Маятник Fy & ко

Свершилось то, чего западное дота-коммьюнити больше всего опасалось, а китайское, наоборот, ждало больше всего. Хотя, если оглянуться назад, то можно только удивиться, что китайский финал случился только на четвёртом по счёту The International.

Некоторые учёные говорят, что история движется по спирали. В отношении доты, я бы сказал, что история движется как маятник.

 В 2010-ом году, когда контакты восточной и западной доты начали происходить всё чаще и чаще, была очевидна доминация Китая. Для BurNing’а или ZSMJ’я брали какого-нибудь о-о-очень лейтового героя, типа Medusa, Alchemist или Spectre, потом полчаса охраняли своего керри и, ждали пока он нафармит хотя бы три-четыре слота. После этого уничтожить всех пятерых врагов, а потом башни, а потом бараки, а потом ещё сторону, а потом последнюю, а потом трон для него не было чем-то вызывающим трудности. Команда EHOME (BurNing, MMY, KingJ, QQQ, 820) придерживающаяся такой стратегии, во второй половине 2010-го за почти полгода проиграла всего одну игру. Русско-украинская команда DTS (Artstyle, LighTofHeaveN, Dendi, NS, Dread) тогда удивила весь мир абсолютно непонятной стратегией с Enchantress в чужом лесу и соломид Dazzle'ом. По всей видимости, китайская машина по размалыванию противников просто не смогла принять себе на вход такие данные и вышла из строя. Впрочем, этот матч был в групповом этапе и на результаты того турнира не повлиял — DTS проиграли полуфинал китайцам из команды Nirvana.cn, а EHOME легко разделались с теми в финале (тот турнир проходил по обычной олимпиской системе без верхней и нижней сетки).

Загружаю...

1

Загружаю...

Видео, посвящённое игре DTS на этом самом турнире. Люди, не игравшие в DotA Allstars, скорее всего ничего не поймут, а олдфагов пробьёт на слезу:) А ещё — молодой V1lat в одном из моментов, который тогда в первую очередь был менеджером DTS, и только потом — комментатором

То ли Европа просто решила”Хватит это терпеть!”, то ли, что более вероятно, китайцы просто не восприняли всерьёз разницу между детищем “Valve” и привычной “DotA Allstars” и не посчитали нужным готовится к первому в истории киберспортивному турниру на миллион долларов. Факт остаётся фактом: победа на The International досталась западной сцене. Ограниченный выбор героев, и, в частности, хард-керри (Artstyle, к примеру, почти во всех матчах тратил два первых бана на Spectre и Weaver, оставляя любителям стиля “четверо защищают одного” только сомнительного в этой роли Doom’а), всё такие же безумные пики и стратегии от капитана Na’Vi (Artstyle, LighTofHeaveN, Dendi, XBOCT, Puppey, как видите, три игрока из тех самых DTS) и не менее безумно-агрессивная реализация этих пиков… Да и EHOME были уже не те — тотальная доминация надоела самим игрокам и тот золотой состав к августу 2011-го слегка поредел. В общем, по какой-то из этих причин, а может и из-за комбинации всех их, Natus Vincere становятся первыми чемпионами мира по Dota 2.

2

Загружаю...

Видео от того же автора, но уже про победу Na'Vi на The International. Разницу между самой первой версией Dota 2, которую показали публике, и той, на которой играется The International 4 нельзя не заметить

Датчане Meet your Makers посчитали, что 4-ое место — это не очень и развалились. Ни один игрок того состава (да и вообще, ни один датчанин) больше не попадал на TI в топ-8. Россиянам Moscow5 не хватило пятого места и они решили начать серию изменений в составе, которая привела к тому, что с тех пор не один россиянин (кроме Ars-Art’а и LighTofHeaven’а в составе Na’Vi) также не оказывался в числе игроков лучшей восьмёрки команд мира. В общем, как можно заметить, в Европе намечался разброд и шатание. Никто не мог составить убедительной конкуренции Na’Vi, а сами Нави в отсутствии конкурентов почивали на лаврах и расслаблялись. Единственное, на что следует обратить внимание — это массовая миграция хонеров в Dota 2, как тех, для кого HoN был первой подобной игрой, так и тех, кто до перехода в HoN был дотером. В Китае же менять проверенную временем DotA Allstars на выскочку Dota 2 не спешили, окончательный переход состоялся уже зимой, а то и весной 2012-го года. Зато, в отличие от европейцев, которые целый год выясняли кто кого победит — Antimage или Riki, жители Поднебесной придумывали новые стратегии, тестировали новых керри и, что самое главное, оттачивали мастерство тимфайтов. Итог вы все знаете, из семи азиатских команд, все семь оказались в топ-8 на TI2. Единственная команда, разбавившая число желтолицых призёров — Na’Vi, чуть не вылетела с турнира в самом начале (сказалось отсутствие практики с достойными соперниками в течении целого года), собралась в последний момент и не дожала совсем чуть-чуть. Второй подряд финал чемпионата мира “Нави против Китая” завершился победой Invictus Gaming (Zhou, Ferrari_430, YYF, ChuaN`, Faith).

Загружаю...

3

Самый, на мой взгляд, красивый момент The International 2012 в очень сильном замедлении. Очень эффектно выглядит

В следующем сезоне наоборот, китайцы в ус не дули. Заводили себе европейские и женские составы, признавались в любви девушкам в прямом эфире, в общем развлекались как могли. А в западном мире хонеры (а ими являлись половина составов Liquid и The Alliance и весь состав Fnatic, то есть примерно половина неазиатов, разделивших призовой фонд на The International 3) окончательно освоились с непривычной для себя игрой, адаптировали свои необычные для доты хоновские стратегии и, наконец-то, слово “hontrasher”, написанное в общий чат, перестало звучать как оскорбление. По-хоновски необычный стиль игры Fnatic.Trixi на Nature’s Prophet’e, к которому датская молодёжь из 3DMAX добавила глобальную стратегию, пылившуюся где-то за ненадобностью уже несколько лет, породил сплит-пуш, который шведы из The Alliance (Loda, s4, AdmiralBulldog, EGM, Akke) возвели в абсолют, который получил уничижительное прозвище “Rat doto”. Альянсы даже, весьма опрометчиво, приезжали в Китай за пару месяцев до TI3, где показали что сейчас в тренде на профессиональной сцене Европы, выиграв все матчи в сухую. Но китайцы, издревле известные своим высокомерием по отношению к бледнолицым недочеловекам (что уже не раз и не два выходило им боком за историю человечества), вообще не сделали никаких выводов. Конечно, после такого триумфа на TI2 им и в голову не могло прийти, что кто-то может осмелиться свергнуть их с трона. Но шведам хватило смелости. И не только им, выше самой успешной команды Китая на TI3 оказались ещё и те же Na’Vi, и, что наиболее обидно для китайцев, малайцы из Orange. Дело в том, что юго-азиатская сцена всегда была в тени своих северных коммунистических соседей, а наиболее успешные игроки (живой и актуальный уже тогда пример — ChuaN`) стремились переехать в Китай ради развития своей карьеры. А тут — “фарм-клуб” оказался выше всех “базовых”, которые просто решили, что больше не нуждаются в услугах “гастарбайтеров”, они и так сильнейшие в мире. Европейский финал и лишь четвёртое место TongFu (далеко не фаворитов TI3 среди китайских команд, между прочим) очень сильно ударило по самолюбию команд из КНР.

Загружаю...

4

Загружаю...

Аналогично: самый красивый файт The International 2013 с 1000 fps. Выглядит ещё более эффектно если учесть, что здесь Mushi, будущий игрок DK побеждает этих самых DK

И они, по всей видимости, поклялись отомстить и смыть свой позор кровью. Ради примера: за весь свой пост-чемпионский сезон 2012-2013 IG сыграли менее девяноста игр. А игра, ставшая для IG последней на TI4 стала сотой только за новый патч, вышедший в последних числах апреля. Китайцы весь год упорно бодались друг с другом ради небольших, но стремительно растущих призовых фондов, оттачивали новые пики и стратегии на турнирах и тренировках. Особенно хороша получилась стратегия фаст-пуша, которой придерживаются NewBee и, в особенности, Vici Gaming. Она, конечно, не нова, ещё всё тот же Artstyle пропагандировал своими пиками и стилем игры своих команд идеи о том, что пуш — это главное. Что убивать героев — это хорошо, но разрушать башни лучше. Что, чтобы выиграть в доту, нужно не набить 50 киллов, а всего лишь снести вражеский трон. Но так хорошо пушить, как у VG, у Артстайла бы вряд ли получилось. Их игровой стиль — это такой же абсолют фаст-пуша, как крысодота — абсолют сплит-пуша. Если смотреть на состав участников грандфинала, то стоит признать, что хоть NewBee и выглядят сильнее (да и импонируют лично мне сильнее; очень агрессивная игра Hao мне запомнилась и полюбилась ещё на TI2; а его исполнение Lifestealer’а — однозначно лучшее в мире) за счёт большего разнообразия стратегий, но Vici действительно заслужили эту победу, т.к. именно они придумали этот фаст-пуш, который покорил мир в этом году.

Загружаю...

А, кажется я забыл про Европу. А что Европа? А Европа весь год гнобила сплит-пушеров, издевалась над ними, придумала кучу способов не дать им выиграть (которые на самом TI4 просто свелись к фёрстбану Furion’а против The Alliance), но не придумала почти ничего нового. Tinker? MTW использовали его именно так ещё зимой 2011-2012. Io? Это тренд сезона 2012-2013, популяризированный Goblak’ом. А Io+Tiny? Так играли ещё EHOME на TI2. Хотя за год были придуманы отличные стратегии с соломид Troll Warlord, с саппорт Treant Protector’ом и пр., но на самом TI4 про них вспомнили одни только Mousesports. Только три команды действительно придумывали и реализовывали (что немаловажно, придумать кучу интересных стратегий и VP смогли) что-то необычное: LiquidCloud9 и EG. Но у первых не пошло, у вторых EternalEnvy на керри (хотя он отличный капитан), а ключевые игроки третьих (Arteezy и zai) ещё слишком молоды. Arteezy к тому же имеет довольно ограниченный пул героев, что никак нельзя назвать преимуществом. Искренне надеюсь, что у них ещё всё впереди. А ещё на этом TI можно было наблюдать полный провал южно-азиатской сцены, надеюсь, что iceiceice, Mushi и ChuaN` вернутся домой, чтобы поднять её с колен.

Загружаю...

Маятник начал раскачиваться в 2010-ом с доминации EHOME. А потом его колебания проще всего отследить по результатам финалов The International:

2011: Европа>Китай;

2012: Китай>Европа;

2013: Европа>Европа;

2014: Китай>Китай.

Что будет дальше? Сможет ли Китай приостановить этот маятник, который, как видно, раскачивается всё сильнее? Или он продолжит так же раскачиваться, и Европа снова вернёт себе преимущество к TI5? Вмешается ли третья сила, такая как Америка, Южная Азия или Корея? Для того, чтобы был хоть какой-то шанс ответить на эти вопросы, стоит хотя бы дождаться конца решаффла, он в этом году будет глобален как никогда.

Этот пост опубликован в блоге на Трибуне Sports.ru. Присоединяйтесь к крупнейшему сообществу спортивных болельщиков!
Другие посты блога
#TI6 с Aviasales
Популярные комментарии
peacedata21
а я наоборот, прошлый финал смотрел где-то в сентябре и меня проняло). буду за NewBee, я все эти EG,VG,VC друг от друга не отличаю)))))))
IceIceIceIce
Где-то видел статистику, что предыдущий финал был самым просматриваемым киберспортивным событием за всю историю. Китайцам было не пофиг. А уж сейчас им не пофиг вдвойне. Или втройне. Или и того больше.
Ответ на комментарий Alex_Lys
А почему? Дотка на вид скорее теннис, где при просмотре матча Федерер - Давыденко дофига русскоязычного народа болеет за Федерера, чем, условно, 400 метров бегом или там тяжелая атлетика, где все дружно болеют за флаг. Потому что скиллы и стили игры у команд разные, ты достаточно можешь выбирать команду по вкусу, вообще не глядя на флаг. ЗЫ: Прошлый финал тоже д.б. быть оч. плохим в плане численности аудитории - китайцам пофиг :).
Alex_Lys
Да я понимаю про тактику и про юзание Наги. Это был просто пример, когда в Большом Финале якобы выигрышную тактику не выбирает ни 1 из сторон по свом личным внутренним причинам, хотя в теории могли бы. В футболе перед матчем 2-ух известных команд (за которыми следят, их игру разбирают и т.д.) обычно уже вполне понятно, кто как будет играть, в хоккее тоже, в моем любимом теннисе матчи Биг4 вообще решаются тупо формой игроков и настроем + концентрацией на решающих мячах и опытом, а тактические новинки за год можно искать под микроскопом, а так реально каждый серьезный претендент знает, как играют другие и чем их давить / контрить, никаких сюрпризов, кроме "Ух ты, а сегодня он попадает удары, которые до этого весь турнир мазал!". А тут такой простор для творчества, такое разнообразие! Из классических видов спорта подобное сходу есть разве что в амфуте (у каждой команды есть свой плэйбук комбинаций так на 500 в среднем, по позиции линии атаки линия защиты может предвидеть атакующую комбинацию и назначить свою, комбинации назначаются прямо на поле кодовыми словами, поэтому переходы по ходу сезона крайне редко оказываются успешными - игрок просто не успевает встроиться в новый тимплэй), остальные гораздо более предсказуемы. И при правильном освещении (когда простому зрителю все это доступно рассказывают и показывают) у простого зрителя должен оч. быстро проходить период боления только за флаг и развиваться интерес, собс-но, к игре. Я вот из Доты смотрел только этот ТИ, поначалу уделял внимание преимущественно Империи и Нави, но уже к плэй-оффам мне было дико интересно смотреть любой матч и меня совершенно не обломали 2 китайские команды в финале. ЗЫ: Как нуб, не готов рассуждать, кого стоит порезать и зачем. Чисто со стороны: помимо варианта порезать какого-то слишком сильного героя, есть вариант усилить кого-то, его контрящего (или сделать кого-то контрящим), что, по идее, должно еще увеличивать сложность и разнообразие вариантов. Чтобы было больше прикольных и разных Баунти хантеров или там Никс ассасинов (опять примеры, условные. Просто видел несколько ОЧЕНЬ запоминающихся карт с их участием, а в целом их брали, вроде, нечасто), чтобы цвело максимальное кол-во цветов и осмысленно пикалось макс. кол-во героев.
Ответ на комментарий IceIceIceIce
Команды в финале попались те, которые нагу не используют вообще. Хотя я не считаю, что её надо резать, резать надо, например, радик. И Тинкера не юзают ни вг, ни нб. А его резать надо однозначно, задолбал.
Еще 17 комментариев
20 комментариев Написать комментарий