«Найтфолл показался мне слишком упрямым». Saksa – о Егоре в Tundra и победе на Инте
Беседа с Георгием Ядвидчуком.
Редактор Кибера Георгий Ядвидчук побывал в Сербии на турнире FISSURE Playground 2, который спонсирует BetBoom. Мы выпустили серию эксклюзивных интервью оттуда.
Первыми его гостями стали Данил «Gpk» Скутин и Алан «Satanic» Галлямов:
- 📌 «Самое главное в Доте – деньги». Говорит Gpk: про Инт, 1х9 и девушек
- 📌 «Я хочу выиграть 3 Инта». Satanic – о TI 14, Spirit и Нуне
Затем Георгий побеседовал с Алимжаном «Watson» Исламбековым и Арманом «Malady» Оразбаевым:
- 📌 «Квинн как старший брат был». Watson об игре в Европе, рыбалке и матчмейкинге
- 📌 «У меня очень сильно все внутри разрывалось». Malady о вылете с Рияда, синергии с Ватсоном и новой команде
Пятым собеседником стала новая четверка Team Yandex – Мартин «Saksa» Саздов, который уже в топ-3 турнира. Поговорили с ним:
- о роли Доты в его жизни;
- почему Пайкатт и Мидван – лучшие тиммейты;
- каково быть самым высоким про-дотером;
- и почему был против Найтфолла в Tundra.
– Мартин, тебе нравится в Сербии?
– Да, находится очень близко ко мне: я приехал сюда на машине, что удобно (Кибер: Сакса родом из Северной Македонии). И все остальное тоже хорошо. Я уже бывал здесь раньше – выигрывал турнир.
– Однажды я летел из Сеула с женской командой сборной России по волейболу, и им крайне непросто давался перелет. Трудно быть парнем ростом 2 метра?
– Иногда, особенно когда путешествуешь... Самолеты... Порой бывает неудобно, но в целом все нормально.
– А как насчет того, что ты сидишь за компьютером 24/7? Это сложно?
– Да, бывает сложно, особенно когда занимаешься этим столько лет. Из-за этого у меня были проблемы со спиной. Чтобы их не было, нужно хорошее эргономичное кресло. Я как раз скоро собираюсь такое купить (смеется).
– Есть ли какие-то упражнения, которые помогают тебе с проблемами со спиной? У меня тоже есть похожие трудности, но в основном с шеей.
– Думаю, растяжка очень важна. Иногда она помогает мне при болях в пояснице. Я ходил в место, где делали декомпрессию позвоночника. Там поработали с моей спиной, а потом рассказали, какие упражнения нужно делать, чтобы избавиться от болей. И я их делаю. Прогулки тоже важны, очень помогают.
– Что еще порекомендуешь?
– Очень важно питание. Никакой вредной пищи, старайтесь есть здоровые блюда. Как можно меньше хлеба и побольше белка, чтобы нарастить мышцы, – это помогает. Просто обычные правила здоровья.
– Здесь, в Сербии, ты выглядишь довольно счастливым. Считаешь себя счастливым человеком?
– Сложный вопрос.
– Давай так: почему ты играешь в Доту и чем она тебя так радует?
– Дота помогает мне сфокусироваться. У меня нет какой-то большой цели в жизни – я до конца не понимаю, чего хочу. А когда слишком много свободного времени, легко стать несчастным или даже сойти с ума. Поэтому важно иметь цель в жизни, особенно мужчине. В этом смысле Дота отлично справляется со своей ролью.
А еще Дота радует, когда ты в команде: вы играете вместе, пытаетесь победить, чего-то достичь. Это приятно и очень помогает.
Другое дело в пабах – играть с людьми, которые пытаются испортить тебе день… Нужно быть очень стойким морально, чтобы выдерживать подобное поведение каждый день в течение многих лет. Но все равно Дота помогает мне. Это самое важное, на чем я сосредоточен.
– Мне интересно, почему люди спорят друг с другом в Доте, особенно в командах. Почему так сложно быть на одной волне?
– Дота – сложная игра со множеством путей к победе. В команде пять человек, у каждого своя идея, как выиграть. И кто-то расстраивается, когда выбирают не его виденье. Это часто происходит даже в командах, не говоря уже о пабах.
Для некоторых людей Дота – это способ отдохнуть: у них был хреновый день, они заходят в Доту, выплескивают эмоции. Но пока кто-то расслабляется, другие злятся. Ну а дальше все по накатанной.
– Сегодня я слышал мнение, что когда русские разговаривают, иностранцы воспринимают их фонетику как ругань. Как ты воспринимаешь язык и как он звучит для тебя?
– Со стороны действительно похоже на ругань. Когда люди разговаривают, их слова часто звучат агрессивнее, чем они того хотят. В этом нет ничего плохого – просто, возможно, все идет из пабов: там люди перенимают манеру общения друг у друга. В итоге речь кажется чуть резче, чем есть на самом деле.
– Как все сложилось с ребятами из Team Yandex?
– После ухода из Tundra был выбор: сделать небольшой перерыв или попробовать присоединиться к какой-то команде, если поступит действительно хорошее предложение. Сначала я решил сделать перерыв, потому что не видел подходящих вариантов. Но потом поговорил с Ватсоном, и появилась возможность присоединиться к Team Yandex. После этого мы решили попробовать, посмотреть, как пойдут дела. И пока что все даже лучше, чем я ожидал. Мне нравятся ребята в команде, с ними очень легко работать.
– А общаться?
– Общаться нормально. Иногда они разговаривают между собой по-русски – мне это не мешает. Я знаю, что когда они говорят по-английски, то обращаются ко мне, так что все довольно просто. Ребята очень классные, стараются почаще переходить на английский, чтобы мне было легче. Да и говорят они неплохо, так что нам легко понять друг друга. Проблем нет.
– За долгую карьеру ты играл со многими великими капитанами. Кто был для тебя лучшим, чему ты научился у него и какие интересные черты можешь выделить?
– Наверное, Снейкинг. Он капитан, у которого нет слишком жесткого мнения. А я хочу, чтобы мой капитан был как раз человеком, который готов выслушать других и принять чужие мнения. Тем, кто пытается найти лучшее решение для команды. Можно играть с капитанами-диктаторами, но я не люблю такой стиль.
Обычно капитаны играют на пятерке, и, возможно, не до конца понимают, чего хочет керри или мидер. Они не понимают, как должна выглядеть их игра. И когда они навязывают свое мнение, то часто ошибаются. Поэтому я считаю, что капитан должен быть открытым и понимающим. От этого лучше каждому и всей команде в принципе.
– А что для тебя было самым сложным в игре с капитанами-диктаторами?
– Обычно все сводится к следующему: либо будет, как они хотят, либо никак. И ты должен их слушать, потому что если попытаешься сделать нечто другое, начнутся споры, разборки, и вы не сможете прийти к общему мнению.
– Разборки, как у Пуппея?
– (Смеется) Нет, я не про рукоприкладство, а про ненужные споры.
– Кто был твоим лучшим тиммейтом в карьере? N0tail?
– N0tail хорош, но я не скажу, что он был лучшим. Думаю, им был Pajkatt. Я бы сказал, Pajkatt и MidOne.
Pajkatt, потому что он один из первых, с кем я играл в команде. Он очень помог мне на старте карьеры: разглядел мой потенциал, учил быть хорошим тиммейтом, как себя вести. Честно говоря, тогда я думал, что все будут такими же хорошими, как он. Но спустя годы я понял, что это не так. Pajkatt знал, как быть хорошим тиммейтом и хорошим человеком.
– Не кажется, что его всегда недооценивали?
– Да, конечно. Он мог бы легко выиграть TI. Я думаю, он один из великих умов Доты, который многое знает об игре, но, к сожалению, не смог это в полной мере реализовать. Он был действительно хорош, но не добился такого же успеха, как другие.
– А что насчет MidOne?
– У него отличная энергетика. С ним очень легко ладить, никаких проблем, а его преданность Доте достойна восхищения: он всегда стремится стать лучше и лучше, до сих пор. Это то, чему я научился у него. И даже сейчас, после OG, мы по-прежнему дружим и общаемся. Мне нравится играть с ним, и мы даже снова почти попали в одну команду.
– Как бы ты описал свой стиль игры? Кто такой Сакса в Доте?
– Я играю лучше всего, когда у меня есть свобода: делаю то, что хочу, могу легко экспериментировать, никто не навязывает идеи. Когда занимаю большую часть карты и таким образом оказываю давление на команду противника. Давление, которое не очень видно со стороны. Может, я не лучший игрок в Доту, но достаточно скилловый и со специфическим стилем игры, который есть далеко не у каждой четверки.
– Говорят, что Gh – самый спокойный, хладнокровный и добрый человек. Я бы сказал то же самое о тебе, потому что за много лет ни разу не слышал о конфликтах с твоим участием. Как тебе удается оставаться таким спокойным?
– Я не всегда такой. Например, ни разу не слышал, чтобы Gh говорил что-то плохое в пабе, а я точно сильно ругался. С возрастом я стал немного спокойнее, но когда был моложе, если что-то меня злило, – спорил и не отступал. Сейчас, даже если кто-то раздражает и пытается со мной препираться, я просто говорю: «Хорошо, ты прав» и отступаю, просто успокаиваюсь. Ухожу от конфликта.
– Когда ты заметил эту перемену в своем отношении?
– Наверное, 3-4 года назад. Определенно после победы на TI я стал гораздо спокойнее. Все-таки я достиг цели – можно позволить себе быть чуть расслабленнее. Сейчас стараюсь оставаться хорошим тиммейтом: не всегда важно играть на пределе, иногда нужно вовремя отступить, дать людям передохнуть, сохранять позитив. Это на самом деле имеет огромное значение.
– Я не против, если ты не будешь отвечать на следующий вопрос. Что случилось между тобой и Найтфоллом в Tundra?
– Честно говоря, я не испытываю к нему неприязни как к человеку. Я восхищаюсь его стремлением к победе – из всех игроков, которых ты знаешь, он хочет победить больше всех. Но я считаю его подход неэффективным. И он не подошел Tundra, как мне кажется.
Например, в Tundra для нас было очень важно правильно общаться во время игры. Мы часто молчали, но если уж кто-то говорил, то только по делу. Никаких лишних слов, никакой болтовни. А с Найтфоллом все было иначе: казалось, в команде просто не оставалось пространства, чтобы другие могли высказаться. Мы пытались над этим работать, но безрезультатно. Он показался мне слишком упрямым в этом вопросе, и я не был уверен, что ситуация улучшится – он просто из тех, кто говорит слишком много. Тогда я и решил, что он нам не подходит.
– Чтобы выигрывать турниры, нужна удача? Или просто больше навыков, подготовки и правильный настрой?
– Настрой очень важен. Многие команды из-за напряжения, страха и неправильного настроения играют не в полную силу. Возьмем OG на TI8: они точно не были лучшей командой, но благодаря своему настрою выиграли турнир.
Еще важен опыт. Когда выходишь на топ-уровень, со временем приходит понимание: нет смысла так сильно нервничать. Это помогает.
– Как оцениваешь статус The International, состояние профессиональной сцены Доты и ее будущее?
– Хорошо, что нет DPC. Классно, что турниры идут постоянно, ведь теперь ты можешь играть, зарабатывать больше денег и путешествовать.
Я думаю, дело в Valve. Они могли бы сохранить TI крупнейшим турниром, просто им, похоже, не хочется прилагать усилия. Инт уже не такой престижный, как раньше, но все еще остается главным событием года, а титул чемпиона TI по-прежнему многое значит. Если Valve приложит немного усилий, выпустит Боевой пропуск, – люди умоляют о Боевом пропуске! – это очень поможет.
Но интерес к TI по-прежнему велик. Честно говоря, я думал, что к этому моменту профессиональная сцена умрет. Но она все еще жива и может легко просуществовать еще 10 лет.
– Что ты почувствовал, когда выиграл TI? Ты осознал это сразу после финала или понадобилось время?
– Мне понадобилось несколько дней, чтобы полностью осознать это, проанализировать. Я почувствовал облегчение и подумал: «Это нормально? Мы только что выиграли TI, почему это было так легко?» Но мы вложили много труда в этот турнир, полтора месяца тренировались без перерыва. Победа на TI – это не удача, победа на TI – это результат подготовки.
– Каков твой следующий большой шаг?
– Сейчас это попытка сделать Team Yandex одной из лучших тир-1 команд. Думаю, я могу оказать положительное влияние благодаря опыту. Я могу помочь им стать лучше. Например, ввести некоторые командные привычки, которых у Team Yandex пока нет. Или предложить новый подход в тех вещах, что сейчас не работают. Это талантливая и потенциальная команда, а я просто попытаюсь вывести ее на новый уровень.
* * *
Благодарим BetBoom за помощь в организации интервью!
Фото: FISSURE.
Профи совсем рехнулись: игнорируют сильнейший Шард в Доте!
Все о FISSURE Playground 2: расписание, участники и где смотреть