Лучшие роли Александра Демьяненко: список фильмов и сериалов
Александр Демьяненко появился на свет в Свердловске в 1937 году. Творческая атмосфера окружала его с детства – отец преподавал актерское мастерство в консерватории. После первой неудачной попытки поступить в театральный и краткого увлечения юриспруденцией он все же добился своей цели, окончив ГИТИС. Его кинодебют состоялся в 1958 году в фильме «Ветер», где он создал образ интеллигентного, но решительного юноши. Этот типаж впоследствии стал для него определяющим.
Где сейчас Геннадий Хазанов: личная жизнь актера
Уже в начале 1960-х Демьяненко заявил о себе как о серьезном драматическом актере. Он много снимался, а его работа в картине «Мир входящему» была отмечена на международном фестивале. Однако встреча с режиссером Леонидом Гайдаем перевернула его творческую судьбу, подарив оглушительную славу и в то же время на долгие годы закрепив за ним один, пусть и всенародно любимый, образ. Несмотря на это, его полная фильмография насчитывает десятки работ в самых разных жанрах. Расскажем вам о 8 ключевых ролях Александра Демьяненко, которые раскрывают масштаб его дарования за пределами привычного амплуа.
«Мир входящему» (1961)
Эта роль стала для молодого актера настоящим прорывом. В драме Александра Алова и Владимира Наумова Демьяненко сыграл лейтенанта Ивлева, выпускника военного училища. Его герою поручают опасное и гуманное задание – вывезти из разрушенного Берлина беременную немецкую женщину. Картина снималась спустя всего полтора десятилетия после войны, и образ советского офицера требовал особой деликатности. Актер сумел показать не просто солдата, а уставшего, но не ожесточившегося молодого человека. Его Ивлев сохраняет человечность в самом пекле войны, что и стало главной темой фильма.
Работа получила высокое признание, завоевав специальный приз жюри на кинофестивале в Венеции. Именно после этой картины о таланте Демьяненко заговорили не только в СССР, но и за рубежом. Для самого актера эта роль всегда оставалась предметом особой гордости. Спустя годы он сожалел, что зрители, обожающие его комедийные роли, часто забывают о таких глубоких и сложных работах. Этот фильм доказал, что потенциал Демьяненко как драматического артиста огромен.
«Карьера Димы Горина» (1961)
В 1961 году на экраны вышла лирическая комедия, где Демьяненко впервые получил главную роль. Его герой – молодой паренек с Урала, который приезжает работать на большую московскую стройку. Дима Горин – мечтатель, энтузиаст, сталкивающийся с первыми взрослыми проблемами: конфликтами в бригаде, неразделенной симпатией, необходимостью доказать свою состоятельность. Актер легко нашел общий язык с персонажем, наделив его обаянием, искренностью и легкой неуклюжестью.
Картина имела большой успех у зрителей и окончательно сделала лицо Демьяненко узнаваемым. Это была одна из тех ролей, где проявился его естественный типаж «своего парня», человека из народа, которому хочется верить и сопереживать. Успех фильма показал, что актер может быть убедителен не только в суровой драме, но и в легком, жизнеутверждающем жанре. Эта работа стала важной ступенькой в его карьере и, возможно, одной из причин, почему его кандидатура позже заинтересовала Леонида Гайдая.
«Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965)
Эта картина изменила все. Леонид Гайдай искал исполнителя на роль студента Владика Арькова, просмотрев около ста претендентов, включая будущих звезд. Выбор пал на Демьяненко, который в тот момент жил и работал в Ленинграде. Режиссера привлекла естественная интеллигентность и узнаваемость актера. Для съемок потребовалось изменить внешность: жгучего брюнета перекрасили в блондина с помощью едкого состава, что причинило актеру немалые физические страдания.
Новеллы «Напарник», «Наваждение» и «Операция “Ы”» объединил герой по имени Шурик. Скромный, рассеянный, но невероятно находчивый и принципиальный студент мгновенно покорил страну. Его фразы разобрали на цитаты, а образ стал культурным феноменом. Картина побила рекорды проката. Что заставляет нас симпатизировать Шурику даже спустя десятилетия? Он – воплощение доброты и справедливости, торжествующей над глупостью и жадностью. Он обычный человек, что и делает его победы такими близкими.
«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1967)
Продолжение приключений стало закономерным. В этой ленте в роли Шурика из «Кавказской Пленницы», актер предстал в новой ипостаси – практиканта-этнографа, собирающего фольклор в горах Кавказа. Сюжет строится вокруг похищения спортсменки Нины, в которое герой оказывается косвенно втянут, а затем самоотверженно борется за ее освобождение. Демьяненко мастерски передал эволюцию персонажа: от восторженного и немного наивного исследователя до решительного и смелого защитника.
Съемки были сопряжены с риском. Часть трюков актер выполнял самостоятельно. Например, в сцене падения в реку в спальном мешке страховка подвела, и его действительно понесло бурным потоком. Эти кадры вошли в фильм. Комедия снова имела колоссальный успех, а дуэт Демьяненко и Натальи Варлей запомнился навсегда. Образ студента-романтика, борющегося с бюрократией и ханжеством, оказался невероятно своевременным и живым. Эта роль окончательно превратила Демьяненко в икону советского кинематографа.
«Угрюм-река» (1968)
После оглушительного успеха комедий Гайдая многие режиссеры стали воспринимать Демьяненко исключительно как комика. Однако многосерийная драма «Угрюм-река» позволила ему продемонстрировать обратное. В экранизации знаменитого романа Вячеслава Шишкова актер сыграл Илью Сохатых – хитрого, алчного и беспринципного приказчика. Это был абсолютный контраст с добряком Шуриком. Его персонаж – человек, готовый на подлость ради денег и положения, настоящий антигерой.
Работа над этой ролью доказала профессиональную гибкость Демьяненко. Он тщательно выстроил характер своего героя, показав его не картонным злодеем, а сложной, многогранной личностью, порожденной суровой средой и временем. Для зрителей, привыкших видеть в актере только положительного героя, это перевоплощение стало откровением. Оно подтвердило, что в арсенале Александр Демьяненко фильмы могут быть самыми разными – от светлой комедии до суровой психологической драмы. К сожалению, подобных предложений в его карьере было недостаточно.
Смотрите сериалы HBO и не только с переводом в день выхода новых серий! Попробуйте бесплатно!
Смотрите фильмы и сериалы на IVI бесплатно
«Мой добрый папа» (1970)
В этой пронзительной военной драме Демьяненко вновь вернулся к образу, близкому по духу его ранним работам. Его герой – композитор, отец семилетнего Пети, который уходит на фронт в первые дни войны и не возвращается. Фильм снят от лица ребенка, вспоминающего отрывки счастливой довоенной жизни. Задача актера заключалась в том, чтобы создать образ идеализированный, теплый и по-детски понятный, но при этом живой и достоверный.
Он сыграл человека мягкого, творческого, бесконечно любящего свою семью. Сцены, где его персонаж музицирует, шутит с сыном или говорит с женой в исполнении Людмилы Гурченко, наполнены тишиной и светлой грустью, потому что зрителю с самого начала известен трагический финал. Демьяненко сумел передать ту хрупкость счастья, которое может разрушиться из-за внешних обстоятельств. Эта роль стала еще одним доказательством его незаурядного драматического таланта, который часто оставался в тени громкой комедийной славы.
«Иван Васильевич меняет профессию» (1973)
Третье и последнее сотрудничество с Гайдаем представило зрителю повзрослевшего Шурика. Теперь это инженер Александр Тимофеев, который изобретает машину времени в своей коммунальной квартире. Хотя сюжетный центр тяжести сместился на блистательных Юрия Яковлева и Леонида Куравлева, роль Демьяненко оставалась стержневой. Его персонаж – причина всего происходящего хаоса, рациональный ум, пытающийся навести порядок в иррациональной ситуации.
Интересно, что в этом фильме актер снялся со своим натуральным цветом волос. Его герой – уже не студент, а взрослый мужчина, обремененный бытом и непонимающей женой, но сохранивший детскую веру в науку и чудо. Для самого актера эта работа была не столь интересной, как предыдущие. Может, потому что его герой часто оставался наблюдателем приключений других? Тем не менее фильм стал культовым, а образ изобретателя Шурика – логичным завершением трилогии, показывающим, что добрый и умный герой не теряет своих качеств с годами.
«Учитель пения» (1973)
Эта роль – яркий пример того, каким видели Демьяненко режиссеры, желавшие выйти за рамки штампа. В музыкальной комедии Наума Бирмана он сыграл скромного и застенчивого учителя пения Семена Бабушкина. Его герой – человек глубоко порядочный, но абсолютно не приспособленный к житейским хитростям, из-за чего постоянно попадает в нелепые ситуации. Он влюбляется, пытается добиться внимания женщины и в итоге, конечно, побеждает искренностью.
Персонаж перекликается с Шуриком своей интеллигентностью и некоторой оторванностью от реальности, но это самостоятельная и очень трогательная работа. Демьяненко тонко передал внутреннее достоинство и чистоту своего героя, его страсть к музыке и беззащитность перед миром. Эта роль показала, что даже в комедийном жанре он может создавать глубокие, психологически точные образы, а не просто эксплуатировать однажды созданный типаж. Фильм напоминает, что в обширной фильмографии актера есть множество таких жемчужин, заслуживающих внимания.
Творческое наследие Александра Демьяненко оказалось двойственным. С одной стороны, это дар, подаренный миллионам зрителей в образе вечного оптимиста Шурика. С другой – это драматический талант, который не был реализован в полной мере из-за гигантской тени самого известного персонажа. Его история учит тому, что настоящая артистическая судьба часто складывается из борьбы между ожиданиями публики и внутренним миром самого актера. Он навсегда останется в памяти не только как Шурик из «Кавказской Пленницы», но и как мастер, способный на глубокое и разноплановое перевоплощение.