10 лучших боди-хорроров к Хэллоуину
От классики до современных.
Боди-хоррор – один из самых шокирующих поджанров кинематографа. Он исследует страхи, связанные с трансформацией, мутацией и разрушением человеческого тела. В этом посте мы вспомним о культовых боди-хоррорах – от самых первых, определивших жанр, до более современных.
«Муха» (The Fly, 1986)
Ремейк Дэвида Кроненберга стал одним из величайших фильмов ужасов всех времен. История повествует о блестящем, но эксцентричном ученом Сете Брандле (Джефф Голдблюм), разработавшем устройство для телепортации. Из-за неудачного эксперимента, во время которого в телепортационную капсулу попадает муха, Сет медленно превращается в гибрид человека и насекомого. В главных ролях также снялись Джина Дэвис (которая в то время встречалась с Голдблюмом в реальной жизни) и Джон Гец.
Трансформация в муху – самая запоминающаяся часть фильма. Гримеры даже получили «Оскар» за свою работу – и спустя почти 40 лет фильм не выглядит устаревшим и отталкивающим. А знаменитый слоган картины «Бойся. Очень бойся» стал частью поп-культуры и цитировался в бесчисленных фильмах и телешоу.
«Нечто» (The Thing, 1982)
Хоррор Джона Карпентера рассказывает о группе американских исследователей на антарктической станции. Они сталкиваются с инопланетным организмом, способным принимать облик любого живого существа. Карпентер сделал все возможное, чтобы зритель почувствовал ту же атмосферу, что и полярники. Он не показывал истинный облик «нечто», чтобы зритель и сам начал подозревать всех персонажей в заражении.
Критики и зрители прохладно встретили фильм – его даже номинировали на «Золотую малину» (в категории музыки). Среди причин провала называют высокую конкуренцию («Инопланетянин», «Бегущий по лезвию», «Рокки 3», «Звездный путь 2: Гнев Хана» и «Огненный лис» Клинта Иствуда про советских и британских шпионов) и даже новый виток обострения холодной войны. Но спустя годы люди поняли, что недооценили «Нечто». Теперь фильм можно встретить во множестве топов самых страшных хорроров.
«Видеодром» (Videodrome, 1983)
Макс Ренн (Джеймс Вудс) – директор небольшого телеканала, построенного на провокационном контенте. Он случайно ловит сигнал другого канала «Видеодром», на котором показывают снафф-видео и жестокие пытки. И ему начинает нравиться происходящее. Вскоре у Ренна начинаются галлюцинации. Ему кажется, будто ему продырявили живот. Во время съемок сцен с разрезом на груди Вудс был буквально вмонтирован в диван с приклеенным к нему протезом, и он поклялся, что больше никогда не будет работать с чем-то, что нужно приклеивать к телу.
По старым фильмам интересно наблюдать, как люди в те времена представляли себе будущее. Дэвид Кроненберг показал, что бывает с людьми, которые слишком выпадают из реального мира ради виртуального. В его представлении зло выглядит как кассеты – а сейчас уже выросло поколение людей, которые ими никогда не пользовались. Но общий посыл от этого не меняется – побег из реальности в вымышленный мир никогда не заканчивается хорошо.
«Восставший из ада» (Hellraiser, 1987)
Режиссерский дебют Клайва Баркера представил миру одного из самых узнаваемых злодеев хоррора – Пинхеда. Фильм рассказывает о таинственной головоломке-коробке, которая призывает сенобитов – группу внеземных садомазохистских существ, не различающих боль и удовольствие. Ранее Баркер рассказывал в интервью, что в юношеские годы занимался проституцией, включая БДСМ-практики. Пережитый опыт вдохновил его на создание фильма.
Даг Брэдли, лучший друг Баркера еще со школы, изначально не хотел играть Пинхеда из-за грима – он считал, что его лицо будет неузнаваемым под таким слоем макияжа и накладной кожи. Тем не менее, именно роль Пинхеда принесла ему всемирную известность. Брэдли сыграл его в восьми частях «Восставшего из ада» и озвучил в двух играх.
«Общество» (Society, 1989)
Режиссерский дебют Брайана Юзны – сатирический боди-хоррор о подростке из Беверли-Хиллз, который подозревает, что его богатая семья является частью жуткого культа социальной элиты. Он ходит к психологу, который убеждает его, что это неправда, но вскоре Билли убеждается, что он все это время был прав. Фильм превращает метафору классового неравенства в реальность – правящий класс оказывается видом мутантов-оборотней, которые буквально питаются низшими классами.
Работа гримеров заслуживает отдельной похвалы – их даже наградили на Брюссельском кинофестивале. Гении смогли изобразить торчащее из задницы реалистичное лицо, которое можно назвать визитной карточкой фильма. Это не единственный шокирующий образ в фильме, но самый запоминающийся.
«Голова-ластик» (Eraserhead, 1977)
Дебютный полнометражный фильм Дэвида Линча стал культовой сюрреалистической картиной, снятой в черно-белом формате. Джек Нэнс сыграл Генри Спенсера, странного заводского рабочего, которого мучает сильная тревога из-за рождения отвратительно деформированного ребенка-мутанта. Деформированный младенец был создан из тела забальзамированного теленка, которое Линч, по слухам, закопал после производства. По сюжету мать бросает их, и Генри остается с инвалидом в одиночестве. Ему в голову приходят самые жуткие галлюцинации.
Производство фильма заняло пять лет из-за финансовых трудностей. Никто не хотел финансировать настолько нестандартный сюжет, поэтому только добровольные пожертвования и подработка Линча поддерживали съемки на плаву. Когда производство затянулось, Линчу пришлось больше года спать в той же комнате, которая использовалась как спальня Генри. И ему даже приходилось развозить газеты, чтобы заработать на съемки.
«Сырое» (Raw, 2016)
Дебютный полнометражный фильм Жюли Дюкурно рассказывает про Жюстин (Геранс Марилье): вегетарианку, которая начинает свой первый семестр в ветеринарной школе. В качестве обряда посвящения Жюстин приходится съесть сырые почки кролика. И так она открывает в себе странную тягу к сырому мясу, в том числе человеческому.
Сырая курица, которую Жюстин ест из холодильника, на самом деле сделана из сахара – сцена не отбила у Геранс Марийе желание есть курицу, но заставила ее навсегда отказаться от конфет. На показе в Гетеборге несколько зрителей потеряли сознание и их стошнило, более 30 человек покинули кинотеатр досрочно, так что пришлось сделать перерыв. Режиссер называла фильм историей взросления, замаскированной под хоррор о каннибализме.
«Титан» (Titane, 2021)
Еще один боди-хоррор Жюли Дюкурно стал вторым фильмом режиссера, получившим «Золотую пальмовую ветвь». Таким образом Дюкурно стала второй женщиной-режиссером, получившей эту престижную награду, и первой, выигравшей ее в одиночку. Она рассказала историю Алексии, которой имплантировали титановый протез в череп после автомобильной аварии. Повзрослев, Алексия приобретает необычный фетиш – на автомобили, и занимается сексом с «коллегой» по автовыставке.
Фильм сняли с бюджетом всего 6,6 миллиона долларов, зато он стал одним из самых обсуждаемых фильмов 2021 года. Дюкурно создала смелую историю, в которой исследуются темы гендерной идентичности, трансформации тела и семейных связей через призму экстремального боди-хоррора. Фильм был выбран французской заявкой на «Оскар» в категории «Лучший международный фильм», но не попал в шорт-лист. На 47-й церемонии вручения премии «Сезар» картина была номинирована на четыре награды, включая «Лучший режиссер» для Дюкурно и «Самая многообещающая актриса» для Русель. Критики сравнивали фильм с работами Дэвида Кроненберга, и самому Кроненбергу фильм тоже понравился.
«Гадкая сестра» (Den Stygge Stesøsteren, 2025)
Дебютный фильм норвежского режиссера Эмили Блихфельдт – еще одна современная интерпретация «Золушки», но уже не от лица Золушки, а от лица одной из ее сестер. По сюжету, мать двух дочерей выходит замуж за богача и после его внезапной смерти вынуждена выдать дочерей замуж, чтобы выбраться из долгов. Ее родные дочери Эльвира и Альма уступают в красоте дочери ее мужа Агнес. Мать заставляет старшую, Эльвиру, пройти буквально через пытки, чтобы поправить внешность – ей ломают нос, кормят ленточными червями и заставляют голодать. На балу «прекрасный принц», которому хотят сосватать Эльвиру, уделяет куда больше внимания Агнес, чем Эльвире.
34-летняя Блихфельдт не знала о существовании жанра «боди-хоррор» до 2015 года, пока не посмотрела «Автокатастрофу» 1986 года. Это вдохновило ее пересмотреть «патриархальную» историю Золушки. Блихфельдт, которая сама пережила сомнения по поводу своего тела при взрослении, передала все женские страхи через эту героиню.
«Субстанция» (The Substance, 2024)
Еще один боди-хоррор от женщины-режиссера – «Субстанция». Он стал одним из самых обсуждаемых фильмов 2024 года и собрал более 77 миллионов долларов при бюджете в 18 миллионов. В «Субстанции» Деми Мур сыграла Элизабет Спаркл, бывшую звезду аэробики, которую уволили после 50-летия. В отчаянии она принимает таинственный препарат и создает более молодую версию самой себя по имени Сью, которую исполнила Маргарет Куэлли. Вскоре «старая» и «новая» версии ее тела начинают конфликтовать за управление телом.
Фильм получил премию за «Лучший грим и прически» на 97-й церемонии вручения «Оскара», а Деми Мур выиграла первую крупную награду за более чем 40-летнюю карьеру – «Золотой глобус» за лучшую женскую роль. Также ее номинировали на «Оскар» за лучшую женскую роль. Фаржа, которая снимает с 2003 года, тоже получила награду – в Каннах за лучший сценарий.
* * *
«Дом динамита»: политический триллер о последних минутах перед ядерным апокалипсисом