Киберспорт - спорт, которого нет

Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).

Все что Вы прочитаете, является только моим личным мнением и я ни в коем случае не навязываю его Вам.

Введение

Когда я работал в одной компании, директор по развитию, на одно мое высказывание ”Я являюсь экспертом в киберспорте”, ответил: “Ты становишься экспертом и профессионалом в своей области только после того, как станешь способен написать книгу-учебник о своем деле, да так, чтобы читатели после прочтения твоей работы понимали все так же, как и ты сам”.

Я действительно задумался над написанием этого учебника, но потом понял, что в отечественном киберспорте пока еще нет очень многих вещей. Писать стоит не учебник про то, как все работает, а книгу, в которой нужно просто объяснить читателям, что в данный момент из себя представляет киберспорт.

Загружаю...

1. Киберспорт - спорт, которого нет

Бесспорно, киберспорт это уже явление, которое нельзя отнести к маленькому сообществу. Это огромная аудитория, следящая за ТОПовыми командами, турнирами, и даже за личной жизнью игроков. Тем не менее, я считаю, что в нашей стране это всего лишь аудитория, которую нельзя считать индустрией и отраслью. Для начала, давайте разберемся, что такое спорт.

 

Цитата из Википедии:

 

Спорт (англ. sport, сокращение от первоначального старофранц. desport — «игра», «развлечение») — организованная по определённым правиламдеятельность людей, заключающаяся в сопоставлении их физических или интеллектуальных способностей, а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе.Спорт представляет собой специфический род физической и интеллектуальной активности, совершаемой с цельюсоревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки, тренировки. В сочетании с отдыхом, стремлением постепенного улучшения физического здоровья, повышения уровня интеллекта, получения морального удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшения собственных физических возможностей и навыков, спорт предназначен для совершенствования физико-психических характеристик человека.

Загружаю...

Теперь давайте разберем, что есть в киберспорте от спорта, а чего нет. “Организованная по определённым правилам деятельность людей, состоящая в сопоставлении их физических или интеллектуальных способностей”. Да, с натяжкой можно сказать, что в киберспорте это есть. Есть турниры, есть основные правила проведения, есть команды, которые соревнуются между собой, причем делают это именно с помощью интеллектуальных способностей, а также, как показывают многочисленные исследования, задействуют и свои физические способности.

Идем дальше: “а также подготовка к этой деятельности и межличностные отношения, возникающие в её процессе.” Я надеюсь - ты меня простишь, уважаемый читатель, но за 16 лет в киберспорте, побывав в различных ролях: игрока, тренера, менеджера, организатора турниров и владельца топ-команд, я до сих пор не увидел ни у одной команды либо игрока стандартизированного подхода к тренировкам. О какой подготовке к киберспортивной деятельности может идти речь, если у нас нет элементарного инструмента, который бы позволил появляться новым молодым игрокам?

Бесспорно, есть определенные наработки в лучших командах страны. Есть какие-то разрозненные правила подготовки, но все это пришло спустя много лет, и все эти правила прижились потому, что результат их применения был виден сразу. Например, буткемп (сбор игроков, на одной территории для подготовки к какому-либо турниру), почему сейчас все нормальные команды проводят буткемп перед важным турниром? Есть несколько на то причин:

Загружаю...
  • Большинство команд состоят из жителей различных городов и общаются по интернету.
  • Во время буткемпа команда оттачивает свои навыки и стратегии, а игроки, находясь в непосредственной близости друг от друга, могут максимально быстро и эффективно обмениваться важной информацией.
  • Да и понять товарища по команде на буткемпе значительно проще, чем сделать это используя любые другие средства общения в интернете.

Именно поэтому, проведение буткемпа перед важным турниром стало правилом, которое надолго останется в киберспорте. Есть еще несколько правил, но их количество не превышает и десяти. Что же мы видим в реальном спорте? Огромное количество методик, сводов правил, регламентов и много другого. Когда это появится в киберспорте? Никогда, потому что нам это не нужно. Сейчас положение дел устраивает всех: организаторов турниров, команды, игроков, зрителей. Никто не замечает проблемы, которые можно решить только совместно. Тем не менее, как я уже сказал - это никому не нужно. Эти проблемы я опишу чуть позже.

Не будем отходить от темы, и продолжим: “спорт представляет собой специфический род физической и интеллектуальной активности, совершаемой с целью соревнования, а также целенаправленной подготовки к ним путём разминки, тренировки. В сочетании с отдыхом, стремлением постепенного улучшения физического здоровья, повышения уровня интеллекта, получения морального удовлетворения, стремления к совершенству, улучшению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшения собственных физических возможностей и навыков, спорт предназначен для совершенствования физико-психических характеристик человека.” 

Мне, как владельцу множества киберспортивных команд, да и сейчас в стенах Moscow Cyber Stadium, не приходилось видеть игроков, которые бы сочетали киберспорт с отдыхом. Если уже они играют, то от А до Я - и ни о каком отдыхе тут не может быть и речи, а об улучшении физического здоровья тем более.

Загружаю...

Повышение интеллекта - да, это бесспорно есть в киберспорте, все те, кто играют на профессиональном уровне далеко не самые заурядные личности. Они все способны разобраться в самых тяжелых моментах игры и скреативить новые старатегии.

Стремление к совершенству - нет, нет, и еще раз нет. У нас нет такого понятия. Оно у нас заменено словом: “Задротство”. Однако данная замена распространяется не только на само слово, но и на его смысл. Я, будучи игроком в баскетбол, после каждой тренировки делал по 1000 попаданий и это считалось обычным делом для того, чтобы улучшить свой бросок. В киберспорте есть только несколько человек, которых я знаю лично и которые действительно стремились к совершенству, но даже они не так это воспринимали, им просто нравилось это делать. И это из тех сотен, а может и тысяч игроков, которые мне встречались...Эти несколько человек - исключение, которое подтверждает правило.

“Стремление к достижению личных, групповых и абсолютных рекордов, славе, улучшению собственных физических возможностей и навыков”. Вы серьезно? Кто-нибудь сейчас играет ради рекордов или славы? Ради улучшения физических навыков? Деньги - вот единственное, за что сейчас играют профессиональные игроки, нет денег - нет игроков. Им сейчас невозможно объяснить, что всего десять лет назад на турниры вообще без призового фонда собиралось более 100 команд и коллективам, состоящим из 13-летних парней, было все равно против кого играть, против таких же как они или против многократных чемпионов. Эти 13-ти летние парни понимали, что они в начале пути и для них это бесценный опыт. Сейчас я слышу от команд высказывания: “Зачем приходить играть, если все равно выйграет ТОП команда”...

Загружаю...

“Спорт предназначен для совершенствования физико-психических характеристик человека.” Вот тут я бы перефразировал на киберспортивный лад: “Киберспорт предназначен для разложения физико-психических характеристик человека.” Естественно, не на все 100% игроков распространяется это утверждение, но на очень и очень большой процент. Да и закономерность тут также можно провести: чем моложе человек, тем больше на него влияет разложение. Хотите пример? Пожалуйста. Dota 2, любая игра паблика, в которой есть школьник. При малейшей нестандартной ситуации, у него происходит психологический срыв, ну или как говорят в сообществе “бомбит пукан”. Самое ужасное, что это всеми воспринимается уже как обыденное дело.

Загружаю...

В реальном спорте акцент делается на “выращивание” нового поколения: Дюсшор, спортивные интернаты, интернаты олимпийского резерва и многое другое. Что из этого есть в киберспорте? Ничего. В этом месте надо представить себе пустыню, в которой ничего нет, кроме песка. Да да да, именно так сейчас обстоят дела у нас с молодыми игроками. Я не говорю что их вообще нет. Да, они появляются, но опять же, их количество настолько ничтожно, что это опять же скорее исключение из правил, чем доказательство неверности правила. У нас на профессиональной сцене уже 10 лет одни и те же личности: GOD, Dread, Goblack в Dota2, Dosia, Blade, Zeus в CS а теперь и в CS:GO. Что за 10 лет не нашлось никого, кто бы мог перефармить ХВОСТ`a? Или не нашлось того, кто бы мог перестрелять Adren`a? Наверняка нашлось, наверняка такие были и в достаточном количестве, но мы о них не узнали, потому что нет такого инструмента в киберспорте, который бы нам показал их. Который бы позволил им развить свои навыки. Который бы помог им набраться опыта….песок… песок, и ничего кроме песка….

 

Так что же такое киберспорт сейчас? Если сегодня попытаться дать определение этому понятию, то по моему скромному мнению - это должно звучать так: "Киберспорт, - это придаток игровой индустрии, для привлечения игроков, с целью получения с них прибыли, а также очень дешевая рекламная площадка для IT - индустрии."

Загружаю...

Я действительно считаю, что киберспорта не существует и именно эта позиция движет мной, когда я создаю те или иные проекты. Я искренне пытаюсь сделать так, чтобы киберспорт стал самостоятельной индустрией, но для этого надо еще внести нам всем массу изменений и в первую очередь осознать кто мы, и что такое киберспорт.

Именно так на сегодняшний день обстоят дела, и если честно я не знаю что лучше. То что было 10 лет назад, когда киберспорт был сам по себе, просто молодежной субкультурой, либо сейчас когда киберспорт является лишь крохотным винтиком в смежных индустриях, но в масштабах уже несоизмеримым с теми, какие были 10 лет назад. Конечно, я понимаю что любой прогресс - это хорошо и замечательно, но что нас ждет завтра? Кто будет играть завтра? Какие игры мы будем называть киберспортом? Кто будет следить за ним? На эти вопросы ответит только время…

 

Источник:

http://cyberstadium.ru/news/kibersport-sport-kotorogo-net-chast-1/

Автор:

Залилов "nirvana_sf" Максим. г. Москва.

Генеральный менеджер Moscow Cyber Stadium,

владелец организации Moscow Five,

главный организатор MCSOpen

VK: https://vk.com/papa_sf

Twitter: https://twitter.com/nirvana_sf

Facebook: https://www.facebook.com/zalilovmaxim

Site: http://cyberstadium.ru/

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
SurseriSosut
Популярные комментарии
inotora
Суровое мнение. Но не совсем понятно, какие изменения он ждет или пытается осуществить.
pwaju
Нирвана мне футболку Begrip до сих пор должен.))))
2 комментария Написать комментарий