«Достать ножи: Воскрешение покойника»: деревенский детектив с голливудским кастом
Финал трилогии про Бенуа Блана.
Преподобный Джуд, бывший боксер с темным прошлым, а ныне католический священник, получает первое назначение. Его отправляют в небольшую деревню в штате Нью-Йорк, в которой уже давно проповедует монсеньор Джефферсон Уикс. Фигура спорная – одни его обожают, другие ненавидят. В местной церкви есть постоянный приход примерно из 10 человек разной судьбы: набожная настоятельница храма, неудачливый блогер, пьющий врач. Все они внимают каждой проповеди харизматичного Уикса и каждому его слову.
Жизнь церкви и ее постояльцев переворачивается с ног на голову, когда во время пасхальной службы Уикса находят в подсобке храма мертвым. Распутать это сложное дело берется хорошо знакомый импозантный детектив Бенуа Блан.
«Битва за битвой» – претендент на все Оскары прямо сейчас
Главное о фильме «Достать ножи: Воскрешение мертвеца»:
- Дата выхода: 28 ноября 2025 года
- Жанр: меланхоличная драма о смысле жизни
- Режиссер: Райан Джонсон («Кирпич», «Звездные войны: Последние джедаи»)
- Актеры: Дэниел Крейг (фильмы про Джеймса Бонда, «Девушка с татуировкой дракона»), Джош О’Коннор («Претенденты», «Великая»), Гленн Клоуз («101 далматинец», «Марс атакует!»), Джош Бролин («Дюна», «Бегущий человек»), Мила Кунис («Очень плохие мамочки», «Третий лишний»), Джереми Реннер («Эволюция Борна», «Соколиный глаз»), Керри Вашингтон («Джанго освобожденный», «Тачки 3»), Эндрю Скотт («Шерлок», «Рипли»), Кейли Спэни («Мейр из Исттауна», «Чужой: Ромул»)
- Где смотреть: в ограниченном прокате, с 12 декабря – на Netflix.
- О чем фильм: детектив об убийстве священника в американской глубинке
Детективная сага «Достать ножи» – одна из главных жертв непоколебимой политики Netflix, из-за которой даже самые дорогие и потенциально кассовые фильмы стриминга выходят на Западе лишь в ограниченный прокат. Райану Джонсону, автору трилогии про Бенуа Блана, должно быть обиднее всего. Ведь первая картина, которая вышла в 2019 году при поддержке киностудии Lionsgate, стала хитом проката. При бюджете всего в $40 млн закрученный детектив собрал более $300 млн.
После такого успеха франшизу выкупил Netflix, который заставил авторов «Достать ножи» играть по их правилам. Стриминг заметно увеличил бюджеты и гонорары звезд, но взамен потребовал соблюдать классические гайдлайны компании – ограниченный прокат, а затем, чуть погодя, большой релиз на самой стриминговой платформе. Несмотря на согласие, и Райан Джонсон, и главная звезда трилогии Дэниел Крейг пытались надавить на прокатчика и часто публично высказывали недовольство форматом распространения. Но начальство Netflix (пока) не ослабило хватку. И третий фильм появится по той же схеме, что и предыдущий.
Джонсона и его команду можно понять. «Достать ножи» – редкий пример современного дорогого кино, которое никак не связано ни с супергероикой, ни с другими шумными, но поверхностными форматами и франшизами. Это куда более изящный и тонкий фильм, да к тому же еще со звездным актерским составом, что привлечет широкую аудиторию. Уверен, в прокате «Достать ножи» ждал бы успех. Но оставим эти проблемы для Netflix и создателей картины.
Первая часть «Достать ножи» была неожиданным коммерческим хитом, который попробовал вернуть классическому детективу былую славу. Вторая, снятая уже под крылом Netflix, стала масштабнее и амбициознее оригинала. Но этот рост не обошелся без проблем. Кажется, что Райан Джонсон не до конца отшлифовал все элементы сложной детективной конструкции. К некоторым сюжетным поворотам «Стеклянной луковицы» были вопросы, а темп картины – очень важной вещи для любого детектива – местами оказался слишком хаотичным. Но благодаря таланту Джонсона как рассказчика, а также звездному актерскому составу (да и в целом любопытной интриге), фильм все равно получил хорошую прессу.
Дель Торо снял «Франкенштейна». Дорого, красиво – но мы видели это тысячу раз
Над сценарием «Воскрешения покойника» Райан Джонсон сидел восемь месяцев. И, по словам режиссера, это была самая тяжелая профессиональная работа в жизни. Он хотел, чтобы криминальная структура фильма не вызывала у зрителей ни единого вопроса, а детективная история была выверена до мельчайших деталей. И надо сказать, ему это удалось. К финалу у зрителя вопросы если и есть, то частные. И отдельное спасибо режиссеру, что в таком классическом формате он не стал прибегать ни к мистике, ни к фантастике, ни даже к магии кино (привет, «Иллюзия обмана»). Получился очень неплохой детектив в классическом стиле. Не зря в картине упоминается Агата Кристи и другие легендарные авторы жанра.
Третий фильм отличается от первых двух еще и главной идеей. Если ранее Джонсон высмеивал быт богатых капиталистов, то сейчас он обратился к новой теме – религии и вере, и их значении в жизни простых, но сильно отчаявшихся людей разных возрастов. Такой шаг, с одной стороны, лишает «Достать ножи» фирменной актуальной авторской издевки над определенным классом, с другой – добавляет степенности и глубины. Ведь религия – куда более бездонная и неоднозначная тема для диалога со зрителем, чем проблемы богатеньких людей.
«Иллюзия обмана 3»: команда фокусников играет в Робин Гудов – 10 лет спустя
В повествовании Джонсон двигается аккуратно, но твердо. Все его герои, кроме, пожалуй, Блана (хотя и тут есть вопросы), испытывают в жизни физический или экзистенциальный кризис. И вера для каждого персонажа является либо лекарством, либо опорой. А для зрителей – в каком-то смысле фундаментом сюжета и его главной детективной интригой. Спойлерить не буду, скажу лишь, что, возможно, Джонсон и не находит новых слов по теме, но очень органично вплетает религию в ткань фильма, по сути делая ее еще одним участником картины.
Другое дело, что не все герои в «Воскрешении покойника» получают достаточно экранного времени, чтобы их персональные сюжетные линии полноценно раскрылись (религиозная тема тоже представлена чуть проще, чем в идеале могла быть). В этом смысле «Воскрешение покойника» страдает классической проблемой любого густонаселенного звездами фильма. Далеко не все персонажи прописаны подробно, а некоторым откровенно не дали высказаться.
Наверное, больше всего пострадали герой Эндрю Скотта (немного поехавший писатель, который работает в глубинке над биографией Уикса), персонаж звезды нового «Чужого» Кэйли Спэни (она тут играет молодую виолончелистку с неизлечимой болезнью, довольно молчаливую и бесхарактерную), героиня Кэрри Вашингтон и тот самый пьющий врач в исполнении Джереми Реннера. Если их убрать и чуть-чуть переписать одну единственную сцену (какую – говорить не буду), то в фильме вообще ничего не поменяется.
Наибольшее количество экранного времени у Джоша Бролина в роли монсеньора, которому просто прекрасно удаются амбивалентные персонажи, Джоша О’Коннора, звезды «Претендентов» (играет преподобного Джуда) и, конечно, у, как всегда, ироничного и чуть жеманного Дэниела Крейга в образе частного детектива Блана. Остальных героев Джонсон пытается размазать по сюжету в равных пропорциях, но получается не всегда хорошо и точно. Некоторые истории и скелеты в шкафах так и остаются за кадром. Но, увы, повторюсь, это проблема всех фильмов с богатым набором знаменитостей. «Воскрешение мертвеца» идет больше двух часов, но, кажется, полноценно эта история раскрылась бы только в формате мини-сериала.
С другой стороны, в этом легком дисбалансе между героями есть тоже своя красота и даже натуральность. Как и в жизни, кто-то не выбирается со второго, а то и третьего плана, а кто-то говорит больше, чем следовало. Но главное, что Джонсон выдерживает градус интриги, постепенно повышая его к финалу. Фильм, несмотря на событийность и многоступенчатую интригу, как отличный детектив почти не проседает и держит в напряжении. А ничего важнее в этом жанре нет.
«Воскрешение мертвеца» – самый амбициозный и одновременно выверенный фильм трилогии. Он не выводит франшизу на новый уровень, но подтверждает реноме Райана Джонсона как одного из самых самобытных коммерческих режиссеров новой американской волны.
Он прекрасно чувствует жанр детектива и к третьей картине избавился почти от всех (впрочем, совсем немногочисленных) проблем его закрученной киносаги. Сейчас режиссер заявил, что хочет снять фильм в совсем другом жанре – параноидальный триллер в духе 1970-х. Но, как и всем поклонникам кинодетективов, мне хочется, чтобы Джонсон однажды вернулся к Бенуа Блану и его приключениям.
* * *