«Первый на Олимпе» ощутимо отличается от реальности

Добавили драматизма и исказили характер.

«Первый на Олимпе» – отечественный спортивный блокбастер, посвященный легендарной победе советского гребца Юрия Тюкалова на Олимпийских играх 1952 года в Хельсинки. Картина Артема Михалкова показывает, с какими испытаниями пришлось столкнуться спортсмену на пути к олимпийскому золоту. Однако в сюжете фильма реальные события переплелись с художественным вымыслом.

В этом тексте разберемся, где в «Первом на Олимпе» правда, а где фантазии сценаристов.

📌 Кино, где гребут все – даже сценаристы: что не так с «Первым на Олимпе»

Загружаю...

 

Краткая реальная история

Юрий Тюкалов (Глеб Калюжный) действительно родился в Ленинграде, пережил блокаду, а в 1952 году завоевал олимпийское золото в Хельсинки. Позже, в двойке с Александром Беркутовым, он взял еще одно золото — в Мельбурне-1956, а через четыре года, в Риме, дуэт пополнил коллекцию серебром.

После завершения спортивной карьеры Тюкалов стал известным скульптором: участвовал в создании мемориала «Героическим защитникам Ленинграда» на площади Победы, оформлял атомные ледоколы «Арктика» и «Сибирь», а также выполнил бюст Петра I, установленный на могиле российского императора в Петропавловской крепости. «Вот такого Петра Алексеевича год назад установили в резиденции Путина на Валдае. У меня второй экземпляр», – с гордостью говорил Тюкалов в одном из интервью.

Тренерами Тюкалова были Вера (Елена Лядова) и Михаил Савримовичи (Артем Быстров). Вера Александровна, родившаяся в 1902 году, – двукратная чемпионка Европы и восьмикратная чемпионка СССР, причём последнее национальное первенство она выиграла в возрасте 54 лет. Воспитала целую плеяду чемпионок Европы и СССР.

Михаил Иосифович Савримович – восемнадцатикратный чемпион СССР, участвовал в Великой Отечественной войне, дошел до Берлина. После работал инженером трамвайного управления города Ленинграда и помогал жене в подготовке спортсменов.

Что показали в фильме

Хоть в основе «Первого на Олимпе» и лежат реальные события, художественных допущений было немало. Начать стоит с самого драматичного эпизода первой половины фильма – смерти отца на глазах юного Юры. В реальности Сергей Петрович Тюкалов служил во время войны кавалеристом, был демобилизован в 1944 году и умер лишь в 1972-м. То же самое относится и к матери главного героя, которая в фильме погибает где-то за кадром, тогда как в действительности прожила до 1993 года.

Загружаю...

За весла Юра Тюкалов взялся вовсе не из-за предсмертного крика «Греби и живи». Обстоятельства были куда менее трагичными: «На Неве, у Ивановских порогов. Там было три деревни – Островки, Оранжерейка и Маслово, в последней Тюкаловы снимали у ингерманландцев дачу – это уже после того, как бабушку «раскулачили»... Так вот, когда отец после рабочей недели добирался до левого берега Невы, его надо было перевезти к нам, на правый. У местного бакенщика брали лодку и перевозили. Сначала взрослые на веслах сидели, а когда я подрос, стал большим семилетним мужиком, то сам стал батю возить. Так и научился грести».

При этом реальные мрачные страницы в биографии юного Юры авторы картины почему-то проигнорировали. Речь о блокаде, которую тот пережил. В одном из интервью Тюкалов вспоминал, как целый месяц в соседней комнате лежали четыре покойника.

Не было в реальности и главного антагониста картины – тренера Ивана Колосова (Андрей Смоляков). Во время подготовки к Олимпиаде никто не пытался исключить Тюкалова из сборной и не плел заговоры против его тренеров. Конфликты с начальством у спортсмена действительно случались, но гораздо позже – главным образом потому, что он по просьбе тренеров и товарищей по команде пытался добиться для гребцов лучших условий. Тюкалов это так объяснял: «И вот когда высокие спортивные и комсомольские руководители приезжали, меня тренеры выставляли: ты у нас первый олимпийский чемпион, ты из блокады, медаль имеешь, ты наши права и защити. Я и защищал. И дозащищался».

Загружаю...

В фильме также показали, что Тюкалов поступил в Мухинское училище исключительно по протекции Михаила Савримовича. В реальности же будущий скульптор добился всего сам: «Отец писал пейзажи Левитана, Поленова. Он был для меня примером и, может быть, поэтому я пошел в Мухинское училище. Долго готовился, родителям рассказал об этом, только когда поступил. Папа сказал: «Ну и молодец». Никто, в общем, за меня не просил, никто не возился, все сам».

Скорее всего, выдумка и любовная линия между главным героем и художницей Шурой (Ирина Паутова). По крайней мере, никаких подтверждений показанному на экране найти не удалось, а сам Юрий Петрович в интервью даже не упоминает имени первой супруги.

При этом фильм достаточно точно передает многие детали подготовки к играм. Предолимпийские сборы, с которых герой, разумеется, не сбегал со скандалом, действительно были крайне тяжелыми и изнуряющими. Тюкалов вспоминал: «Решение участвовать в Олимпийских играх пришло поздно, в декабре 1951-го. Нас срочно закинули в Поти. Звали мы его «Поти на болоте»… Бань нет – грузины мылись ледяной водой. Для нас специально грели – еле тепленькая была…Из еды у нас – макароны да мясо буйволов. Жесткое, сплошные жилы. Так, начальство распорядилось выдавать изредка рис, который предназначался школам, детским садам….».

Реальный Тюкалов действительно делал упор на выносливость, вдохновляясь фразой знаменитого английского тренера по академической гребле Стива Фэрберна: «Мили делают чемпионов». Чтобы развить силу и характер, Юрий Петрович, как это и показано в картине Михалкова, устраивал своеобразные соревнования с речными пароходами: «Я постоянно эту самую выносливость тренировал, гоняясь по Неве наперегонки с пароходами «Назия» и «Шальдих» (они возили отдыхающих от Летнего сада до ЦПКиО – это примерно пять километров). Они мне фору метров шестьсот давали, разика четыре туда-обратно отмолотишь…».

Загружаю...

Верно в фильме показана и разница в телосложении между Тюкаловым и его соперниками. На их фоне Юрий действительно выглядел щуплым: «В Финляндии меня называли «русским медведем»… В «медведе» было всего 69 килограммов при росте 181 сантиметр – тот еще медведь! Такой дурацкий стереотип: раз русский, значит, медведь, мол, русские только силой и берут. А между тем и полицейский из Австралии Вуд, и сын американского миллионера и знаменитого гребца Джона Келли, тоже Джон, были физически куда мощнее меня. От природы, наверное, да и харч у них не тот был, что у нас».

Достоверно в фильме показано, как проходила Олимпиада. Малоизвестный советский спортсмен Юрий Тюкалов действительно на пути к золоту последовательно обошел двух признанных фаворитов. В полуфинале Тюкалов опередил американца Джона Келли – сына знаменитого олимпийского чемпиона и брата Грейс Келли, будущей княгини Монако, а в финале – австралийца Мервина Вуда, чемпиона предыдущей Олимпиады. Этот триумф стал сенсацией Хельсинки-1952 и первым олимпийским золотом в истории советской академической гребли.

Кстати, о главном идеологическом сопернике Тюкалов вспоминал с неожиданной теплотой: «В американце Джоне Келли не было вообще никакой злости… В 1962-м встретились в Штатах – предложил остаться, обещал шикарные условия. Сам будет платить».

При этом вся драматургия олимпийского финала – выдумка сценаристов. В фильме главный герой стартует значительно позже соперников из-за внезапной новости о смерти своего тренера Михаила Савримовича.

На самом деле Михаил Иосифович прожил до 1967 года, а никакой задержки на старте не было. В реальности Вуд действительно вначале вырвался вперед, но прежде всего из-за выбранной Тюкаловым тактики: «Сильный ветер поднимал волну. Вуд лидировал, но я работал чище, экономичнее. За счёт этого опередил». Помог советскому спортсмену и опыт тренировок в сложных погодных условиях: «Многие гребцы тренируются на гладкой воде. А я специально выходил на Большую Неву, когда были волны с барашками. Оттачивал технику».

Загружаю...
Юрий Тюкалов и Марвин Вуд

Наконец, экранный Тюкалов заметно отличается по характеру от своего реального прототипа. В «Первом на Олимпе» герой Глеба Калюжного – замкнутый, травмированный, не доверяющий миру сирота, человек, живущий в тени случившихся потерь. Настоящий Юрий Тюкалов был полнейшей его противоположностью: жизнерадостный балагур, душа компании, остроумный рассказчик с множеством талантов. Сразу после войны он участвовал в ленинградском конкурсе песни, а потом вспоминал: «Когда учился в Мухинском, художник Толя Матлашенко говорил: «Юра, с твоим голосом не в «Муху» поступать, а в консерваторию! Упускаешь золотую жилу!».

Тюкалов любил пошутить, в том числе и над собой. Например, когда рассказывал о победе на Олимпиаде в Хельсинки: «Решил стартовать в своей старенькой форме – хлопчатобумажной маечке с тряпочным гербом и сатиновых трусах, купленных в ленинградском магазине за рубль двадцать. От времени и тренировок трусы в самом укромном месте истлели. Накануне гонки заштопал. В Хельсинки меня здорово поддерживала группа итальянских болельщиков. Когда выиграл, они подняли на руки, стали качать. Нитки разошлись – и вывалилось мое хозяйство».

***

«Трон: Арес»: Джаред Лето 2 часа пытается превратиться в человека

Кого показали в «Рыцаре Семи Королевств»? Здесь прадед Дейнерис и предок Бриенны Тарт!

«Монстры: Эд Гейн»: как историю маньяка превратили в фанфик


Фото: РИА Новости/Анатолий Гаранин