Дель Торо снял «Франкенштейна». Дорого, красиво – но мы видели это тысячу раз

А ведь режиссер шел к этому фильму всю жизнь.

Вторая половина 19 века. В арктических льдах застревает датский корабль, державший путь к Северному полюсу. Команда пытается вытащить судно при помощи кирок и других подручных средств, когда неподалеку раздается сильнейший взрыв.

Моряки находят на месте происшествия неизвестного мужчину с многочисленными повреждениями. Когда тот оказывается на корабле, из арктического тумана появляется существо с антропометрией баскетболиста и бессмертным нравом. Оно требует от моряков выдать ему тело мужчины, найденного рядом со взрывом. Но получив отпор, монстр ненадолго сбегает. В это время пробуждается цель его охоты и представляется капитану как Виктор Франкенштейн. И тут же, практически без раскачки, повествует бывалому моряку историю своей жизни.

Загружаю...


Главное о фильме «Франкенштейн»:

  • Дата выхода: 7 ноября 2025 года 
  • Жанр: готическая драма
  • Режиссер: Гильермо дель Торо («Лабиринт фавна», «Форма воды»)
  • Актеры: Оскар Айзек («Внутри Льюина Дэвиса», «Из машины»), Джейкоб Элорди («Эйфория», «Солтберн»), Мия Гот («Х», «Суспирия»), Кристоф Вальц («Бесславные ублюдки», «Джанго освобожденный») и другие.
  • Где смотреть: на Netflix
  • О чем фильм: новая экранизация великого романа Мэри Шелли


Таким образом фильм сразу обозначает формат повествования. Первую половину картины мы будем проживать от лица Виктора Франкенштейна, сына выдающегося врача и кроткой матери, которая умерла во время родов его брата. Виктор рос в строгом воспитании отца, который при каждой повинности не стеснялся лупить сына, а также в однозначном понимании, что именно он продолжит путь своего папы и станет большим врачом, но уже своей эпохи.

Однако с детства Виктор становится одержим идеей бессмертия. Он хочет нарушить божественный порядок жизни и доказать всем, что при помощи подручных средств, физики и правильной хирургии можно создать новое существо, более совершенное, чем человек. В своих опытах он доходит до довольно убедительных показов воскрешаемых ненадолго трупов, но тут на его пороге появляется некто Генрих Харландер. Это богатый оружейник, который готов безгранично спонсировать эксперименты одержимого Франкенштейна. Как мы чуть позже узнаем, не просто так.

Во второй половине картина сделает неожиданную смену ракурса, и мы рассмотрим историю глазами уже самого Монстра. И по тональности, и по фактуре это совсем другой рассказ. Если в сюжете Виктора Франкенштейна главные мотивы и идеи вполне традиционны практически любой экранизации романа Мэри Шелли (диалог с богом, отношение творца с его созданием и так далее), то половина, посвященная Монстру – это в какой-то степени уникальная находка самого Гильермо дель Торо. Он первый из многочисленных кинематографистов, обращавшихся к первоисточнику, ставит между Виктором и его Созданием определенный знак равенства. Гильермо дель Торо первый, кто не делает из монстра амебного и малосимпатичного персонажа. Его Создание в новом фильме – это не просто чудовище, а ключ ко всей истории и безусловный центр тяжести картины.

Загружаю...

Но, пожалуй, это возвышение статуса Создания – единственная уникальная черта фильма Гильермо дель Торо. Мексиканский режиссер, современный классик готического коммерческого кино, шел к экранизации великого романа Мэри Шелли, как он сам не раз говорил в интервью, всю жизнь. Впервые он прочитал его еще в школе, и произведение так сильно зацепило, что стало чуть ли не настольной книгой дель Торо.

Позже, когда Гильермо дель Торо стал кинорежиссером, его главной мечтой была именно экранизация «Франкенштейна». Однажды он обронил, что «готов даже убить» за возможность снять свою версию вечной истории. Черты будущая картина начала обретать еще 20 лет назад, когда мексиканец был уже уважаемым и отмеченным «Оскаром». Ему в руки попался «блестящий», как он сам не раз подчеркивал, сценарий режиссера «Побега из Шоушенка» Фрэнка Дарабонта, после чего Дель Торо в очередной раз загорелся идеей. Но была одна очевидная и предсказуемая проблема – бюджет. «Франкенштейн» должен был стать вершиной карьеры мексиканца, его opus magnum. Поэтому вкладываться в очередную экранизацию произведения на тот момент киностудия Universal, курировавшая проект, все-таки не захотела.

Загружаю...

Дель Торо пришлось переключиться на другие проекты, выиграть «Оскары» с «Формой воды» и «Пиноккио», и только после этого Netflix решили поддержать мексиканца, дав ему более $150 млн на дорогостоящую постановку мечты. 

Несмотря на всю любовь Дель Торо к первоисточнику, эстетике, героям Шелли, его новая картина выделяется на фоне других экранизаций (помимо расширенной истории Создания), в большому сожалению, только лишь бюджетом и размахом. И проблема нового «Франкенштейна» не в том, что дель Торо нечего сказать, а в том, что он к этой экранизации шел, пожалуй, слишком долго. Режиссер так любил и боготворил сюжет Шелли, что его детали можно заметить рассыпанными по большей части творчества Гильермо.

Отголоски «Франкенштейна» есть в «Хроносе» и «Лабиринте фавна», «Багровом пике» и «Форме воды». А самые прямые аллюзии и связи – в том же «Пиноккио». И постепенно распаляя и оставляя маленькие отсылки в своих фильмах к любимой книге, когда пришла пора ее экранизации, оказалось, что свежих слов нет.

Его «Франкенштейн» в помпезном дорогом формате пережевывает прописные истины этой истории. О том, что главный монстр – не само чудовище, а тот, кто посмел играть в бога. Что любое искусственно созданное творение – это некий коллективный слепок страхов эпохи и времени. Что отталкивающая оболочка – не зеркало характера, а скорее наоборот, броня, защищающая ранимое нутро от окружающего враждебного мира. И наконец, что всем живым движет любовь, а без нее неизбежно наступает смерть. Эти и другие постулаты дель Торо аккуратно укладывает в свою картину, но проблема, повторюсь, в отсутствии авторской свежести. Роман Шелли столько раз экранизировали, что все это было продекламировано уже неоднократно.

Конечно, дель Торо не сдается и пытается удивить зрителя и фанатов первоисточника. Так, он меняет некоторые тональности у героев и просто придумывает новых. Кроткая Элизабет в исполнении Мии Гот превращается в бойкую независимую героиню, а оригинальный персонаж Кристофа Вальца добавляет в историю щепотку лицедейского юмора и духа эпохи, ведь он буквально наживается на войнах того времени.

Загружаю...

Стараются сильно и художники-постановщики, превращая бюджеты Netflix в помпезные пышные декорации. Некоторые выглядят очень эффектно (все сцены во льдах), некоторые – гигантомански вычурно (башня Виктора), другие – просто нормально (улицы Эдинбурга, просторы Британии). Местами подводит графика, но в современных спринтерских производственных процессах можно закрыть на это глаза. В остальном «Франкенштейн» действительно выглядит большим дорогим проектом. Жаль, что Netflix не дал фильму шанса в полноценном мировом прокате. Думаю, что у картины дель Торо были все шансы стать коммерческим хитом.

Но вряд ли войти в историю. 

Новый «Франкенштейн» лишен для этого своей уникальной авторской образности. Здесь слишком много общих мест и слишком мало неповторимых частностей, деталей, которых мы до этого нигде не видели. А деньгами и размахом сегодня уже мало кого удивишь.

Но все же в новой экранизации Мэри Шелли есть невероятная теплота, исходящая от Гильермо дель Торо. Мексиканский режиссер, вдохновившись «Франкенштейном» в детстве, потом на протяжении всего своего кинотворчества не раз признавался в любви к монстрам. Более того, именно в причудливых, неказистых и порой отталкивающих существах он (почти всегда) видел больше жизни, чувств и радости, чем в обычных людях. И, конечно, «Франкенштейн», несмотря на всю трафаретность и предсказуемость, до последнего кадра пропитан этой любовью режиссера. Поэтому, если вы хотите по-настоящему проникнуться фильмом, смотрите его не головой, а сердцем.

Загружаю...

***

«Дом динамита»: политический триллер о последних минутах перед ядерным апокалипсисом

Четвертый сезон «Ведьмака» – порно-пародия с соответствующим сюжетом

Популярные комментарии
Xolo Carry
не стал читать ибо спойлер. лучше посмотрю. Гильермо талантливый режиссер так что мнение автора этого поста мне не интересно. я сам посмотрю и все решу
1 комментарий Написать комментарий