Лучшие роли Олега Басилашвили: список фильмов

Олег Басилашвили снялся более чем в 100 фильмах и телепроектах, работая с ведущими режиссерами Советского Союза и России. Его амплуа необычайно широко. Он играет всех: от лирических интеллигентов до холодных носителей власти. Он одинаково убедителен в комедии, драме, сатире и философском кино. Басилашвили остается одним из самых значительных актеров отечественного экрана.

Угадаете советскую комедию по одному кадру? Будет сложно

Давайте коротко пробежимся по ключевым работам в фильмографии Басилашвили. Посмотрим на лучшие фильмы актера, где он не всегда снимался в главных ролях. Но всегда он умел подчеркнуть ключевые черты персонажей и надолго оставить впечатление у зрителя. Смотрим на подборку фильмов с его участием:

Загружаю...

«Служебный роман» (1977) – Юрий Григорьевич Самохвалов

Комедия Эльдара Рязанова стала одной из самых цитируемых картин советского кино. Здесь тонко совместили сатиру на бюрократию с живыми человеческими чувствами и эмоциями. Действие разворачивается в среднем статистическом учреждении, где служебные отношения постепенно переплетаются с личными. На фоне главной любовной линии особенно запоминается образ Юрия Самохвалова – карьериста нового типа.

Олег Басилашвили играет Самохвалова как обаятельного, уверенного в себе и внешне прогрессивного руководителя. За всем этим стремлением к перфекционизму скрывается холодный расчет и внутренний цинизм. Актер избегает прямолинейной сатиры. Его герой улыбается, говорит правильные слова, легко располагает к себе.

Именно эта внешняя привлекательность делает Самохвалова особенно опасным и правдоподобным. Басилашвили мастерски показывает эволюцию персонажа – от дружелюбного коллеги до человека, готового пожертвовать другими ради собственного успеха. Роль стала хрестоматийной и закрепила за актером амплуа тонкого исполнителя сложных и неоднозначных характеров. До сих пор, когда смотришь на эту работу, то видишь в персонажах своих знакомых и коллег по работе. Идеальное попадание в образ.

«Осенний марафон» (1979) – Андрей Павлович Бузыкин

Лирическая трагикомедия Георгия Данелии рассказывает о тихом кризисе интеллигента. Он разрывается между долгом, жалостью и невозможностью сделать решительный выбор. Фильм построен на полутонах, недосказанности и ощущении внутренней усталости героя.

Андрей Бузыкин в исполнении Басилашвили – классический такой переводчик и преподаватель со всеми вытекающими. Это человек мягкий, интеллигентный и болезненно нерешительный. Актер создает образ, в котором внешняя вежливость скрывает глубокую драму утраченных возможностей.

Загружаю...

Его герой не способен сказать «нет». Именно это становится источником постоянной душевной боли. Басилашвили играет почти без внешних эффектов: взгляд, паузы, интонации становятся главными выразительными средствами. Благодаря этому Бузыкин воспринимается как собирательный образ поколения. Он безвозвратно застрял между прошлым и будущим. Роль считается одной из вершин актерской карьеры Басилашвили. Да и в целом, это одна из самых пронзительных мужских ролей в советском кино.

«О бедном гусаре замолвите слово» (1980) – граф Мерзляев

Историко-сатирическая картина Эльдара Рязанова стилизована под водевиль. С другой стороны мы видим в фильме острую притчу о власти, страхе и доносах. Действие происходит в николаевской России, где атмосфера подозрительности пронизывает все общество.

Граф Мерзляев в исполнении Олега Басилашвили – высокопоставленный чиновник и действующий тайный советник. Он буквально воплощает бездушный государственный механизм. Актер сознательно делает персонажа холодным, почти механическим, подчеркивая его оторванность от живых людей.

Басилашвили играет не злодея в привычном смысле. Это человек, который полностью растворился в системе. По сути, он вовсе утратил свою личную ответственность. Его интонации сдержанны, жесты точны, а внешняя корректность лишь усиливает ощущение угрозы. В результате образ Мерзляева становится символом репрессивной власти. Этот человек действует без эмоций, но с разрушительными последствиями для всех окружающих. Роль ярко демонстрирует умение актера работать в жанре гротеска и политической сатиры.

«Вокзал для двоих» (1982) – Платон Сергеевич Рябинин

Фильм Эльдара Рязанова сочетает мелодраму и социальную драму. Нам показывают историю случайной встречи двух одиноких людей на провинциальном вокзале. Картина поднимает темы вины, ответственности и возможности искупления.

Загружаю...

Платон Рябинин – пианист, несправедливо осужденный и вынужденный скрываться. Басилашвили наполняет героя внутренним достоинством и тихой печалью. Его Рябинин – интеллигент. Он оказался в жестоких обстоятельствах, но не утратил человечности. Актер тонко передает чувство постоянной тревоги и одновременно способность к любви и жертве.

В дуэте с Людмилой Гурченко Басилашвили создает трогательный и правдивый образ мужчины, для которого нравственный выбор важнее личного благополучия. Эта роль укрепила репутацию актера как мастера лирико-драматических образов и стала одной из самых любимых у зрителей. В этот образ одновременно влюбились миллионы женщин страны, не видя похожих героев где-то рядом.

«Курьер» (1986) – Семен Кузнецов

Социальная драма Карена Шахназарова стала портретом позднесоветской молодежи и ее конфликта с миром взрослых. Фильм показывает столкновение ценностей, ожиданий и жизненных стратегий разных поколений.

Отец Кати Семен Кузнецов, которого сыграл Басилашвили, представитель интеллигенции. Он добился большого внешнего успеха, но внутренне все растерял. Актер играет человека, который привык рассуждать умно и иронично, но оказывается беспомощным перед искренностью и дерзостью молодых.

Басилашвили избегает морализаторства. Его герой не злодей и не наставник, а живой и крайне противоречивый человек. Через сдержанную игру актер показывает кризис отцов, не находящих общего языка с детьми. Роль важна тем, что Басилашвили здесь говорит от имени целого слоя общества. Все они одновременно потеряли уверенность в собственной правоте.

«Мастер и Маргарита» (2005) – Воланд

Экранизация романа Михаила Булгакова стала одним из самых обсуждаемых телевизионных проектов нулевых. Фильм стремится сохранить философскую глубину и мистическую атмосферу оригинального произведения.

Воланд в исполнении Олега Басилашвили – сдержанный, ироничный и пугающе спокойный. Актер уходит от демонической эффектности. Ему это кажется лишним. Он делает ставку на интеллектуальное превосходство и внутреннюю силу персонажа. Его Воланд не кричит и не запугивает. Воланд наблюдает, оценивает и выносит приговор с холодной ясностью.

Загружаю...

Басилашвили придает образу почти аристократическую отстраненность. Это сильно сближает героя с булгаковским замыслом. Это настоящая философская веха в карьере актера. Даже в возрасте он продемонстрировал способность работать на высочайшему уровне с масштабным литературным материалом. Отмечу еще, что это одна из любимых ролей моей сестры в отечественном кинематографе.

«Противостояние» (1985) – полковник милиции Костенко

Телесериал по роману Юлиана Семенова соединяет детектив и психологическую драму. Нам показывают историю о поиске опасного преступника со сложной игрой умов.

Полковник Костенко в исполнении Басилашвили – умный, выдержанный и внутренне напряженный следователь. Актер создает образ профессионала, для которого работа – не просто служба, а моральная миссия. Его герой действует спокойно, почти незаметно, но за внешней сдержанностью чувствуется огромная внутренняя энергия.

Басилашвили избегает шаблонов героического милиционера. Он делает Костенко живым и сомневающимся человеком. Благодаря этому сериал приобретает психологическую глубину. Пожалуй, что эта роль одна из лучших в жанре советского телевизионного детектива.

«Горячая душа» (1960) – Стрельников

Ранняя работа в кино показывает формирование актерского почерка Олега Басилашвили. Фильм посвящен нравственному выбору и человеческой принципиальности.

Его Стрельников – эмоциональный и прямолинейный герой. Он повсюду ищет правду и справедливость. Уже здесь заметна способность актера передавать внутренний конфликт и искренность. Хотя роль еще не столь сложна, как поздние работы, но именно она является отправной точкой его большого пути в кино. Очень многие крупные режиссеры здесь разглядели большой потенциал актера.

Загружаю...

Как «Курьер» стал уникальным советским фильмом о бунте молодости – и почему его все любят даже спустя 35 лет

Сюжет фильма «Служебный роман»