Говорил жестко, грубо, но правдиво. То, во что превратились вью в киберспорте – это набор стандартных вопросов «как дела, как турнир». Из раза в раз. Изо дня в день. А потом возмущения «а чего это игроки не хотят приходить на пресс-дни и вообще нас избегают?». Потому что единицы стараются раскрыть собеседника, а не просто задать вопросы по списочку из планшета.

Загружаю...

Вы когда-нибудь смотрели интервью, которые делает Hot_Bid? Как он выводит игроков на истории, на свободные рассказы, как он становится участником беседы, а не живом вопросником а-ля «гугло-тетки». И каждый его собеседник раскрывает свой внутренний мир, характер и настроение, даже если пришел недовольным жизнью после бессонной ночи.

А что же мы видим в большинстве других случаев? Уткнувшегося в лист со стандартными вопросами «журналиста», который во время ответа игрока смотрит в планшетик и лениво поддакивает. Найдите вы хоть один интересный факт о своем собеседнике! Хоть что-то, за что зацепится глаз и ухо. Как ни странно, большинству зрителей/читателей плевать, как игроку турнир. Да и самому игроку на 10ый раз уже и рассказать нового нечего по этому поводу. В итоге получается продукт, скучный  чуть ли не для всех, кто до него дотронулся.

Выход: говорить с собеседником, а не просто задавать вопросы. Показать, что вы хоть что-то знаете о человеке и готовы слушать и воспринимать его. Ну и приготовить что-то интересней, чем «а у вас был буткемп перед турниром?»

4. Моя твоя не понимай

Еще одна проблема, состоящая из двух частей, только одной ногой она стоит внутри сообщества, а другой уже выходит за его рамки.

Первая часть ее проста до безумия: необходимость корректуры, редактуры, ну или банальной проверки орфографии вордом. Некоторые тексты не то что неприятно читать по этой причине, у них появляются пара-тройка новых смыслов из-за неправильно расставленных запятых, ошибок и опечаток. Из недавних «забавных» случаев – опечатка в нике LaNm’а, которая превратила его в «никому еще неизвестного игрока, который не был замечен в профессиональных командах».

Загружаю...

Вторая часть проблемы исправляется сложнее, но и несет в себе больше смысловой нагрузки. Она касается того, к чему мы все так стремимся – популяризации киберспорта среди широких и малопосвященных масс.  Eсли нам так хочется рассказать, как все это на самом деле интересно, увлекательно и стояще – давайте говорить на понятном языке. Я не говорю об узконаправленных порталах, куда кроме дотеров никто не попадает. Я говорю о больших сайтах, на которых возлагается право нести доброе светлое и, черт подери, понятное! Меньше сленга, заумных словечек из словаря зарубежных комментаторов, и, глядишь, кто-то из «реального мира» откроет новость и не захлопнет ее в страхе, найдя там из знакомых буквосочетаний только предлоги. Прочитает, увлечется, и одним посвященным станет больше.

Выход: перечитывать тексты перед тем, как выставить  на сайт или в VK. А лучше всего прочитать вслух. Это займет пару минут, а косяки сразу будут видны и слышны самому себе.

5. Мы в ответе за тех, кого научили

Здесь все просто. Вы приучили сообщество к хайпу, постоянным скандалами и смешнявочкам – и оно требует подобного. Вы научите сообщество любить интересную аналитику – и оно будет стремиться к этому. Отмахиваться тем, что «это никому не интересно, всем все нравится и так» – самая бесполезная идея в мире. Ребенку тоже вполне удобно есть руками, но мы же учим его держать ложку. Так может пора научить зрителей и читателей смотреть на Доту не только как на веселую игру с забавными комментариями, а как на целую профессиональную сферу? И пока этого не сделают медиа, этого не сделает никто. Как бы ни было весело и интересно «повзрывать пуканы»(с), если заниматься только этим, киберспортивная журналистика не уйдет дальше любительства.

Загружаю...

6. Не дальше своего двора

Проблема, которая мне видится одной из ключевых. Мы зациклены исключительно на европейской сцене. В этом, в общем-то, нет ничего неожиданного: эта тема явно интересней читателям и зрителям из СНГ. Но это совсем не значит, что другие дивизионы не существуют в информационном пространстве и про них надо просто забыть. Ведь здесь тоже палка о двух концах: почему людям не интересна эта информация? Да потому что они обо всех этих командах и людях слышат впервые в жизни. Только узнать об этом раньше они могли только из СМИ. Так может, стоит уделять время своеобразному ликбезу о SEA-сцене или американских коллективах? Не думаю, что на всем СНГ-пространстве нет ни одного задрота азиатской Доты, который бы рассказал о ней понятно и интересно. Человека, который бы мог перевести новости или хотя бы знает, где их можно найти, кроме твиттера GodBlessMali. Просто дать клич, просто предложить возможность.

Ведь слову «массовость» в аббревиатуре СМИ соответствует не только количество потребителей, но и охват информации. А пока мы сидим каждый в своем мирке по дивизионам и тыкаем друг в друга пальчиками со словами «ууу, закрытый регион, ничего про них не знаем».

Загружаю...

 

До большой спортивной журналистики киберспортивным СМИ еще расти и расти. Мы все еще играем в новости, а профессионалов своего дела здесь – единицы. Любой мало-мальски связно и интересно написанный текст вызывает бурю эмоций и радости, хотя хочется, чтобы это не было исключением из правил. Но пока всех устраивает то, что существует на данный момент. Потому что для всех это – норма. Потому что «пипл хавает». Потому что этот самый «пипл» не видел другого.

Системе необходимо выходить из состояния самообслуживания. Нам хочется профессиональных операторов, профессиональных менеджеров, профессиональных организаторов. Но чтобы действительно выглядеть достойно на мировой спортивной арене, нам в первую очередь нужны профессиональные журналисты.

 

А для тех, кто дочитал и уже готов кричать, что я в этом ничего не понимаю, объясню, откуда взялось это мнение. Я закончила факультет журналистики, я видела с десяток редакций от самых маленьких до одних из самых крупных в мире, я не понаслышке знаю, как работают электронные медиа и многое, что с ними связано. Год обучения в магистратуре я посвятила научному изучению феномена киберспортивной журналистики. И я просто болею этим делом. Я просто хочу, чтобы при виде сочетания «киберспортивная журналистика» у профессионалов слова не появлялась эта саркастическая ухмылка. 

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
Тян не могут в Доту