Мэддисон ошибается, и вот почему
Этот пост написан пользователем Sports.ru, начать писать может каждый болельщик (сделать это можно здесь).
Обвинил весь ру-Твич в накрутках.
Всем привет. В моем уютном бложике мы занимаемся аналитическим разбором утверждений о накрутках, стримерах и прочем. Я стараюсь говорить о высказываниях с позиции фактов и цифр. Сегодня мы разберем некоторые высказывания и подсчеты Ильи Мэддисона, чтобы внести ясность и уточнить некоторые цифры.
Важно отметить: я положительно отношусь к деятельности Ильи и в определенной степени даже был к нему приближен не так давно. Более того, я считаю, что те позиции, которые он занимает в конфликте с ру-сообществом стримеров, могут быть некорректными, но кажутся мне справедливыми. В целом его скепсис мне импонирует.
Тем не менее, когда речь идет о количественных оценках, я беру на себя ответственность проверить цифры с опорой на данные.
Кстати, подписывайтесь на мой Твич, Ютуб и тг-канал – там можем обсудить детали и раскрыть некоторые более пикантные подробности циферок и таблиц (сейчас прохожу New Vegas впервые).
Сегодня мы не будем использовать данные с моего собственного сервиса, а проанализируем открытые данные из сети.
Проверяю оценку аудитории Твича в России
Начнем с недавнего высказывания, которое касается пересчета реального онлайна ру-стримеров, исходя из процента аудитории (обсуждение вот этого поста из тг).
Цитата Ильи:
💬 «Недавно Твич опубликовал статистику, с которой невозможно спорить. Даже чат ГПТ со мной согласился и так же посчитал. <...> 30 процентов всех зрителей Твича – из США и 3 процента – из России. <...> Реальная накрутка на Ру-Твиче ровно x10. Вот все онлайны можете смело делить на 10.
То есть любой отечественный онлайн по этой формуле накручен в 10 раз. Это абсолютно реалистичная цифра».
Неизвестно, какую именно статистику опубликовал Твич (насколько я знаю, таких публикаций нет). Но есть оценки от различных аналитических агентств на эту тему за разные периоды.
- По оценкам Backlinko и Increv, Твич имеет примерно 240 млн активных пользователей в месяц, среди которых от 3,5% до 4,75% из РФ (т.е. от 8,4 до 11,4 млн) на июль 2025 года. При этом за последний месяц доля российского трафика в связи с известными событиями (премией Slay и миллионом зрителей) выросла до 9,75%, по сути достигнув показателя в 24 млн человек, или примерно трети трудоспособного населения России.
- В отчете Ассоциации Развития Интерактивной Рекламы упоминается цифра в 36 млн уникальных зрителей на апрель 2024 года (возможно, это показатель за год, в отчете нет ни пояснений, ни ссылок), что равно примерно половине мужского населения России.
- Similrweb показывает примерно 77 млн уникальных пользователей за последний месяц, 9,7% из которых из России (т.е. примерно 7 млн уникальных ip адресов) . Сколько это одновременных зрителей?
- По данным эксперта E-Promo, число одновременных зрителей Twitch на сентябрь 2025 может составлять 200 тысяч человек. Как получена эта цифра – не до конца понятно, и вполне возможно, что он просто посмотрел на Twitchtracker. И так как речь идет про накрутку, то, вероятно, лучше посмотреть опросы живого населения.
- По российскому региону есть крайне обрывочные данные от Mediascope о 30% мужчин до 30 лет, которые «регулярно заходят» на Twitch (т.е. примерно 5 млн человек минимум (15,3*0,3)).
Отталкиваясь от этой цифры и предполагая, что это в среднем за месяц, можно прикинуть ежедневную аудиторию и возможные пиковые значения. Получается, что в категории мужчин до 30 примерно 1,5 млн ежедневных пользователей (около 30%) и примерно 150-300 тысяч онлайна (по средним показателям для стриминговых платформ). По сути это минимальная цифра, от которой можно отталкиваться в вопросах реальной аудитории Твича из России.
Теперь переходим к следующим расчетам и сравнению с США. Еще одна цитата и скриншот Мэддисона:
💬 «Это железобетон, с этим могут спорить только совсем отбитые. После таких пруфов тема закрыта. Скриншоты не врут. Наконец я снова всех победил. Я победил Карпина, ботов, крыс. Только геморрой не сдался против моей мощи. Так что помните, малые, Илюха Мэд – база».
Предлагаю побыть «отбитыми» и прикинуть следующие цифры. Используем Twitchtracker. Если открыть раздел с языками, то можно четко увидеть дисбаланс между русскоговорящими каналами и зрителями (благодаря ботовойнам, естественно, доля аудитории на русскоговорящих каналах увеличилась, но нас интересует иной показатель).
Математика с аудиторией, меньшей в 10 раз (что неправда), компенсируется количеством стримеров, которых меньше в 10 раз. В российском информационном поле удивительное раздолье, и кажется, что онлайн действительно может быть перетянут в какую-то одну точку.
В те же 10 раз отличается количество стримов, запускаемых на английском и на русском. При этом соотношение пиковых показателей к средним выглядят действительно аномально.
Важно, что даже если мы возьмем нижнюю реальную оценку в 150к одновременных зрителей, российские стримеры все еще выглядят более перспективными с точки зрения набора большой аудитории на одном канале. Исходя из открытых данных, на одного стримера в России в среднем приходится в 2 раза больше зрителей, чем в США.
Поэтому получается, что реально итоговая формула выглядит следующим образом:
Заключение
Мэддисон – очевидно база Твича. У него очень много опыта и инсайдов. Однако он смотрит на общий объем аудитории, игнорируя ее плотность. Да, рынок США глобально больше, но это не значит, что ру-сегмент не может ставить рекорды без ботоферм. Просто рекордные цифры на топ-трансляциях – это следствие дефицита контент-мейкеров при высоком спросе.
И пока Мэддисон пытается считать на пальцах, я предлагаю проверяемые пруфы и прозрачную методику. Сейчас я доделываю комплексный анализ Твич-накрутки по 30 конвенциональным показателям из научной литературы по всему миру. Потом обучу по ним нейронку для анализа качества аудитории ру-Твича. Результаты опубликую (с нее на стрим придет 2 школьника, с которыми мы обсудим домашку).
* * *
Мужики, какой сервис для накрутки посоветуете?
П.с. Интересно, во сколько раз 1000 зрителей на англоязычном стриме дороже в рекламе, чем 2000 зрителей на русском)